Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10332Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Синдром исчезнувшего близнеца» как один из пренатальных факторов формирования личностных особенностей человека 853

|

Дмитриева С.С.
Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Владивосток, Россия

Панченко Л.Л.
Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Владивосток, Россия

Ссылка для цитирования

Полный текст

Интерес исследователей с каждым годом все чаще сосредотачивает­ся на проблемах раннего развития человека. При этом, говоря о личност­ных особенностях человека, важно понимать, чем они обусловлены. Зна­чительный вклад в понимание детерминации развития человека внесла Теория Вероятностного Эпигенеза Гильберта Готтлиба (2002), которая ут­верждает, что развитие (в том числе пренатальное) определяется «крити­ческим взаимодействием эндогенных и экзогенных факторов на четырех уровнях (генетическая деятельность, нейрональная деятельность, поведе­ние и окружающая среда). С этой точки зрения функция (опыт, или «функциональная деятельность», или «поведение») влияет на соответст­вующую структуру. Можно сказать, что там, где происходит развитие, фак­торы окружающей среды определенно играют свою роль: нет развития без опыта. Таким образом, факторы окружающей среды влияют на развитие еще нерожденного человека «с самого начала» и даже до того, например, через уникальные индивидуальные качества спермы и яйцеклетки, через качество физической и эмоциональной экологии женского тела и т. д. Эта перспектива также применима к анатомии и физиологии, как и к поведе­нию и эмоциональному опыту. Именно пренатальное развитие ясно пока­зывает, что тело и психика неразрывно связаны.

Окружающая среда, особенно в течение определенных чувствитель­ных фаз, может оказать влияние на еще нерожденного человека и, вероят­но, на всю его жизнь. Были сделаны удивительные находки в исследова­ниях «пренатального программирования» хронических заболеваний, та­ких как сердечно­сосудистые заболевания, повышенное давление, диабет и ожирение. Эксперименты на животных показывают, что плод адаптиру­ется к враждебным условиям окружающей среды, используя свою энер­гию, в первую очередь, для развития мозга и в гораздо меньшей степени для развития других телесных функций. В результате это приводит, кроме всего прочего, к меньшему весу при рождении, который рассматривается как симптом неоптимальной пренатальной окружающей среды [13].

На сегодняшний день проведен целый ряд исследований, посвя­щенных теме пренатальных и перинатальных влияний на личность и пси­хофизическое развитие человека. Например, исследования стресса и пси­хотравмирующих ситуаций представляют доказательства того, что не только физические, но также и психологические условия, будучи переда­ваемыми организмом беременной женщины, влияют на психофизическое развитие ребенка. Долгосрочные исследования показывают, что последст­вия пренатального стресса и психотравмирующих ситуаций могут быть самые различные. Приведем примеры только некоторых из них. В мла­денческом возрасте это невропатия, чрезмерная возбудимость и наруше­ние саморегуляции. В детском возрасте это более раннее появление стра­хов, снижение адаптивности, недостаточный контроль импульсов, повы­шенная агрессивность, эмоциональные расстройства, поведенческие на­рушения и высокий уровень социальных проблем. Во взрослом это могут быть специфичные страхи, склонность к асоциальному и суицидальному поведению, конфликтность и стремление самоутвердиться, нарушения по­ловой идентификации, поиск помощи извне в ситуации стресса и др. [2, 3, 4, 12]. Ряд этих последствий может оставлять заметный отпечаток на лич­ности человека и, возможно, на всю его последующую жизнь.

Одним из малоизученных, но очень важных пренатальных факто­ров, влияющих на личностные особенности человека, является «синдром исчезнувшего близнеца». Суть этого синдрома заключается в том, что во время беременности двойней на определенном сроке, как правило, в пер­вом триместре, один из близнецов по ряду причин погибает. В некоторых случаях зародыш вместе с зародышевым мешком абсорбируется в орга­низм матери или близнеца, в других случаях происходит выкидыш, но, так или иначе, теряется только один ребенок из пары [1, 6, 7, 17].

Об этом феномене в психологическом аспекте зарубежные ученые впервые активно заговорили в 80­е – 90­е годы ХХ века. К этому периоду был накоплен значительный практический опыт «клиент­терапевтических» отношений по данной проблеме, и по мере совершенст­вования процедур УЗИ, все больше прояснялись и подтверждались под­линные психологические причины возникающих у ряда детей и взрослых психологических затруднений. Отметим, что мнения ученых расходятся в вопросе о том, с какого срока беременности потеря близнеца оказывает влияние на выжившего близнеца. Одни авторы считают, что о последстви­ях утраты можно говорить только в случае гибели эмбриона после 10–15 недели беременности [15, 17], другие говорят о том, что психологические последствия утраты могут иметь место и до 10–12 недель [7, 16, 17]. В на­стоящее время споры по этому вопросу продолжаются, и в данном направ­лении необходимы дальнейшие исследования.

Для того чтобы понять последствия потери близнеца, необходимо понять характер их взаимоотношений. Близнецы имеют сильную привя­занность друг к другу. Р. Сэндвисс говорит о том, что связь между ними может быть настолько глубокой и интимной, что она пересекает эмоцио­нальные, психологические, духовные и даже физические границы [16]. Науке известно много фактов, когда близнецы разделены с рождения, но интуитивно знают о существовании брата или сестры. А в случае воссоеди­нения во взрослом возрасте между ними быстро устанавливается высокий уровень интимности, свойственный близнецам, растущим с рождения вме­сте [9]. Потеря близнеца может вызвать глубокое потрясение. Это может привести к нарушениям идентичности, стратегий выживания, механизмов совладания со стрессом, а также может стать основой эмоциональных и психологических проблем у выжившего близнеца. Ряд психологов утвер­ждают, что выжившие близнецы могут настолько глубоко страдать от по­тери, что некоторые из них требуют поддержки на протяжении всей жизни [8, 15 и др.].

Дж. Вудвард, психотерапевт из Великобритании, провела обширные исследования потери близнецов в своей клинической практике. Она при­шла к выводам, что такого рода потеря может повлиять в целом на лич­ность выжившего близнеца, его способность доверять окружающим, на его эмоциональное состояние, на желание жить [18].

Другой психотерапевт из Великобритании, О. Сэндбэнк, приводит доказательства влияния пренатальных и перинатальных потерь близнеца на личность выжившего. В частности, некоторые из них переживают глубо­кое чувство утраты без сознательного знания того, что они близнецы [15]. В свою очередь, американская исследовательница К. Дэнис говорит о том, что страх спать в одиночестве, внезапный страх потеряться или быть брошен­ным, глубокое одиночество, беспокойство, возвращающиеся сны о близне­це, расстройство пищеварения, «голоса», критическая эмоциональная чув­ствительность, шизофрения и даже раздвоение личности – все это может быть следствием «синдрома исчезнувшего близнеца». Если выживший близнец не знает, что он «безблизнецовый близнец», он не может справить­ся с этими непонятными эмоциями. Если же он знает о том, что потерял близнеца, то возможности терапии такой травмы очень велики [11].

На основании анализа работ разных авторов можно выделить сле­дующие психологические проявления последствий утраты близнеца в утро­бе матери: склонность к депрессии, изоляции, одиночеству, чувству вины, чувству незащищенности, тревоге, горю, печали; триада чувств «вина, гнев, страх»; восприятие мира как небезопасного, страх смерти, агрессия по от­ношению к окружающим; дезориентация, диссоциация, нарушения струк­тур привязанности; сложности идентификации и выстраивания отношений; психосоматические расстройства и др. [7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18].

По результатам данных исследований мы видим, что выживший близнец может переживать патологическое горе, иметь разного рода эмо­ционально­личностные нарушения и психосоматические заболевания, что, несомненно, делает очень значимой проблему психологической помощи и поддержки людям, потерявших близнеца до рождения. Здесь важно при­нимать во внимание принятое в современной психологии и психотерапии многими авторами мнение о том, что чем раньше в онтогенетическом цикле произошла потеря или травма, тем более глубинные структуры психики она затрагивает. Также необходимо подчеркнуть значимость того, чтобы роди­тели знали об исчезновении одного из своих близнецов и говорили об этом с выжившим ребенком. Для этого необходима комплексная систематиче­ская работа по психологизации современного общества.

Литература
  1. За рубежом. – № 7. (1440). – 1988.
  2. Забозлаева И. В., Козлова М. А., Чернышева Л. В. Влияние психотравмирующих ситуаций во время беременности на дальнейшее развитие ребенка // Перина­тальная психология и нервно­психическое развитие детей; Сборник материалов межрегиональной конференции. – Спб., 1998.
  3. Захаров А. И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей // Пе­ринатальная психология и нервно­психическое развитие детей: сборник материа­лов межрегиональной конференции. – Спб., 1998.
  4. Кренц, И. Кренц Х. Пренатальные отношения: размышления об этиологии рас­стройств личности // Психотерапия: Ежемесячный рецензируемый научно­практический журнал. – 2003. – № 8. – С. 25–34.
  5. Лившиц В. М. Перинатальная психология // Научная и популярная психология: история, теория, практика URL: http://www.psychology­online.net/link.php. (дата обращения 20.12.2009).
  6. Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5–7 лет // Вопросы психологии. – № 4. – 1997.
  7. Babcock B. H. (2009). My twin vanished: did yours? USA, Tate Publishing&Enterprises, LLC.
  8. Boklage C. (1981). Twin Research 3: Twin Biology and Multiple Pregnancy, pp 155–165. On the Timing of Monzygotic Twinning Events.
  9. Brandt, W. (2001). Twin loss: a book for surviver twins. Leo, IN: Twinsworld.
  10. Case, B. (2001). Living without your twin. – Portland, OR: Tibbutt.
  11. Dennis Caryl, (1997), Whitman Parker. The Millennium Children:Tales of the Shift.
  12. Huizink A. (2000). Prenatal stress and its effect on infant development. Unpublished doctoral thesis: http://www.library.uu.nl/digiarchief/dip/diss/1933819/inhoud.htm.
  13. Nathanielsz PW. Life in the womb: The origin of health and disease. Ithaca, New York: Promethean Press, 1999.
  14. Piontelli, A. (2002). Twins: From fetus to child. – London: Routledge.
  15. Sandbank А. (1999). Twin and Triplet Psychology: Multi­Professional Guide to Working with Mulitples. – London: Routledge.
  16. Segal, N., & Blozis, S. (2002). Psychobiological and evolutionary perspective on coping and health characteristics following loss: A twin study. Twin Research, 5(3), 175­187.
  17. What Are the Rates and Mechanisms of First and Second Trimester Pregnancy Loss in Twins? // Clinical Obstetrics and Gynecology: March 1998. – Volume 41. – Issue 1. – pp 37–45.
  18. Woodward, J. (1999). The lone twin: Understanding twin bereavement and loss. – Lon­don: Free Association Books.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика