Социосфера Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера» ISSN: 2078-7081 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социосфера Исследование восприятия и переживаний отношений в семье у подростков 5–9 классов из коррекционной школы VII вида и общеобразовательной школы 658Ефимова Д.В. Полный текст
Статистические данные свидетельствуют об ухудшении состояния семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда при воспитании детей, сколько семья. Непростая ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания толерантной личности в открытой социальной среде. Особая воспитательная роль отводится именно семье. Это обусловлено ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. В рамках осуществляемого диссертационного исследования нами было проведено исследование восприятия и переживаний отношений в семье у подростков 5–9 классов из коррекционной школы VII вида и общеобразовательной школы с помощью методики «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, А. И. Захарова, Л. Корман). В исследовании участвовали более 200 учащихся: школьники 5–9 классов из коррекционной школы VII вида с диагнозом: задержка психического развития (ЗПР) и школьники из общеобразовательной школы, развивающиеся в норме (НПР). Рис. 1. Показатели средних арифметических по методике «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье) у подростков с ЗПР разных возрастов (5–9 классы) Анализ результатов данной методики (см. рис 1, 2) выявил следующее. У подростков с диагнозом ЗПР степень развития изобразительной культуры во время рисования имеет наивысший показатель в 5м классе и снижается к 7му классу. Психофизическое состояния ребенка незначительно снижается в 7м классе. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка ухудшаются в 8м и 9м классе. Общее восприятие и переживания ребенком отношений в семье наиболее обострены в 7м и 8м классе, а в 9м классе показатели возвращаются на более высокий уровень – 5го класса. Рис. 2. Показатели средних арифметических по методике
«Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и переживаний ребенком
отношений в семье) у подростков с НПР разных возрастов (5–9 классы)
У группы подростков с НПР степень развития изобразительной культуры во время рисования имеет прогрессирующий характер и возрастает к 9му классу. Психофизическое состояния ребенка незначительно снижается в 6м классе. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка незначительно ухудшаются в 6и и 7м классе. Общее восприятие и переживания ребенком отношений в семье наиболее чувствительны в 7м классе, а в 9м классе показатели поднимаются на самый высокий уровень. Рис. 3. Показатели средних арифметических по методике «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье) у подростков из школ ЗПР и НПР разных возрастов (5–9 классы) Сравнительный анализ учащихся с ЗПР и с НПР (рис. 3) позволил определить отличия: у учащихся с НПР более развита степень развития изобразительной культуры, выше показатели по шкале «Особенности внутрисемейных отношений», что свидетельствует о более теплой атмосфере в семье. Применение математической статистики (критерий Стьюдента) позволило обнаружить достоверность отличий между выборочными средними. При сравнении результатов учащихся 5х классов с ЗПР и НПР обнаружена достоверность отличий по фактору «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0146). При сравнении результатов учащихся 6х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0039) и «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0). При сравнении результатов учащихся 7х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0085); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0006); «Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (0,0355) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0,0033). При сравнении результатов учащихся 8х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0058); «Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (0) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0). При сравнении результатов учащихся 9х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0309); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0091) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0,0044). Таким образом, можно сделать вывод, что семья играет огромную роль в полноценном развитии детей и подростков, и что на сегодняшний день именно в семье могут и должны закладываться основы толерантного поведения, способствующего благоприятной адаптации детей и подростков в социуме. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Гутман В.В. Содержание образования в условиях современной образовательной действительности Психология образования | Шкитина Л.Ю. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|