Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Национальное самосознание подростков с различным уровнем толерантности 651

Ефимова Д.В.
Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Макаров Ю.А.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Полный текст

В рамках написания научной работы нами была проведена диагностика национального самосознания, посредством методики Г. У. Солдатовой­-Кцоевой. Уровень развития национального самосознания выражен в шкалах: национальная лояльность, самопривязанность, тревожность, авторитарная на­правленность, диалогическая направленность.

В результате диагностики были эмпирически выделены 3 группы подро­стков (см. рисунок 1): с низким уровнем национального самосознания – 45 %; со средним уровнем национального самосознания – 37,5 %; с высоким уровнем национального самосознания – 17,5 %.

Рисунок 1 . Уровни национального самсознания всей выборки подростков

Рисунок 2 отображает показатель среднего группового уровня развития на­ционального самосознания в группе толерантных и интолерантных подростков.

Рисунок 2. Показатель среднего группового уровня развития национального самосознания

Мы сопоставили особенности развития национального самосознания и некоторые личностные особенности (как отражение межличностных отноше­ний) испытуемых с выраженным толерантным отношением к представителям других этносов и этнических групп, интолерантным отношением и выражен­ным агрессивным (националистически настроенные) отношением (40 человек). Интересными показались результаты открытых вопросов анкеты «Националь­ное самосознание».

На 1 вопрос «Осознать свою принадлежность к той или иной националь­ности означает…»

  • Учащиеся русской национальности ответили: «…понять кто ты».
  • Учащиеся еврейской национальности ответили: «…выбрать жизненный путь, культуру, религию той национальности, к которой ты себя причисляешь».
  • Учащиеся мордовской национальности отвечали подобное: «…присоединить себя к обществу таких же, как ты».
  • Учащиеся татарской национальности: «…выделить себя из общества по национальному вопросу».

На вопрос 3 «Гордиться своей национальностью…»

  • Учащиеся еврейской национальности ответили: «…значит гордиться вы­сокими достижениями в науке и технике, сохранении самой древней ре­лигии».
  • Учащиеся мордовской национальности отвечали подобное: «…значит гордиться самобытностью культуры».
  • Учащиеся татарской национальности: «…значит гордиться самобытно­стью культуры, религии и сохранением чистоты нации».
  • Учащиеся русской национальности ответили: «…значит гордиться богат­ством культурных традиций, творчеством твоего народа».

При анализе анкеты выявлены дополнительные данные:

  • 5 % опрошенных собираются менять место жительства по семейным обстоятельствам;
  • 15 % – хотят сменить место жительства по экономическим условиям;
  • остальные 80 % место жительства менять не собираются. Полученные данные могут, предположительно, свидетельствовать о спо­койной миграционной обстановке в регионе.

На вопрос о совпадении национальности в паспорте с национальностью, к которой оптант себя относит, 80 % ответили, что национальность совпадает, 20 % ответили, что существует несовпадение, но 15 % из них не ощущают от это­го дискомфорта.

На вопрос, что является главным при определении национальности че­ловека, 30 % ответили, что главным является личное мнение человека; 10 %– национальность отца; и 30 % – национальность обоих родителей; 10 % – родной язык; 10 % – затруднились ответить.

В графе «Каким вам видится будущее для русских и нетитульных наро­дов, проживающих в России» получены следующие группы ответов:

  • светлым, хорошим, нормальным, богатым и процветающим, основанным на равенстве – ответили 29,7 % учащихся;
  • плохим, худшим, ужасным, небогатым, отрицательным –16,2 % учени­ков;
  • разным для всех, таким, каким его создадим – 21,6 %;
  • время покажет, туманным, затрудняюсь ответить – 5,4%.

В группе толерантных готовы/не готовы принять лиц другой националь­ности в качестве (см. таб. 1.):

Таблица 1

В группе интолерантных готовы/не готовы принять лиц другой нацио­нальности в качестве (см. таб. 2):

Таблица 2

При измерении уровня национального самосознания выявлено, что в группе толерантных учащихся национальное самосознание развито в два раза больше (М = 25,6), нежели в группе интолерантных (М = 11,3). Национальное самосознание в толерантной группе характеризуется высокой степенью важно­сти мирных и дружеских отношений между нациями, отсутствием агрессии, «нациофобии». В группе интолерантных, напротив, присутствует агрессия, от­сутствует осмысление мирного взаимодействия, выражено наличие предрас­судков, выработаны стереотипы восприятия национальных проблем. По факто­ру «чувство национальной принадлежности» в толерантной группе низкие по­казатели, что является следствием отсутствия опыта взаимодействия с предста­вителями других национальных групп, отсутствия внимания к проблемам на­циональных отношений. В интолерантной группе наблюдается тенденция к ог­раничению межличностных отношений с людьми только одной национальной группы. (Фраза, полученная при анкетировании в группе интолерантных уча­щихся: «Нечего здесь делать всем, кроме русских»).

Таким образом, в интолерантной группе наблюдается отсутствие лояль­ности, наличие предрассудков, тенденция к ограничению межличностных от­ношений с людьми только одной национальности.

В толерантной группе выявлено отсутствие предрассудков, национальное принятие, высокая лояльность.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика