Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1752Ключевые слова 21493 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в условиях временной занятости 762

Аринина О.А.
Учреждение РАО «Институт социальной педагогики», Москва, Россия

Полный текст

Обеспечение социального становления личности ребёнка является важ­ной задачей для любого государства. Особенно это значимо для нашего обще­ства, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько молодые люди будут го­товы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего об­щества и в настоящее время, и в будущем. В современных условиях наблюдает­ся смещение ценностей в трудовом поведении поколений. Особенно восприим­чивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения воз­можностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов [3]. Современное общество постепенно становится всё более потребительским с развитой досуговой инфраструктурой. Это приводит к отсутствию уважения к собственному труду и труду других людей.

Поэтому подготовка школьников к трудовой жизни в условиях рынка требует выхода за рамки школьного учебного процесса, включения учащихся в активное преобразование окружающей социальной действительности, органи­зацию деятельности трудовых объединений школьников. Важнейшей формой его проявления должны стать социальная защита работающих детей и трудовое воспитание, которое заложит базовые представления у ребёнка о труде, его ро­ли для самореализации потенциальных способностей личности, взаимосвязи личности с другими членами общества и общественной жизнью.

В целях разрешения этих проблем в Красноярском крае агентством труда и занятости населения проводится работа по организации временной занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время. Ежегодно в трудовых отрядах работают более 26 тысяч подростков.

В процессе трудового воспитания у подростков формируется уважитель­ное отношение к труду, готовность выполнять работу с сознанием ответствен­ности за результаты труда, добросовестное и творческое отношение к решению трудовых задач. В связи с чем возрастает социальная значимость деятельности трудовых отрядов, направленных на создание условий для социализации ре­бёнка и как следствие формирование трудовых ценностных ориентаций в сис­теме ценностных ориентаций подростков. Деятельность трудовых отрядов яв­ляется важным фактором социализации ребёнка в производственные отноше­ния и является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать педагогические задачи трудового воспитания. При этом трудовые ценности мы понимаем как значимые социокультурные установки, направляющие активность старшеклассников на процесс осмысления, понимания и апробации основ трудо­вой деятельности.

Социально-­педагогические условия формирования ценности труда зависят от специфики среды трудовых отрядов, в которую он включён и особенностей раз­вития подросткового возраста. В ходе исследования нами были разработаны и практически опробованы следующие социально­-педагогические условия форми­рования ценностей труда в условиях временной занятости подростков.

Должны быть созданы условия для общественно полезной и одобряемой деятельности, где подросток сможет получить общественное признание, по­чувствовать себя «значимым» в сообществе сверстников и взрослых. Роль дея­тельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (зна­ния, умения, черты характера, способности и т. д.), но и мотивационно­-ценностную структуру.

Обеспечение вариативности сфер трудовой деятельности (организация «трудовых проб»), через которую подросток приобретет со­циальный опыт и первичные профессиональные навыки. Общеизвестно, что для того, чтобы научиться что­то делать, и делать это эффективно, необходимо попробовать себя в этой деятельности. Таким образом, чтобы человек умел вы­бирать ответственно, он должен получить опыт выбора и «несения» ответст­венности за него.

Организация совместной трудовой и досуговой деятельно­сти, предоставление возможностей для индивидуализации и са­мореализации (самопредъявления) всех участников временной за­нятости, проявляя свои профессиональные, творческие, интеллектуальные, организаторские способности.

Организация рефлексивного опосредования трудовой деятельности подростком. Практическое участие подростков в различных сферах трудовой деятельности, организуемых в трудовых отрядах, создаёт основу для рефлек­сивного опосредования его результатов.

Одним из важных внешних побуждений труда является материальное стимулирование. Получение определённых материальных благ для себя и се­мьи, зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных по­требностей является важной побудительной причиной мотивации труда. При всём многообразии системы материального стимулирования обобщающим по­казателем, определяющим степень заинтересованности, является уровень опла­ты труда [1]. Поэтому важным условием является организация работ, в ре­зультате выполнения которых подростки получают официальную зара­ботную плату, чувствуя себя самостоятельными и независимыми.

Для исследования были сформированы две группы обследуемых:

1 группа – экспериментальная (всего 985 человек – 481 юноша, 454 де­вушки), подростки, имеющие опыт трудовой деятельности; 2 группа – кон­трольная (всего 149 человек – 8 юношей, 71 девушка); подростки, не имеющие опыта работы.

Для определения внутренней системы ценностей необходимо исследовать содержание (конкретные ценности) и иерархическую структуру ценностей подростка. Кроме этого, для нас первостепенным является определение места труда в структуре ценностей.

Относительно поставленных задач были выбраны следующие методы ис­следования: методика «изучения ценностных ориентаций» М. Рокича, видоиз­менённая исходя из наших задач, анкетный опрос.

Для определения иерархии ценностных ориентаций и отношения подро­стков к труду в методике «изучения ценностных ориентаций» М. Рокича мы выделили для себя те группы ценностей, которые нам представляются важны­ми для нашего исследования и провели обработку и интерпретацию получен­ных данных, объединённые в блоки по различным основаниям.

Проведённое теоретико-­эмпирическое исследование показало, что дея­тельность, простроенная в трудовых отрядах, действительно влияет на отноше­ние к труду, формируется понимание труда как ценности не только с финансо­вой точки зрения, так как ребята ощущают, что приносят реальную пользу об­ществу. Трудовое воспитание в трудовых отрядах Красноярского края способст­вует положительным изменениям в формировании ценностей труда в системе ценностных ориентаций подростков особенно в условиях современного общест­ва, ориентированного на «потребление», основной особенностью которого яв­ляется потеря ценности труда.

В результате проведённого эксперимента можно выделить несколько проявившихся позиций.

Беря во внимание результаты методики М. Рокича и результаты анкетно­го опроса, можно утверждать, что наметилась положительная динамика в ос­мыслении и отражении учащимися в качестве доминантных тех ценностных ориентаций, которые в большей степени отражают сущностные характеристики трудовой сферы. Сравнивая ценности двух групп подростков, можно заклю­чить, что у подростков, имеющих опыт трудовой деятельности, профессиональ­ные ценности стоят превыше всех остальных ценностей, у подростков же, не имеющих опыт трудовой деятельности, явное преобладание личностных и со­циальных ценностей. Говоря о несоответствии ценностей и степени их реализа­ции, заметим, что у подростков контрольной группы доминирующие ценности (личностные) в большей степени не реализованы, чем у другой группы, у кото­рой доминирующие ценности (профессиональные) реализованы больше, чем остальные (личностные, социальные).

На основании данных анкет, в том числе и по нашим наблюдениям, можно утверждать, что к концу летнего трудового сезона у подростков, участ­вующих в трудовых объединениях, развиваются такие качества, как коммуни­кабельность, умение работать в команде, организаторские способности и ис­полнительская дисциплина, творчество и находчивость, умение находить не­стандартные решения при возникновении непредвиденных проблем. Ребята говорили о терпении, трудолюбии, внимательности к вещам, аккуратности и ответственности.

Подростки, занимаясь общественно полезным трудом, приобрели такие первичные профессиональные навыки, как работа с документами, с детьми, ра­бота библиотекаря, экскурсовода, рабочие, строительные навыки, навыки в ме­дицине и т. д. Всё это позволило ребятам с лёгкостью справляться со своими трудовыми обязанностями. Соответственно, приобщаясь к трудовой деятельно­сти, подростки лучше узнали содержание профессий и их требования к челове­ку, а следовательно, более осознанно смогут подойти к выбору будущей профес­сиональной деятельности. Позитивное влияние на деятельность подростков оказала работа над социальными проектами, реализуемыми в ходе трудовой деятельности. Это объясняется тем, что такого рода деятельность имеет иссле­довательский компонент, способствует осмыслению опыта, помогает система­тизировать и точно выстраивать имеющуюся информацию.

Количественные и качественные изменения, произошедшие в процессе эксперимента, подтвердили, что трудовые ценностные ориентации, перешли в статус регуляторов поведения и деятельности подростков. Анализируя иерар­хию ценностей подростков, имеющих трудовой опыт в отрядах, важно отметить, что у подростков, включённых в трудовую деятельность, первостепенное значе­ние имеют такие категории, как «работа, приносящая пользу окружающим», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Эти основные три категории ценно­стей, которые указывают респонденты, являются основополагающими в совре­менном обществе. Но лидирующие позиции сохраняет лишь «работа». На наш взгляд, это связано с тем, что, во-­первых, ребята были непосредственно вклю­чены в трудовую деятельность на протяжении месяца (возможно не первый год), соответственно для подростков эта деятельность являлась актуальной в данный период жизни, во­-вторых, сформировалось понятие труда в системе ценностных ориентаций подростков. В­-третьих, вопрос о временности домини­рования категории «работа» можно исключить тем, что респонденты также на первые ранги ставят такие понятия, как «свобода, самостоятельность», «мате­риально обеспеченная жизнь» и «возможность для самореализации, проявле­ния своих способностей». Мы выделили эти ценности в «активные ценности», сопутствующие ценностям профессионального самоопределения, формирова­нию трудовых ценностных ориентаций. Т. е. наметилась положительная дина­мика в осмыслении и отражении подростками в качестве доминантных тех ценностных ориентаций, которые, в большей степени отражают сущностные характеристики профессионально-­трудовой сферы.

Категории «Общественное признание», «свобода, самостоятельность», «наличие хороших и верных друзей» занимают стабильные позиции на 5–6 рангах. Накопление объёма разных форм социально признаваемых дел приво­дит к развёртыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовле­творяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, по­тенции которой достигают здесь максимального развития [4]. Появление таких категорий, как «наличие хороших и верных друзей» и «общественное призна­ние» среди актуальных ценностей вполне объяснимо особенностями подрост­кового возраста. Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Стремление детей найти своё место в обществе представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определённую роль в коллективе. Стремление проявиться в обществе ведёт к развитию социальной ответственности как возможности отве­чать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, что формирует сознательное отношение к другим лю­дям, к окружающему, потребность найти своё место в коллективе – выделиться, не быть заурядным, играть определённую роль в обществе [4].

Поэтому для нас является важным тот факт, чтобы подросток смог вклю­читься в трудовое объединение именно сверстников, где он сможет реализовать главную потребность своего возрастного периода – найти своё место в общест­ве, быть «значимым» [2]. Д. И. Фельдштейн ведущей назвал деятельность об­щественно­полезную (просоциальную). «В развёрнутой просоциальной дея­тельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в по­строении новых взаимоотношений со взрослыми, реализуется самостоятель­ность», – писал он [4].

В списке инструментальных ценностей первые места заняли такие цен­ности­средства, как жизнерадостность, образованность, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), уважение к труду окружающих, незави­симость и твёрдая воля. Данное распределение ценностей объяснимо тем, что подростковый возраст – это период самоопределения, появляется понимание значимости дальнейшего образования, для того, чтобы быть профессионально реализованным и материально независимым человеком. Наименее ценными оказались качества: беззаботность, высокие запросы, исполнительность. Среди отмеченных инструментальных ценностей, на наш взгляд, важным является понимание необходимости трудолюбия, твёрдой воли и собственной независи­мости (11–14 %) в рамках качественной работы, чтобы стать профессионалом своего дела. На наш взгляд, важность этих качеств подростки осознали, работая в трудовых отрядах, этот же факт будет рассмотрен в анализе анкетных данных, где около 25 % опрошенных отмечают, что получили полезные профессиональ­ные навыки: коммуникабельность, внимательность, трудолюбие, уверенность, умение работать с документами, физические навыки.

Практические результаты показали возможности организационного и содержательного функционирования трудовых отрядов, где у ребят происходит формирование личностной заинтересованности в трудовой деятельности, а следовательно и устойчивая мотивация к труду, т. к. в отрядах созданы условия для социально­значимого труда, отдыха на рабочем месте, возможности для проявления своих творческих способностей, а также получения материальных благ, через которые ребёнок ощущает свои результаты труда.

Проведённое исследование подтверждает, что включение подростков в ре­альный труд является наиболее прогрессивной формой трудового воспитания и обучения, позволяющей непосредственно участвовать в производственных отно­шениях, быть значимым и полезным обществу и зарабатывать средства для удов­летворения личных потребностей. Что способствует развитию у подростков нрав­ственного отношения к труду, пониманию своего общественного долга, полезно­сти, необходимости трудиться, развитию гражданского сознания старшеклассни­ков, умения приносить пользу себе и людям.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2003. – 512с.
  2. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. – Влади­восток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 131 с.
  3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. Центр Академия 2001. – 480 с.
  4. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2­е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика