Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Трудные жизненные ситуации несовершеннолетних в контексте участия родителей в межведомственном взаимодействии по решению проблем детей * 1010

Дудкин А.С.
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, Пенза, Россия

Полный текст

Многоаспектность межведомственного взаимодействия в обеспечении образования и социального благополучия детей, попавших в трудную жизнен­ную ситуацию, предопределяет необходимость мониторинга и компаративных исследований для учёта как структурных, так и функциональных динамических изменений социально­педагогической поддержки и патронажа.

Активность участия родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является залогом успешного разрешения многих категорий проблем. При изучении межведомственного управленческого взаимодействия родители детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обычно рассматриваются как пассивные носители социальной проблемы, которую призваны решить спе­циалисты органов и учреждений. При этом упускается из виду важнейший фак­тор личной (семейной) заинтересованности родных и близких ребёнка в нахо­ждении оптимального способа социальной реабилитации и коррекции в рамках согласованных действий разных ведомств. В разнообразных межведомственных рабочих группах по подготовке предложений (совершенствованию механизма социальной защиты и образования детей) родители либо не участвуют, либо принимают формально-­подчиненное участие (например, в психолого­-медико-­педагогических комиссиях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки мето­дических рекомендаций по комплексному психолого­-педагогическому сопро­вождению ребёнка на протяжении всего периода его обучения в образователь­ном учреждении во время и после выхода из трудной жизненной ситуации с учётом важной роли родителей.

Для решения задачи теоретического анализа управленческого межве­домственного взаимодействия в организации социального патронажа и соци­ально-­психологического сопровождения ребёнка мы разработали рабочий ва­риант типологии трудных жизненных ситуаций.

Номенклатурный перечень типов ситуаций, в которых оказываются дети и подростки, рассматривается нами в качестве инструмента применения техно­логий социально­-педагогической работы и нормативного регулирования про­блем семейного неблагополучия. В перечень вошли свыше двадцати наимено­ваний самых распространённых и десоциализирующих детство обстоятельств, попадая в которые, ребёнок нуждается в комплексной посторонней помощи и поддержке:

1) сиротство;

2) уход ребёнка из дома / учреждения системы образования или системы социальной защиты;

3) безнадзорность;

4) беспризорность / бродяжничество;

5) невыполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребёнка-­инвалида специалистами профильных учреждений;

6) несовершеннолетнее материнство;

7) попрошайничество;

8) физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей­-инвалидов;

9) ограничение доступа к образованию детей­инвалидов;

10) алкогольное (наркотическое) пристрастие ребёнка / родителей (опеку­нов, попечителей);

11) бедность и другие экономические проблемы семьи (включая неудовле­творительные жилищно-­бытовые условия, поиск средств на лечение ре­бёнка и др.);

12) уклонение родителя / родителей от уплаты алиментов на ребенка;

13) ВИЧ­-инфекция, гепатит, туберкулёз и другие социально значимые забо­левания, требующие длительного комплексного лечения;

14) проституция;

15) насилие (жестокое обращение) со стороны родителей (близких родствен­ников, опекунов, попечителей);

16) неисполнение родителями (опекунами, попечителями) своих обязанно­стей (по содержанию, воспитанию ребёнка);

17) семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод);

18) конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны других детей);

19) конфликт с учителем, воспитателем, другими лицами из ближайшего ок­ружения, препятствующий нормальному течению социализации и про­дуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей);

20) уголовно наказуемые преступления несовершеннолетних;

21) преступления по мотивам и соображениям, связанным с деструктивными молодёжными субкультурами.

Родительский фактор преодоления определённой проблемы ребенка в форме личного участия в проблемной ситуации является решающим более чем в половине типов трудных жизненных ситуаций. В связи с этим налаживание координационных связей учреждений образования с учреждениями социаль­ного обслуживания должно проходить в контексте удовлетворения потребно­стей и параллельного решения ряда проблем ребёнка с участием родителей. Отсутствие участия родителей или учёта их особенностей и потребностей в межведомственном взаимодействии – признак низкой эффективности соци­альной и педагогической работы, какими бы специалистами она ни осуществ­лялась. Особенно это касается ситуации детской инвалидности, безнадзорно­сти, разнообразных конфликтных ситуаций.

Поэтому следует подчеркнуть следующие компоненты вовлечения роди­телей в процесс межведомственного взаимодействия.

Родителей по отношению к участию в сотрудничестве с учреждениями образования и социальной защиты можно разделить на группы уклоняющихся, пассивных и заинтересованных. К каждой категории подходят свои определён­ные формы социальной работы и привлечения.

Для заинтересованных родителей действуют советы отцов и матерей, ро­дительские комитеты, молодёжные военно­-патриотические организации, раз­личные иные общественные объединения. С данной категорией родителей у специалистов учреждений, как правило, не возникает проблем, а скорее, наобо­рот, у неравнодушных родителей чаще возникают проблемы с чиновниками различных социальных служб и образовательных учреждений. Опыт показыва­ет, что социально активные родители, пекущиеся о благополучии детей, само­стоятельно ищут и налаживают не регламентированные и официально не оформляемые связи в учреждениях, построенные в основном на личных отно­шениях со специалистами разных ведомств. Вместе с тем инициативные роди­тели деятельно подходят и к формальным механизмам получения социальной и педагогической поддержки от государства и муниципалитетов.

Заинтересованность, относительно полное знание своих прав и прав своего ребёнка, социальная активность характеризуют этот тип родительского участия.

Большую обеспокоенность у государства и общества вызывают группы пассивных и уклоняющихся родителей. Они обычно испытывают дефицит зна­ний по организационным вопросам и нормативным основам комплексных дей­ствий по сопровождению ребёнка в условиях образовательного учреждения средствами социальной работы. Социальная аморфность родителей тормозит индивидуализацию образовательного процесса в отношении детей, находящих­ся в ситуациях социального риска.

Коммуникации с образовательным учреждением у пассивных родителей сведены к вялому формальному реагированию на вызовы или приглашения со стороны специалистов. А уклоняющиеся родители вообще избегают взаимодей­ствовать со специалистами учреждений, не принимая участия в налаживании социальной жизни ребёнка (детей).

Законодательство определяет меры воздействия на таких родителей в тех случаях, когда трудная жизненная ситуация крайне запущена и приводит к на­несению явного вреда здоровью и жизни ребенка. Ограничение в родительских правах и лишение родительских прав – это в определённом смысле провал уси­лий учреждений образования, социальной защиты и общественных организа­ций по социальной работе с семьёй, находящейся в социально опасном положе­нии.

Поэтому практически важно выработать критерии определения контакт­ного потенциала родителей в разрешении трудных жизненных ситуаций детей.

То есть в ходе налаживания социального партнёрства требуется адекват­ная оценка динамики развития не только жизненных компетенций ребёнка в ситуации, но и родителей (опекунов, попечителей, других законных представи­телей) по отношению к участникам образовательного процесса.

Например, если межведомственное взаимодействие заключается пре­имущественно в обмене информацией о несовершеннолетних и ситуациях, в которые они попадают, то в справочно-­информационное консультирование по вопросам социального обслуживания и образования семей и детей должны быть включены и родители. Степень проявляемой в поведении потребности ро­дителей в информации как раз и будет выступать существенным признаком, критерием контактного потенциала родителей.

Для каждого типа трудной жизненной ситуации, в которую попадает ре­бёнок, должен быть сформулирован свой диагностический набор критериев участия родителей, равно как и специалистов учреждений и активистов обще­ственных организаций. При этом в данной системе формализации обеспечения межведомственного взаимодействия каждому типу ситуаций и критериев уча­стия в обязательном порядке должны быть указаны нормативно-­правовые ак­ты, регулирующие действия сторон взаимодействия. Последним существенным элементом данной системы является анализ реальной жизненной ситуации ре­бёнка и семьи в целом в соответствии с классификатором социальных рисков ребёнка. Классификатор по ряду параметров должен определять негативный и позитивный потенциал развития ситуации ребёнка. По своему нормативному значению данный тип документа претендует на статус государственного стан­дарта социального обслуживания.

Интегративным результатом разработки и реализации указанного инст­рументария должно быть создание технологии оценки согласованности дейст­вий специалистов, адекватной общим и особым образовательным потребностям ребёнка, а также учитывающей тип родительского (и других законных предста­вителей) участия в судьбе несовершеннолетнего.

Данный инструмент не создаст автоматически обоюдно согласованную координацию действий по обеспечению образования и социальной защиты ре­бёнка, однако он позволит существенно упростить, ускорить и развить систему взаимодействия учреждений с учреждениями и на фоне взаимодействия всех учреждений со своими клиентами.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика