Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Участие представителей турецкой диаспоры Германии в исламских организациях 687

Слободенюк В.В.
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Полный текст

Сегодня турецкие жители являются неотъемлемым элементом немецкого социума. Они занимают важную роль в политике, экономике, культуре. Однако данная диаспора несет ряд проблем, связанных прежде всего, с процессом интеграции. Представители уже четвертого поколения немецких турок все еще не оторвались от своих национальных корней, составляя в Германии некую обособленную общность.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих уровень интегра­ции мигрантов в Германии, является религия. Духовные ценности турок и при­нимающего общества совершенно различны, происходит столкновение взгля­дов двух конфессий – ислама и христианства. Данная проблема актуальна не только для изучаемых народов, она рассматривалась с точки зрения столкнове­ния цивилизаций в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантингтона [8]. Мно­гие исследователи уделяют внимание межцивилизационным различиям. При этом абсолютное большинство исследователей сходятся в том, что основные цивилизационные трения возникают между христианством и исламом, а точ­нее, между Западом и исламским миром.

Сегодня многие исследователи говорят об угрозе ислама, иногда рисуя очень трагическое будущее Европы [9]. Некоторые европейско­-мусульманские интеллектуалы проповедуют идею «евроислама» [10]. Немецкая исследова­тельница Дж. Герлах предлагает термин «поп­ислам» [11], применяя его к со­временной мусульманской молодежи, которая сочетает в себе как семейные традиции Востока, так и культурные обычаи и атрибуты глобализированной поп-­культуры Запада. Для Германии сегодня уместно также говорить о стихий­ном, так называемом «иммигрантском исламе» [7], не имеющем четкой проду­манной структуры. Этот факт осложняет взаимодействие правительства Герма­нии с мусульманским сообществом. Государству было бы легче вести диалог с неким единым представительным органом, выражающим интересы мусуль­манской общины страны. Поскольку старейшей и самой значительной по вели­чине является турецкая диаспора, она лучше организована.

Наиболее серьёзной по численности организацией турецких суннитов яв­ляется Турецко-­исламский союз во имя религии (DITIB) [1]. Он был основан в 1984 г. в Кельне при содействии государственного ведомства по делам религий Турции. В объединение входит около 870 мечетей и около 220 тыс. членов. Союз поддерживает очень тесную связь с Турцией, за это часто подвергается критике.

Более радикальным является основанное в 1976 г. в Кельне исламское со­общество «Милли Герюш» (Milli Görüs) [2]. Оно обладает разветвленной струк­турой по всей Европе, в Германии у него 16 региональных отделений. В 1984 г. от данного сообщества откололось радикальное крыло – Союз исламских объе­динений и общин, группировавшееся вокруг Гемалеттина Каплана. В 2002 г. оно было запрещено германскими властями.

Немаловажную роль турки играют в Центральном совете мусульман Германии (ZMD) [3], основанном в 1994 г. Совет ведет культурный и межрели­гиозный диалог на благо исламского сообщества и общества в целом. Ядро ор­ганизации составили как крупные турецко-­исламские союзы, так и исламские центры в Гамбурге, Ахене, Мюнхене.

Способствует культурному диалогу между турецким и немецким населе­нием и Союз турецко­-исламских культурных объединений (ATIB) [4] – головная организация турецких культурных организаций, объединившихся в Кельне в 1987 г. На территории Германии также действует Союз исламских культурных центров (VIKZ) [5], старейший турецко-­исламский культурный союз, основанный в 1973 г. Представители этих двух организаций составляют интеллектуальную элиту турецкой диаспоры в Германии.

Представленные объединения являются наиболее значительными в Гер­мании. Однако существует ряд организаций, занимающихся отдельными ас­пектами взаимодействия турецкого и немецкого населения. Это, например, «Инициатива за ислам и диалог», исламское сообщество «Яамаатун­нур», Ев­ропейская федерация турецких демократических союзов идеалистов и др. Есть также организации, ведущие свою деятельность в отдельных регионах Герма­нии – Немецко­-мусульманская лига Бонна, Немецко-­мусульманская лига Гам­бурга [6] и др.

Мусульманские организации в силу политических различий на религи­озной почве не всегда положительно относятся друг к другу. Однако их общая цель – улучшение жизни мусульманского населения в принимающем обществе, защита прав и свобод мусульман. На примере турецкого населения в Германии можно отметить, что сделано очень многое. Сейчас в немецких бассейнах есть женские дни для мусульманок, причем залы для купания в это время драпиру­ются плотными занавесками, чтобы избежать посторонних. Со многих больниц и школ убраны кресты, на заводах и в общественных учреждениях появились комнаты для намаза, вопрос разрешения общественным служащим на ношение платка решается в судах. Весьма значительных результатов достигли религиоз­ные проповедники и в области образования. Родители школьников­мусульман избавляют своих дочерей от школьных походов с ночевкой и совместных спор­тивных занятий с юношами, ведутся дискуссии о преподавании ислама в не­мецких школах.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Интернет-­ресурс. URL: http://www.diyanet.org.de/startseite/index.php.
  2. Интернет­-ресурс. URL:http://www.igmg.de.
  3. Интернет­-ресурс. URL:http://www.atib.org/deutsch.
  4. Интернет-­ресурс. URL:http://www.vikz.de.
  5. Интернет-­ресурс. URL:http://www.zentralrat.de.
  6. Нечитайло Д. А. Ислам в Германии// Ближний Восток и современность. – М., 2007. – Вып. 31. – С. 112.
  7. Погорельская С. В. Мусульмане в Германии: специфика интеграции // Актуальные про­блемы Европы=Urgent problems of Europe. Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / ИНИОН РАН. – М., 2008. – № 1. – С. 148.
  8. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. – М., 2003; Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993; Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. – № 1.
  9. Федоров В.П. Крушение Европы? (Один из возможных сценариев будущего). – М.: ИЕРАН, 2005. – 48 с.
  10. Gerlach J. Zwischen Pop und Dschihad. Muslimische Jugendliche in Deutschland. – Ch. Links Verlag, 2006.
  11. Tibi B. Euro­Islam oder Ghetto­Islam // Frankfurter Allgemeine Zeitung. – 1992. – 7 Dezember.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика