Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Урок-погружение в историческую эпоху «СССР и мир в «Хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни» 687

Борзенкова О.А.
Орловский техникум сферы услуг, Россия

Полный текст

Дисциплинаистория России, XX век, для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, 11 классов

Гуманистические тенденции развития российской школы ориентирова­ны на личностные возможности учеников. В этих условиях учебно­-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование социально-­адаптированной личности, способной к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

«Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в си­туации неопределённости, направленная на получение результатов, обладаю­щих объективной или субъективной новизной» [2, с. 13].

При творческом же мышлении особенно важным является не столько степень правильности тех или иных элементов информации, «сколько то, на­сколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы её ре­шения» [1, c. 21]. Умение мыслить нестандартно, проявлять творческий подход очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельно­сти. Люди, предрасположенные к творчеству, обладают большей работоспособ­ностью, так как создание чего-­то нового предопределяется постоянной вовле­чённостью в процесс достижения цели, что помогает эффективнее справляться с проблемами. Работоспособность, заинтересованность, энергичность, желание привнести в деятельность что-­то новое – это качества, которые можно объеди­нить понятием творческой активности.

Одним из определяющих факторов развития творческой активности и умственной самостоятельности учащихся является познавательный интерес, который выступает в роли носителя интеллектуальных явлений, эмоциональ­ного состояния и волевых усилий личности. Познавательный интерес форми­руется по двум каналам: 1) средствами отбора информации; 2) средствами включения учащихся в познавательную деятельность [4, с. 103].

Наиболее полно активизировать познавательную и творческую деятель­ность в процессе преподавания истории позволяет проведение урока­-погружения в изучаемую эпоху. Данная форма нетрадиционного урока даёт возможность осуществить индивидуальный подход в организации изучения ис­торического прошлого, предполагает совместную активную работу учителя и учащихся. При этом не только лучше и глубже усваиваются знания, но и фор­мируется способность к саморегуляции деятельности, её самооценке, сотрудни­честву, общению.

В Орловском техникуме сферы услуг в процессе изучения истории поми­мо реализации образовательных подходов к обучению учитывается и профес­сиональная направленность учебного процесса. Так, на уроке «СССР и мир в «хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни» жизнь страны в хрущёвскую эпоху была воссоздана в образных сценах, близких по специфике подготовки специалистов: покупка одежды в магазине (специальность прода­вец, контролёр-­кассир), обед в ресторане (специальность официант-­бармен и повар), танцплощадка, в гостях на кухне.

В ходе подготовки к уроку создаются группы учащихся в соответствии с учебными возможностями, индивидуальными особенностями, интересами: 1) «наблюдающие» – иностранные журналисты (США, Франция, Англия); 2) «действующие» – представители советского общества, участвующие в сценках; 3) «вопрошающий» – недоумевающий: что происходит. Студенты получают за­дания разного характера (музыкальные, художественные, сценические, позна­вательные) и уровня сложности (описательные, проблемные, исследователь­ские, творческие). В соответствии с индивидуальными особенностями опреде­ляются и роли в группах.

Особенности урока:

  • структура урока определяется особенностями познавательного процесса, а не характером исторической информации;
  • осуществление цивилизационного подхода в обучении;
  • акцент на профессиональную направленность обучения;
  • использование нетрадиционных приёмов и средств обучения: драмати­зация, предметная наглядность, музыка как средство погружения в эпоху и др.

Цель урока – сформировать у учащихся представление об эпохе 1960­х годов через погружение в повседневную жизнь советского общества на основе сопоставления с жизнью Запада этого периода.

Для проведения такого урока необходимо следующее оснащение: 1) на­глядные средства: лента времени – фотохроника (подборка фотографий из се­мейных фотоальбомов 1960­х годов); кинофильм «Карнавальная ночь»; одежда 1960­х., русский народный костюм; предметы быта; кулинарные блюда; 2) тех­нические средства: диски с записями советских песен (М. Магомаев «Королева красоты», «Лучший город земли», «Солнцем опьянённый»; записи Инги Дон­цовой), твиста, гитара (для исполнения песен Б. Окуджавы), фотоаппараты. Предварительная подготовка: создание зрительного образа десятилетия; под­готовка драматизации на основе самостоятельного изучения фактов из жизни советских людей.

Урок начинается с вводного слова учителя: «Мы с вами рассмотрели СССР в 1953–1964 годах: попытки реформирования общества, коснувшиеся всех сфер жизни общества и, конечно, духовной жизни, которая в середине 50­х – начале 60­х характеризовалась неожиданными событиями и поворотами. «Хрущёвское десятилетие» называют ещё и «эпохой XX съезда». Страх пере­ставал быть тенью человека. «Железный занавес» был открыт. Жители стран Запада могли наблюдать за жизнью в Советском Союзе, а те, в свою очередь, за миром.

Как же жили люди в хрущёвское время? Сегодня мы будем познавать ис­торию через то, как живёт обычный человек, «обыватель». Быть обыкновен­ным, простым человеком не так уж легко. Сильные мира сего, называя таких людей народом, часто вовлекают их в войны и революции, а главное, периоди­чески превращают их жизнь в объект реформирования. Обыватели зачастую не ведают, что их жизнь уже подверглась очередному реформированию, и необхо­димо жить по другим, предложенным властями законам» [3, с. 235].

В целевой установке учитель напоминает об особенностях проведения урока и учебной деятельности учащихся. После вводного слова и целевой уста­новки начинается просмотр сценок. Учитель при этом не участвует, лишь запи­сывает на доске вопросы со стороны «вопрошающего».

Поясняется, что на занятии присутствуют 2 стороны: наблюдатели (ино­странные журналисты из Англии, Франции и Америки) и очень интересный персонаж (вопрошающий, который недоумевает от того, что видит, что окружа­ет его). Изучение нового материала представлено эпизодами пяти сценок: 1) «Покупка»; 2) «Танцплощадка»; 3) «В ресторане»; 4) «В кинотеатре»; 5) «В кругу друзей».

Просмотр сопровождается репликами «вопрошающего», представителя старого народного уклада жизни, который одет в национальный русский кос­тюм. Он недоумевает от того, что видит, задаёт вопросы, на которые в конце за­нятия предстоит ответить учащимся. Группа «Наблюдающие» (иностранные журналисты) комментируют увиденное, сравнивают с тем, как живут в их стра­нах. Таким образом, на уроке формируются представления не только о жизни советских людей, но и Запада, что даёт возможность сравнивать, сопоставлять, более детально и глубоко погружаться в изучаемую эпоху.

Для наиболее полного раскрытия содержания урока следует привести примеры сценок.

Сценка «Покупка». Под музыку «Город ночью» идут навстречу друг дру­гу одинокий парень Сергей и парень Николай с девушкой Еленой.

Сергей: О, Николай, добрый день! Леночка, здравствуйте!

Елена: Здравствуйте!

Сергей: Какой чудесный день! Вижу, вы с покупками!

Николай: Да.

Елена: Недавно я купила в Кировском универмаге ботинки первого сорта 30–го размера. На них стояла марка фабрики «Скороход». Моя сестра проноси­ла ботинки один день, а к вечеру они уже обтрепались и по виду стали напоми­нать зебру. Если Вы решите купить себе обувь, то я рекомендую туфли фабрики «Восход». Ах, какая прелесть! Эта продукция из замши, лака и белого шевро. Такая долгожданная обувь! Даже имеет подошву из натурального каучука. Но одна проблема – её катастрофически мало. Вкусы меняются – многие предпо­читают, как пишут в «Ленинградской правде», теперь носить обувь с заужен­ным носком и тонким каблуком, а попробуй найди галоши к ней! (Играет му­зыка «Солнцем опьянённый» М. Мугомаева.)

Николай: Вот женщины, всё думают об обуви и о моде!

Елена: Скажите, Вы об этом не думаете?!

Сергей: Думаем, Леночка, конечно, думаем! Что я вам сейчас покажу! (достает джинсы и галстук). Это то, о чём я мечтал с 1957 года, когда они появи­лись на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Помните!? Их было очень сложно достать, и цена меня не остановила. А вот галстук – тоже находка!

Николай: Вот эта вещица мне нравится! (Берёт и рассматривает.)

Сергей: Надо спешить (смотрит на часы). Давайте пройдёмся, я вам рас­скажу новости (идут). Слышали, что проспект им. И. В. Сталина переименовали в Московский.

Елена: Это мы знаем. А вот Вы видели на прилавке новые кисломолоч­ные продукты «Снежок» или украинскую простоквашу «Ряженка»? (Уходят.)

После сценки «вопрошающий» восклицает: «И что это за одежда? Во что одели русских людей? Подумать только, ботинок – орудие реформ! Ведь в на­шей одежде гораздо удобнее! Зачем нужна мода, новая одежда?»

В это время учитель фиксирует вопросы на доске. Просмотрев увиденное, выступают наблюдатели.

Представитель США: «Посмотрите, как они радуются! Обычным джинсам, нормальной обуви, да и просто модной одежде. О, слава Америке! Когда 24­хлетний еврейский эмигрант из Баварии основал в Сан­-Франциско мастерскую по пошиву штанов для горняков и золотоискателей, никто не мог предположить, что полтора века спустя его детище станет настолько популярным. Первые джинсы Леви Страусс соорудил в 1853 году. Они напоминали комбинезон и были скроены из коричневой ткани, предназначенной для палаток и тентов».

Представитель Франции: «Америке, конечно, спасибо за джинсы! Но ми­ровую моду конца 50­х–начала 60­х годов определяет Франция в лице великой Коко Шанель. Устойчиво преобладает тенденция упрощения форм одежды. Стремительно укорачиваются женские юбки, суживаются мужские брюки. Юб­ки и свитера, комплекты «двойки», прямые и плиссированные юбки, платья рубашечного покроя – всё удобное и простое».

Представитель Англии: «В Англии, между прочим, в 1960­х годах мини-­мода стала символом эмансипации и сексуальной революции. Создательница мини-­юбки англичанка Мэри Квант в 1962 году показала первую коллекцию женской одежды мини­длины».

Сценка «Дискотека»: группа учащихся танцует в стиле ретро, твист (1–2 минуты.) После того, как музыка прекращает играть, расходятся.

После сценки «вопрошающий» задаёт вопрос: «Зачем нам надо слушать такую музыку? Ведь народная музыка куда приятнее! А что это за танцы? Крив­ляние! Ведь барыня куда веселее». (Учитель в это время записывает вопросы на доске.) Вмешиваются «наблюдающие».

Представитель США: «Вот дикари! Первые дискотеки, между прочим, появились в Нью­-Йорке, и в них звучали преимущественно соул и фанк записи с жёсткой ритмической основой. Главная отличительная особенность диско – рав­номерный ритм, зачастую подчёркнутый ударами бочки. У нас, в Америке, пред­почтение отдают рок-­н­роллу, а здесь это делают тайком. Странно. Американ­ские певцы Билл Хейли, Чак Берри, Фэтс Домино, Литл Ричард, Элвис Пресли своими новаторскими песнями завоевали огромную популярность у молодёжи».

Представитель Франции: «Тут я с вами поспорю. Впервые термин диско­тека был применён в 1947 году. Это был ночной клуб «Whiskey-­A-­Go­-Go», от­крытый в Париже. Слово discotheque произошло от французского словосочета­ния, означавшего «ночной клуб, где играет музыка с виниловых дисков». Впо­следствии этот термин в отношении ночных клубов широко применяют Европа и США».

Представитель Англии: «Что бы вы не говорили, но столицей моды и му­зыки является Лондон. Группы «Битлз» и «Роллинг стоунз» открывают новую музыкальную эпоху».

Представитель США: «Но уж если в СССР есть танцы, то и приличные рестораны тоже должны быть».

По аналогичной схеме показываются другие сценки из жизни советских людей в эпоху «оттепели».

Закрепление происходит в форме ответов и рассуждений на вопросы, за­данные «вопрошающим». В конце урока также обсуждаются результаты иссле­довательской деятельности, которая входила в предварительную подготовку (создание фотохроники на основе личных фотографий). Одна из форм обсуж­дения – беседа по семейным фотографиям начала шестидесятых годов. Вопро­сы и задания для обсуждения:

– Перечислите детали фотографий, по которым мы сможем судить, что изображения относятся к 60­м годам.

– Какие особенности жизни людей этого периода отражены на фотографиях?

– Какие чувства и мысли возникают у вас, когда вы держите в руках эти фотографии?

– Зачем, изучая историю, нужно листать семейные альбомы?

Оценивание результатов проводится с учётом всех видов учебной дея­тельности учащихся, степени творческой оригинальности и исторической объ­ективности. Домашнее задание – написать эссе на основе рассказов родствен­ников и знакомых, живших в 60­е годы, о том, что они помнят об эпохе «отте­пели». Тема эссе свободная.

Таким образом, благодаря широкому использованию различных приё­мов активизации творческой деятельности и применению их в учебном про­цессе, представленный урок «СССР и мир в «хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни» позволяет реализовать несколько подходов к обучению: культурологический (изучение явлений на общекультурном фоне, характеристика широкого фона культурной жизни); аксиологический (рас­смотрение явлений конкретной культуры с позиции оценки её ценностей и сравнения с другими культурами); цивилизационный (изучение материальной и духовной культур, ментальности, повседневности, особенностей народов, стран); деятельностный (учащиеся самостоятельно работают с различными источниками исторической информации). При этом следует отметить большие возможности использования профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в процессе изучения истории. Сочетание предложенных методик по­зволяет эффективно провести погружение в историю.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бердяев Н. О русской философии. Ч. 1. – Свердловск: Издательство Уральского универ­ситета, 1992. – 288 с.
  2. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб. : Питер, 2007. – 208 с.
  3. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни го­рожан в годы НЭПА и хрущёвского десятилетия. – СПб., 2003. – 341 с.
  4. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педа­гогика, 1991. – 160 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика