Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1752Ключевые слова 21493 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методическая разработка урока-практикума «Такое разное средневековье» 698

Фокина А.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой психологии, факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: alexandrafokina@mail.ru

Полный текст

Дисциплина – история, 6 класс общеобразовательной школы

Особенностью современного школьного исторического образования яв­ляется пересмотр содержания, поиски новых форм преподавания.

В связи с этим актуальной является проблема поиска новых подходов к способу подачи информации на уроках истории. Традиционным источником информации является живопись, однако имеется нераскрытый потенциал, свя­занный с её содержанием и приёмами работы с ней. Особый интерес представ­ляет живопись изучаемой эпохи. В этом ряду значительное место занимает средневековая миниатюра.

Не стоит забывать и о том, что использование на уроках истории Средних веков произведений живописи изучаемого периода позволяет формировать ин­терес к предмету, увеличить внимание к историко-­культурным аспектам исто­рического процесса, развить умение работать с различными источниками исто­рической информации. Различные приёмы работы со средневековой миниатюрой можно рас­смотреть на уроке «Такое разное Средневековье». Он был апробирован в 6 «Б» классе МОУ «Лавровская средняя общеобразователь­ная школа» Орловского района Орловской области. Урок проводится в конце изучения курса «Исто­рия Средних веков» и направлен на развитие умения учащихся работать со средневековой миниатюрой как источником информации, кроме того, решается задача развития интереса к живописи, формирования эстети­ческих категорий: прекрасное, безобразное, возвы­шенное, низменное, трагическое и комическое. Парал­лельно формируются неприятие войны, уважение к нравственным качествам человека (доброта, любовь к ближнему), понимание значения труда в жизни чело­века и общества.

Тип урока: урок­-практикум. Направлен на раз­витие умения работать с различными источниками исторической информации. Урок проходит по плану:

  1. Войны Средневековья (решение познавательных задач на основе со­вместного использования живописи и исторических текстов).
  2. Занятия средневековых людей (тестовая методика на основе миниа­тюры).
  3. Повседневная жизнь (игровая методика на основе использования миниатюры).
  4. Знаменательные события Средневековья (комплексная методика).

Во вступительном слове учитель напомнил о роли живописи в Средние века, об особенностях композиции, изобразительных средств, символике цвета, а также об основных разновидностях живописи этого пе­риода. Предложил повторить и расширить информацию о различных аспектах жизни средневекового общества, вы­полнив разнообразные практические задания на основе работы с миниатюрой.

При повторении информации о средневековых войнах учащиеся должны были решить ряд познаватель­ных задач на основе совместного использования живопи­си и исторических текстов.

1. Задание к миниатюре «Битва в Ронсе­вальском лесу»

Текст

В центре этого тройного кольца стен стоял са­мый замок, представлявший собой тесную группу зда­ний, построенных в различные эпохи и окружавших древнейшую из этих построек – старинную мрачную башню, возвышавшую­ся над замком точно чёрный эфиопский великан. Узенькие бойницы, проби­тые там и сям вместо окон в толстых стенах башни для её защиты, вызы­вали то же неприятное чувство, какое мы испытываем, глядя на слепца. Остальные постройки также мало походили на благоустроенное, удобное жильё: все их окна выходили на глухой внутренний двор, так что по своему внешнему виду замок напоминал скорее тюрьму.

В. Скотт. «Квентин Дорвард»

Задание

Найдите в миниатюре доказательства необходимости такого устройства замка, которое описано в документе следующими строками: «…старинную мрачную башню, возвышающуюся над замком, точно чёрный эфиопский вели­кан. Узенькие бойницы, пробитые там и сям вместо окон в толстых стенах баш­ни для её защиты…»

2. Задание к фрагменту фрески А. Лоренцетти «Аллегория хорошего поведения»

Текст

Пятнадцатый век стал периодом, когда применение доспехов, которые приблизительно к 1380 г. вытеснили кольчугу прежних времён, достигло апо­гея. Боевые доспехи отличались от турнирных лишь меньшей роскошью… Ци­линдрический шлем исчез, или, вернее, изменил форму, став коническим и ско­шенным, чтобы по нему скользил меч. Подвижное забрало, которое в минуты отдыха поднималось, в час битвы прикрывало лицо, и его заостренная форма придавала всаднику удивительное сходство с хищной птицей. Щит, с усовер­шенствованием доспехов сделавшийся ненужным, теперь использовался лишь во время турниров. Что касается наступательного оружия, под ним, как и в прежние времена, подразумевались длинное копьё и меч...

Марселен Дефурно. «Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк»

Задание

Изучив текст документа, определите, в каком веке мог жить рыцарь, изображённый на фреске. Докажите своё мнение.

Учащимся предлагалось выполнить ряд заданий, составленных на основе тестовой методики, по теме «За­нятия средневековых людей».

Тест № 1

Задание: Какой процесс изображён на данной миниатюре?

1. Обработка дерева. 2. Стирка белья

3. Изготовление бумаги. 4. Выпекание хлеба

5. Изготовление ткани. 6. Книгопечатание.

Тест № 2

Задание: Соотнесите изображения людей с родом их деятельности: А. Астрономия. Б. Переписывание книг. Ж. Ювелирное дело. В. Живопись. З. Медицина. Г. Торговля. И. Портновское дело. Д. Банковское дело. Е. Кузнечное дело.

Для повторения информации о повседневной жизни средневековых людей учащимся необходимо было выполнить задание, составленное на основе использования игровой методики.

Игра «Оживи миниатюру»

Учащимся предлагалось поработать в группах. Каждый из участников группы выбирал понравившегося человека, изображённого на миниатюре «Месяц апрель», копировал его позу и придумывал возможные слова, которые мог бы произнести герой миниатюры в изображённый момент. Учащиеся 6 «Б» класса придумали следующие реплики: «У нас не отнимут на­ши земли и замки»; «Ой, я испачкала платье, а оно очень дорогое!»; «Недавно я был в военном походе, король меня похвалил и дал эти новые земли»; «Взгляните, какой страшный лес! Наверное, в нём очень много животных!»

Исторические представления о конкретном событии средневековья «Осада замка» и «Битва» проверялись при выполнении учащимися игровых заданий по миниатюрам «Новая армия» и «Битва при Креси». Им предлага­лось дорисовать изъятые фрагменты миниатюр. Ниже приводятся примеры ра­бот учеников 6 «Б» класса:
 

На заключительном этапе урока учитель спросил у учащихся, что им осо­бенно понравилось на уроке, что не понравилось, что вызвало затруднения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк. – М., 2002. – 342 с.
  2. Скотт В. Квентин Дорвард. М., 2005. – 528 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика