Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Урок-альманах «Иван Грозный: свет или тьма?» 625

Абросимова Т.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение-лицей 18, Россия

Полный текст

Дисциплина – история, 10 класс общеобразовательной школы

В нашей истории XVI век стал знаменательным явлением, когда появив­шееся при Иване III слово «Россия» завоевало место в официальных докумен­тах и стало употребляться в царском титуле. Однако, очень часто сочетание слов «Россия XVI века» подменяется другим: «Россия Ивана Грозного». Фигура ца­ря, полвека занимавшего трон, стала символом эпохи.

Изучению личности Ивана IV посвящён урок, проведённый в 10 классе.

Тема урока «Иван Грозный: свет или тьма?»

Тип урока: урок­-альманах на основе методики цветовых ассоциаций.

На уроке основное внимание уделялось следующим задачам:

  • рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму раз­личных взглядов;
  • привлечь внимание учащихся к спорным проблемам его царствования;
  • выяснить, как представлен образ Ивана IV в литературе и живописи;
  • способствовать развитию умений и навыков критического мышления;
  • продолжить формировать умения сопоставлять различную историческую информацию;
  • сформировать личностное отношение у учащихся к эпохе, неприятие деспотизма, насилия и террора;
  • развивать творческие способности ребят при работе с цветовой методикой.

Данный урок требует предварительной подготовки учащихся по группам. Каждая группа готовит свою страницу альманаха, оформляет её с использова­нием методики цветовых ассоциаций.

По ходу урока журналисты каждой страницы предлагают подготовлен­ную информацию по проблеме. Учитель выполняет роль главного редактора, в обязанности которого входит утверждение каждой страницы альманаха. После утверждения всех страниц альманах считается выпущенным. Страница утвер­ждается после просмотра, презентации и ответов учащихся на вопросы учителя.

Урок начинается с вводного слова, в котором учитель напоминает уча­щимся об эпохе и личности Ивана Грозного.

В качестве эпиграфа к уроку предлагается высказывание Н. М. Карамзи­на: «Оканчиваю Василия Ивановича и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исторической живописи! Тогда она будет как павлин без хвоста».

Далее вводятся элементы личностно ориентированного обучения. Классу задаются вопросы:

1) У кого из вас в настоящий момент уже сложилось законченное одно­значное восприятие сути событий времени Ивана Грозного?

2) Как вы оцениваете его личностные качества?

3) Является ли ваша оценка однозначной, бесспорной?

После ответов, часто противоречивых, внимание учащихся акцентирует­ся на том, что они смогут дать собственную оценку личности Ивана IV и его эпохе в целом.

Группам заранее были предложены задания, связанные с фактологией изучаемого периода, внутренней политикой Ивана Грозного, опричниной, не­однозначностью во взаимоотношениях царя с церковью, основанием нашего родного города-­крепости Орёл, расширением границ российского государства, а так же отражением Ивана IV в картинах художников разного времени.

На уроке каждая группа представляет свою страницу альманаха.

Альманах состоит из 7 страниц и обложки.

Страница 1. «Панорама фактов» – красно-­чёрная с вкраплениями синих, зелёных, золотых и серебряных цветов.

Представляется в форме сообщения, дающего общую характеристику эпохи Ивана Грозного.

Учащиеся, ответственные за отбор и представление информации в целом по изучаемой эпохе, демонстрируют презентацию своей работы.

Для утверждения страницы учитель задаёт следующие вопросы:

1) Почему она так называется?

2) Почему эта страница альманаха представлена в красно-­чёрных тонах с фейерверками синих, зелёных, серебристых и золотистых вкраплений?

После ответов учитель благодарит группу за проделанную работу и ут­верждает 1 страницу альманаха к печати.

Страница 2. «Строитель государства», страница решена в оранжевом цвете.

Страница представляется в форме драматизации, оживляющей образы Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и С. М. Соловьёва, учащиеся рассуждают о реформаторской деятельности Ивана IV на первом этапе его правления.

Учитель интересуется:

1) Почему на странице в качестве эпиграфа к ней помещена эпиграмма А. С. Пушкина, относящаяся к эпохе Петра I:

Нет ни змия всадник медный

Растоптал, стремясь вперёд,

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал родной народ.

2) Почему в качестве основного фона для страницы выбран ярко­-оран­жевый цвет?

После обсуждения 2 страница утверждается.

Страница 3. «Пожар лютости» представлена на красно-­грязно-­зелёном фоне. В основе работы журналистов была использована текстовая методика ис­торико­литературного анализа поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Для утверждения страницы учитель предлагает обсудить вопросы:

1) Объясните предложенное группой название страницы, посвящённой опричнине?

2) С какой целью на странице изображены метла и собачья морда?

3) Почему в качестве фона предлагается красно-­грязно-­зелёный цвет?

После ответов 3 страница рецензируется.

Страница 4. «Неоднозначность: свет или тьма» выполнена в чёрно-­белых тонах.

Учитель предлагает слово группе журналистов, ответственной за обра­ботку писем. В редакцию поступило письмо о возможности канонизации Ивана IV. Журналисты предложили информацию о неоднозначных взаимоотношени­ях Ивана Грозного с церковью и комментарии отдельных положений письма. Для более глубокого погружения в проблему учитель предлагает сле­дующие вопросы:

1) Докажите фактами, на основе чего Иван Грозный считал себя наполо­вину монахом?

2) Приведите исторические факты, противоречащие этому понятию.

3) Выскажите предположения, почему страница выполнена в чёрно­-белом варианте?

После ответов учитель утверждает 4 страницу альманаха к печати.

Страница 5. «Рождение крылатого города», страница бело-сине­-зелёного цвета. Представление страницы начинает учитель: эта страница посвящена ос­нованию города Орла. Я, как и многие из вас, родилась в этом городе и очень его люблю, и так как его создание связано с именем Ивана IV Васильевича, то поручила одной из групп поработать над этим фрагментом истории.

Выступление журналистов проводится в форме интервью с классом.

Вопросы интервью:

1) Кто и когда основал город?

2) Расскажите легенду о названии города.

3) В связи с чем Иван Грозный выбрал именно это место на карте для ос­нования Орловской крепости?

4) Как вы думаете, что было построено в первую очередь и для чего?

5) Перечислите основные занятия жителей города во второй половине XVI века? Что свидетельствует об этом в настоящее время?

Для выяснения понимания цветовых ассоциаций задаётся следующий вопрос:

6) Почему страница, посвящённая основанию Орла, раскрашена белым синим и зелёным цветами? (это основные цвета герба города Орла.)

После обсуждения 5 страница утверждается.

Страница 6. «Внешняя политика. Волга – русская река», страница в свет­ло-­серых и голубых тонах.

В основу данной страницы положена карта государства Российского во II половине XVI века. Информация о присоединении Сибири предлагается группой в форме повествования от лица одного из участников похода Ермака в Сибирь. В качестве эпиграфа к странице взято утверждение «Волга ­русская река». Учи­тель акцентирует на нём внимание посредством вопроса журналистам, ответст­венным за данную страницу: Когда и в связи с чем появилось такое выражение?

Вопросы классу:

1) Почему рядом с Москвой расположена иллюстрация храма Василия Блаженного?

2) Что означает на карте серо-­голубой цвет завоёванных территорий?

Далее страница рецензируется.

Страница 7. «Святой или убийца», на странице – смешение жёлтого с ко­ричневым и грязно-­зелёным цветами.

Журналисты этой страницы демонстрируют и анализируют репродукции произведений И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», И. Глазунова «Иван Грозный» и парсуны XVI века неизвестного мастера с целью показать неодно­значное восприятие авторами личности Ивана Грозного. В качестве закрепле­ния информации учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

1) Кто из художников отражает личность Ивана IV как святого?

2) Можно ли согласиться с идеей И. Репина, что Иван Грозный – убийца?

3) Почему страница выполнена в грязно­-жёлтых, коричневых и грязно­-зелёных тонах?

После обсуждения 7 страница утверждается.

Этап осмысления изученной информации проходит в виде мониторинга. После презентации страниц альманаха учащиеся при помощи сигнальных кар­точек выражают свою точку зрения по проблемному вопросу: кем, на ваш взгляд, является Иван Грозный?

Для выполнения задания ребятам предлагаются цветные карточки. Красный обозначает то, что для вас Иван Грозный, прежде всего, палач и убий­ца; жёлтый – мудрый правитель, жертва времени и клеветы; белый – что вы за­трудняетесь дать однозначный ответ.

Результаты голосования подсчитываются, подводятся итоги.

После мониторинга, на стадии рефлексии учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Что нового вы узнали на уроке?

2) Понравилось ли вам работать с цветовой методикой?

В конце урока учитель обращает внимание детей на обложку альманаха «Иван Грозный: свет или тьма?». Затем перед классом ставятся вопросы:

1) Почему на одной странице оказались вместе Иван Грозный и Сталин, что их объединяет?

2) Что символизирует колючая проволока, окроплённая кровью, пред­ставленная на обложке?

Урок заканчивается рассуждениями учащихся по предложенным вопросам.

В качестве домашнего задания группам предлагается подобрать музы­кальное сопровождение к своим страницам.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика