Технологии психолого-педагогической работы в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019) 263
Рубцов В.В. доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587 e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru
Романова Е.С. доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений, заведующая кафедрой общей и практической психологии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9032-6869 e-mail: romanovaes@mgpu.ru
Статья подготовлена по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования — участников Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019, который является программной частью XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (20— 22 ноября 2019 г., г. Москва). Ежегодный конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полную реализацию творческого потенциала психологов образования России. Основанный на критериях деятельностного и культурно-исторического подходов анализ опыта реализации региональных программ оказания психолого-педагогической помощи детям направлен на совершенствование методического обеспечения психолого-педагогической деятельности. Рекомендованные по итогам конкурса программы и технологии демонстрируют место и роль коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы педагогов-психологов, а также опыт развития междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения образования.
Изменения социально-экономической ситуации в стране,
принятие новых законодательных актов в сфере образования, учитывающих
государственные, социальные и личностные потребности граждан, требуют
совершенствования психологического обеспечения образовательной деятельности,
более глубокого участия педагогов-психологов в образовательной и воспитательной
практике для контроля и обеспечения необходимого развития различных категорий
обучающихся, что предполагает высокий уровень профессиональной подготовки
соответствующих специалистов. «Концепция развития психологической службы в
системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» однозначно
определяет основное содержание деятельности практических психологов в системе
образования, обусловленное необходимостью повышения научной и организационной
составляющих этой работы, предполагающей создание единой структуры,
контролирующей практическую работу конкретных специалистов, обобщающей и
нормативно закрепляющей лучший опыт и новые разработки.
Литература
Берберян А.С., Романова Е.С., Корнилова О.А.
Самопонимание этнической идентичности как сущностная характеристика
самосознания студенческой молодежи / Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37).
С. 66—72.
Концепция развития психологической службы в системе
образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс].
URL: https://psiholog-rmo.ru/wp/wp-content/
uploads/2018/01/20180117-koncepciya_17.pdf (дата обращения: 17.08.2020)
Романова Е.С., Абушкин Б.М. Психологическая помощь
подросткам в ситуациях их профессионального самоопределения / Системная
психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 45—54.
Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н.,
Макшанцева Л.В. Конфликтологическая компетентность работников образования и
безопасность образовательной среды: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Романова
Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Макшанцева Л.В. М.: МГПУ, 2018. 204
с.
Романова Е.С., Иванов А.В. Развитие детской
общности в условиях образовательной среды в концепции субъектности В.И.
Слободчикова / ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 423—430.
Романова Е.С., Иванцов О.В., Чибискова О.В.
Дистанционное консультирование как инновационный способ психологической помощи
/ Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XI Международной
научно-практической конференции. В 2-х частях. Научный редактор В.И.
Казаренков. 2018. С. 326—329.
Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Психологическая
помощь семьям, воспитывающих подростков с девиантным поведением // Человеческий
капитал. 2018. № 6 (114). С. 77—91.
Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Оценка и развитие
личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных
организаций / Проблемы общей и педагогической психологии: Коллективная
монография. М.: РИТМ, 2019. С. 7—32.
Романова Е.С., Решетина С.Ю. Психологические
проблемы выпускников вуза на рынке труда / Непрерывное дополнительное
образование в государствах-участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы
развития. Сборник материалов ІІІ Международной научно-практической конференции.
Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2018. С.
254—259.
Романова Е.С., Рычихина Э.Н.
Научно-исследовательская деятельность студентов гуманитарного направления /
Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной
научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы
народов, 2019. С. 8—12.
Рубцов В.В. Цели, задачи и основные направления
деятельности Федерации психологов образования России // Вестник практической
психологии образования. 2014. № 2. С. 10—15.
Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова
Е.И., Романова Е.С. Семыкин В.В. Концепция развития системы
психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской
Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007.
Том 12. № 1. С. 69—82. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu/2007/n1/Rubcov_Dubrovina_Zabrodin_Metelk_
full.shtml.
Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация
и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)»: региональный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической
психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 6—14. URL: https://
psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Rubtsov_Zabrodin_Leonova.shtml (дата
обращения: 23.09.2020)
Bisbey T.M., Reyes D.L., Traylor A.M., Salas E.
Teams of psychologists helping teams: The evolution of the science of team
training // American Psychologist. 2019. Vol. 74. P. 278—289. DOI:10.1037/
amp0000419
Haynes N.J., Vandenberg R.J., DeJoy D.M., Wilson M.G.,
Padilla H.M., Zuercher H.S., Robertson M.M. The workplace health group: A
case study of 20 years of multidisciplinary research // American Psychologist.
2019. Vol. 74. P. 380—393. DOI:10.1037/amp0000445
Myers J. Why Support Students? Using the past to
Understand the Present // Higher Education Research and Development. 2013. Vol.
32 (4). P. 590—602. DOI:10.1080/07294360.2012.700509
Phelps R., Bray J.H., Kearney L.K. A quarter
century of psychological practice in mental health and health care: 1990—2016
// American Psychologist. 2017. Vol. 72 (8). P. 822—836. DOI:10.1037/
amp0000192
Proctor R.W., Vu K.-P.L. How psychologists help
solve real-world problems in multidisciplinary research teams: Introduction to
the special issue // American Psychologist. 2019. Vol. 74 (3). P. 271—277.
DOI:10.1037/amp0000458
Teaching Psychology around the World. Vol.4 / Ed. by Grant
J. Rich, Alfredo Padilla-López, and Jas Laile Suzana Binti Jaafar, Luciana
Karine de Souza, Lucy Zinkiewicz, Jacqui Taylor. Cambridge: Cambridge Scholars
Publishing, 2018. 499 p.
Yale A.T. The personal tutor—student relationship:
student expectations and experiences of personal tutoring in higher education
// Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43 (4). P. 533—544.
DOI:10.1080/0309877X.2017.1377164