Шульга Т.И. доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087 e-mail: shulgatatiana@gmail.com
Статья посвящена исследованию трудностей в деятельности специалистов служб сопровождения замещающих семей. «Мониторинг по определению потребности в повышении уровня компетентности специалистов служб, занимающихся подготовкой лиц, желающих принять ребенка на воспитание в семью, сопровождением замещающих семей», , проведенный Федеральным ресурсным центром по вопросам опеки и попечительства ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», выявил проблемы, являющиеся общими для всех субъектов Российской Федерации. Для более точечного выявления проблемных зон в работе специалистов проведено дополнительное исследование. В целевую группу вошли 90 специалистов служб сопровождения (психологи, социальные педагоги) в возрасте от 23 до 56 лет, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет. Целью исследования явилось описание трудностей, их типологии и возможности их предотвращения в работе. Использовался опросник, построенный по методу незаконченных предложений, адаптированный для исследования и ранжирования трудностей. Результаты позволили выявить общие для всех субъектов Российской Федерации проблемы и трудности: отсутствие единой позиции и взгляда на содержание, цели и ценности сопровождения; отсутствие стандартов деятельности служб сопровождения на территории России; разнообразие правоприменительной практики в рамках существующего законодательства; отсутствие единых требований к компетенциям специалистов, осуществляющих эту деятельность. Отдельным перечнем выделены проблемные зоны специалистов «на местах»: недостаточный уровень знаний о семье и детях, которые находятся на сопровождении, отсутствие методической литературы, недостаток современных методик изучения детей для выяснения сложных проблем и т.д. Предложены пути решения организационных вопросов деятельности служб сопровождения, способствующие минимизации трудностей и рисков, повышению эффективности оказания помощи замещающим семьям, включая разработку критериев выбора формы сопровождения в зависимости от наличия специалистов и ресурсов, привлечение добровольцев к работе тематических клубов, общению в социальных сетях и мессенджерах в рамках дистанционного сопровождения.
Благодарности. Автор благодарят Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации за предоставление данных мониторинга
Получена: 05.11.2021
Принята в печать: 25.11.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Асламазова Л.А., Хакунова Ф.П. Замещающая семья как предмет
научных исследований // Вестник Адыгейского государственного университета.
Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3(203). С. 25—32. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zameschayuschaya-semya-kak-predmetnauchnyh-issledovaniy
(дата обращения: 09.09.2021).
Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Сопровождение замещающей семьи или
как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019. Т.
10. № 26. С. 85—95. DOI:10.31857/ S013216250003750-8
Декина Е.В., Егоров В.С. Изучение детско-родительских отношений в
замещающей семье // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. № 3. С.
18—25 URL: https://cyberleninka.
ru/article/n/izuchenie-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-zameschayuschey-semie
(дата обращения: 11.09.2021).
Доржиева С.В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее.
Монография. М.: Издательство Проспект, 2019. 208 с.
Журавлев А.Л. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья
/ А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С.
5—25.
Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р.
Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных
факторов [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С.
18—30. DOI:10.31857/S020595920007311-8
Лучшие региональные практики деятельности органов опеки и попечительства, а
также по подготовке и психологическому обследованию лиц, желающих принять в
свою семью ребенка, по сопровождению замещающих семей [Электронный ресурс] //
ФРЦ опеки и попечительства. 2021. URL:
https://frcopeca.ru/methodical-materials/ (дата обращения: 08.09.2021).
Махнач А.В. Профессиональная замещающая семья:
социально-психологические характеристики особой малой социальной группы //
Вестник ГУУ. 2019. № 7. С. 187—194.
Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и
сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещающих семей. М.: АНО
Центр «Про-мама», 2013. 464 с.
Насриддинова Ф.Д. К вопросу о психологическом сопровождении
приемных семей // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1(50). С.
188—190.
Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения
замещающей семьи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.
2015. Т. 7. № 2. С. 1—13. DOI:10.17759/psyedu.2015070201
Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В.
Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного
возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том
11. № 3. C. 205—221. DOI:10.17759/psylaw.2021110315
Панюшева Т.Д., Пасечник И.В. Быть наставником: пособие для
волонтеров. М.: «Дети наши», 2017. 152 с.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О
деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (с
изменениями и дополнениями от 19.12.2018, 10.02.2020, 19.05.2021) [Электронный
ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». 2021. URL:
https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 08.09.2021).
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]
// КонсультантПлюс. 2021. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения:
10.10.2021).
Шульга Т.И. Психологическое сопровождение семьи: учебное пособие
для вузов / Шульга Т.И. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2020. 140 с.
Шульга Т.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы
риска: учебное пособие для вузов / Шульга Т.И. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт,
2021. 208 с.
Batool S.S., Shehzadi A. Intrapersonal and Interpersonal
Determinants of Well-Being of Orphans and Non-Orphans [Электронный ресурс] //
Bahria Journal of Professional Psychology. Vol. 16. № 1. P. 49—65. URL:
http://oaji.net/articles/2017/6066-1522395207.pdf (дата обращения:
22.04.2020).
Corominas M., González-Carrasco M., Casas F. Analyzing factors for
an optimum play environment through children’s subjective well-being indicators
// Children & Youth Services Review. Vol. 122. N.PAG.
DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105688
Diener E., Ng W., Harter J., Arora R. Wealth and happiness across
the world: Material prosperity predicts life evaluation, whereas psychosocial
prosperity predicts positive feeling // Journal of Personality and Social
Psychology. № 99(1). Р. 52—61. DOI:10.1037/a0018066
Pluta B., Żołądkowska-Gąsiorowska U., Lira J., Bronikowska M.A.
The Analysis of Social Support Level in Foster Families in the Context of Their
Leisure Time Activities // Revista de cercetare si interventie sociala. Vol.
69. P. 9—22. DOI:10.33788/rcis.69.1
Post-adoption and guardianship support services in your state. Learn about
support services available to your family [Электронный ресурс] // AdoptUSKids.
URL:
https://www.adoptuskids.org/adoption-and-foster-care/parenting-support/support-services-by-state
(дата обращения: 1.11.2021).
Savage A., McConnell D., Emerson E., Llewellyn G. The Subjective
Well-Being of Adolescent Canadians with Disabilities [Электронный ресурс] //
Journal of Child & Family Studies. 2020. Vol. 29. № 12. Р. 3381—3397.
DOI:10.1007/s10826-020-01794-2
Uliaszek A.A., Fournier M.A., Southward M.W., Al-Dajani N., Quitasol
M. Bridging Development and Disturbance: A Translational Approach to the
Study of Identity. Personality Disorders [Электронный ресурс] // Theory,
Research, and Treatment. 2021. DOI:10.1037/per0000514
UNICEF Office of Research. «Child Well-being in Rich Countries: A
comparative overview» // Innocenti Report Card. Florence: UNICEF Office of
Research. 2013. № 11. Р. 1—56.