Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

442

Аннотация

В статье приводятся и анализируются результаты «Мониторинга субъективного благополучия приемных детей» в части социальной адаптации в замещающих семьях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2019). Для детей-сирот, воспитывающихся в приемных семьях, характерны имплицитные проблемы, влияющие на социальную и школьную адаптацию. Многие из них имеют длительный опыт проживания в неблагополучной семье, в условиях институционализации, сепарацию с родителями и неотработанные психологические травмы. Воспитание в семье в значительной мере смягчает последствия психической депривации, но ряд ее последствий влияет на социальную и школьную адаптацию. В исследовании использовались две методики: краткий скрининговый опросник ССТ для оценки поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет (выборку составили 340 приемных детей и 285 замещающих родителей) и многомерная шкала удовлетворенности жизнью в школе (выборка — 160 младших школьников и 230 старших). Опросник включает в себя оценку психологических свойств подростка (как положительных, так и отрицательных) и оценку влияния имеющихся проблем подростка на разные стороны его социальной жизни. Как показало исследование, оценки самих приемных детей и родителей в отношении пограничных случаев различаются. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью позволила оценить удовлетворенность жизнью школьников. Высокий уровень удовлетворенности характерен для взаимоотношений в семьях приемных родителей на всех возрастных этапах, постоянным остается и удовлетворенность отношениями с друзьями. В старшей школе существенно снижается уровень эмоционального насилия в виде игнорирования — жертвой становится каждый четвертый (28%), и физическое насилие в форме ударов, толканий, шлепков испытывают на себе 36% приемных детей. Выявлена тенденция к росту от младших школьников к старшеклассникам «чувства безопасности» (от 61% до 70%). Меньше всего младших школьников и старших подростков удовлетворены школой и отношениями с учителями. Проведенное исследование позволяет определить мишени помощи и поддержки замещающим семьям специалистами служб сопровождения. Для педагогов-психологов данные по удовлетворенности школой и отношениями с учителями должны стать важным сигналом о неблагополучии приемных детей в образовательном учреждении.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, социальная адаптация, мониторинг, замещающие семьи

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020207

Благодарности. Автор благодарит Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации за предоставление данных мониторинга, поддержку Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и доктора психологических наук Г.В. Семья.

Принята в печать:

Для цитаты: Телицына А.Ю. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 84–95. DOI: 10.17759/ssc.2021020207

Литература

  1. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Диагностика стиля саморегуляции как условие готовности к деятельности социального воспитателя / Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр. / Самарский государственный технический университет. Самара, 2018. С. 84.
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 68—76. DOI:10.17759/pse.2017220606
  3. Брук Ж.Ю. Вызовы современной школе: Хотят ли дети учиться? // Мир, открытый детству: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 14—20.
  4. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-detey-sirot-v-priemnyh-semyah (дата обращения: 03.12.2021).
  5. Кузина И.Г., Стекольщикова А.А. Приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // ИСОМ. 2018. № 3—1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemnaya-semya-kak-faktor-adaptatsii-i-forma-zhizneustroystva-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 03.12.2021).
  6. Николаева Е.И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей- сирот в приемных семьях [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-i-eksperimentalnoe-reshenie-problemy-otkaza-ot-detey-sirot-v-priemnyh-semyah (дата обращения: 03.12.2021).
  7. Фомина Т.Г., Ефимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого- педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 64—76. DOI:10.17759/psyedu.2018100206
  8. Семенова Н.Б., Мартынова Т.Ф. Возможности использования теста Р. Гудмана для оценки психического здоровья детей и подростков Республики Саха (Якутия) // Якутский медицинский журнал: научно-практический журнал Якутского научного центра комплексных медицинских проблем Сибирского отделения Российской академии наук. 2012. № 2(38). С. 67—69. URL: http:// ymj.mednauka.com/files/YMJ-2-2012.pdf (дата обращения: 03.12.2021).
  9. Слободская Е.Р., Гудман Р., Рябиченко Т.И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. 2006. № 2. С. 28—36.
  10. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 5—15.
  11. Delgado P., Pinto V.S. Criteria for the selection of foster families and monitoring of placements.: Comparative study of the application of the Casey Foster Applicant Inventory-Applicant Version (CFAI-A) // Children and Youth Services Review. № 33(6). P. 1031—1038. DOI:10.1016/j. childyouth.2011.01.005
  12. Ford J.K.B., Ellis G.M., Olesiuk P.F., Balcomb K.C. III Linking killer whale survival and prey abundance: Food limitation in the oceans’ apex predator? // Biology Letters. № 6(1). P. 139—142. DOI:10.1098/rsbl.2009.0468
  13. Goodman R. Comparing the Strengths and Difficulties Questionnaire and the Child Behavior Checklist: is small beautiful? / R. Goodman, S. Scott // J. Abnorm. Child Psychol. 1999. Vol. 27(1). P. 17—24.
  14. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Vol. 40. P. 1337—1345.
  15. Greesonae J.K.P., Garcia A.R. et al. Interventions for youth aging out of foster care: A state of the science review // Children and Youth Review. No. 113:105005. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105005
  16. Greenshields S. Children and young people in care // British Journal of Nursing (BR J NURS). 2019 Vol. 28(19). P.1148—1149. DOI:10.12968/bjon.2019.28.19.1148
  17. Havlicek J. Systematic review of birth parent—foster youth relationships before and after aging out of foster care // Children and Youth Services Review. Vol. 120:105643. DOI:10.1016/j. childyouth.2020.105643
  18. Liming K.W., Brook J., Akin B. Cumulative adverse childhood experiences among children in foster care and the association with reunification: A survival analysis Author links open overlay panel // Child Abuse and Neglect. Vol. 113:104899. DOI:10.1016/j.chiabu.2020.104899
  19. Schnettlera В., Orellanabc L., Sepúlvedabc J., Mirandaa H., Grunertd K., Lobose G., Huechec C. Psychometric properties of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale in a sample of Chilean university students // Suma Psicologica. Vol. 24. P. 97—106. DOI:10.1016/j. sumpsi.2017.06.001
  20. Yuynh H.V., Limber S.P., Gray C.L., Thompson M.P., Wasonga A.I., Vann V. Factors affecting the psychosocial well-being of orphan and separated children in five low- and middle-income countries: Which is more important, quality of care or care setting? // PLoS ONE. 2019. 14(6):e0218100. DOI:10.1371/ journal.pone.0218100
  21. Zakirova V.G., Gaysina G.I., Zhumabaeva A. Program of Adaptation Assistance in Foster Families and Particular Features of Its Implementation // International Journal of Environmental & Science Education. № 10(4). P. 553—559. URL: http://www.ijese.net/makale_indir/ijese.2015.269a.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

Информация об авторах

Телицына Александра Юрьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, доцент, департамент политики и управления, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0186-3989, e-mail: atelitsyna@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 616
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 442
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 41