Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

CrossRef

Социальные науки и детство

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2713-0584

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2020 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Родительские» дети в организациях для детей-сирот 42

|

Зайцева Н.Г.
заместитель руководителя Департамента поддержки социальных проектов, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Фонд поддержки детей), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9710-9229
e-mail: farsi13@yandex.ru

Колесникова У.В.
научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621
e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлен анализ результатов мониторинга ситуации, связанной с временным помещением детей, имеющих родителей (законных представителей), в организации для детей-сирот в 2018-2021 годах, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Целевой группой стали категории детей, находящихся в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на полном государственном обеспечении, а также детей, которые были переданы родителями добровольно и временно на срок до одного года в силу разных жизненных обстоятельств. Они невидимы для общественности, так как родительские права не прекращаются, и родители должны принимать участие в воспитании своих детей, но сведения о них практически не входят ни в одну форму государственной статистики. В статье анализируются основания временного помещения детей, средний срок временного пребывания, перечень предоставляемых организациями услуг законным представителям и детям, численность детей, возвращенных родителям (иным законным представителям), численность детей, оставленных в организациях по окончании срока пребывания, и мониторинг причин оставления. Приводятся сведения об объеме средств (в разрезе уровней бюджетов), направляемых на содержание этой категории детей. Данные представлены по организациям для детей- сирот, находящимся в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения. Оцениваются последствия временной институционализации для психологического развития детей и роль родителей в возврате ребенка домой. В мониторинге приняли участие 85 субъектов Российской Федерации, которые заполнили электронную форму в личных кабинетах органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Мониторинг показал, что большинство семей, поместивших ребенка в организацию для детей-сирот, имеют тяжелое материальное положение, часто находятся в социально опасном положении по причине внутрисемейного конфликта, заболевания, инвалидности законных представителей, прохождения лечения родителей от алкогольной или наркотической зависимости, нахождения законного представителя под следствием.

Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, мониторинг, организации для детей-сирот, временное помещение детей в организации

Рубрика: Психология сиротства

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020202

Благодарности. Авторы благодарят Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации за предоставление данных мониторинга и доктора психологических наук Семья Г.В. за возможность обсуждения результатов анализа.

Получена: 24.11.2021

Принята в печать: 30.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдеева В.П., Руппель А.Ф. Ресурсы жизнестойкости у семей и детей, получающих государственную социальную помощь [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. С. 80—112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-zhiznestoykosti-u-semey-i-detey-poluchayuschih-gosudarstvennuyu-sotsialnuyu-pomosch (дата обращения: 10.09.2021).
  2. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 7—14. DOI:10.17759/ jmfp.2017060201
  3. Внедрение в практику учреждений, оказывающих услуги семьям с детьми в кризисной ситуации, технологий «Раннее выявление семейного неблагополучия» и «Организация работы междисциплинарной команды специалистов со случаем нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних»: методическое пособие [Электронный ресурс] / под ред. С.П. Борзова. М.: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, 2019. 103 с. URL: https:// мойсемейныйцентр.москва/wp-content/uploads/territoriya-semii-territoriya-doveriya/dlya-specov/inf-method-materials/rv-i-rs-metodicheskoe-posobie.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
  4. Дети в трудной жизненной ситуации: современные аспекты неблагополучия и пути их решения [Электронный ресурс]. М.: Издательство «Перо», 2019. 86 с. URL: https://www.aksp.ru/work/sd/family/ vmeste_det/files/2019/doklad-deti-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.pdf (дата обращения: 16.11.2021).
  5. Ийзендорн ван М., Бакерманс-Краненбург М., Душинский Р., Фокс Н., Голдман Ф., Гуннар М., Джонсон Д., Нельсон Ч., Рейджмен С., Скиннер Г., Зиана Ч., Сонуга-Барк Э. Институционализация и деинституционализация детей: системный и комплексный обзор фактических данных о влиянии на развитие [Электронный ресурс] // Лансет [The Lanset]. 2020. Т. 7:703—20. P. 86. URL: https:// www.unicef.by/uploads/models/2020/11/institucionalizaciya-i-deinstitucionalizaciya-detey.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
  6. Исследование причин социального сиротства — жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. 56. с. URL: https://timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2020/08/ issledovanie-prichiny-socialnogo-sirotstva.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
  7. Кантуэлл Н. От теории к практике: реализация «руководящих указаний по альтернативному уходу за детьми»: пер. с англ. / Н. Кантуэлл, Дж. Дэвисон, С. Элсли, И. Миллиган, Н. Куинн. Великобритания: Центр передового опыта для детей, находящихся под опекой, в Шотландии, 2012. 168 c.
  8. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Основные международные договоры по правам человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2014. С. 131—161.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно- правовой портал. 2021. URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 23.11.2021).
  10. Разварина И.Н., Барсуков В.Н., Смолева Е.О., Фахрадова Л.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении // Проблемы развития территории. 2016. № 3(83). С. 81—99. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-napravleniya-raboty-s-detmi-i-ih-semyami-nahodyaschimisya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-i-sotsialno-opasnom-polozhenii (дата обращения: 10.11.2021).
  11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/142 от 24.02.2010 «Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми» [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. 2021. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/64/142 (дата обращения: 10.11.2021).
  12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021): статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/26b9eb990b427178e32f13d91774fb7aa684d5 5c/ (дата обращения: 22.11.2021).
  13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 22.11.2021).
  14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 22.11.2021).
  15. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 22.11.2021).
  16. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 22.11.2021).
  17. Что скрыто за «временным помещением»? Результаты исследования по «родительским» детям в ДУ [Электронный ресурс] // Журнал «СиД». 2020. № 4(12). С. 37—45. URL: https:// timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2021/08/sid12.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
  18. 15 years of De-Institutionalization Reforms in Europe and Central Asia. Key results achieved for children and remaining challenges [Электронный ресурс] // UNICEF Europe and Central Asia Regional Office. 2018. URL: https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/2018-11/Key%20Results%20in%20 Deinstitutionalization%20in%20Eeurope%20and%20Central%20Asia_0.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
  19. Au coeur du dispositif pénal des mineurs: rencontre avec la directrice de la protection judiciaire de la jeunesse. Propos recueillis par Nathalie Hantz [Электронный ресурс] // Village de la Justice. URL: https://www.village-justice.com/articles/directrice-pjj,32677.html (дата обращения: 26.09.2021).
  20. Mutiso V., Tele A., Musyimi C., Gitonga I., Musau A., Ndetei D. Effectiveness of life skills education and psychoeducation on emotional and behavioral problems among adolescents in institutional care in Kenya: a longitudinal study // Child and Adolescent Mental Health. № 23. P. 351—358. DOI:10.1111/ camh.12232
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика