Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии 2010. № 1. С. 21–50
ISSN:
2191-6667
Представления Л. С. Выготского о письменной речи 1079
Зурд-Бухле С. Мюнхенский университет им. Людвига Максимилиана, деканат Факультета языкознания и литературоведения
, Мюнхен, Германия e-mail: surd-buechele@web.de
Карстен А. магистр гуманитарных наук Института общей лингвистики Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия e-mail: mail@andreakarsten.de
Цель данной статьи состоит в разработке понятия письменной речи, основанного на подробном анализе работ Л. С. Выготского. Выделены две значимые сферы, связанные с раскрытием этой темы Л. С. Выготским: изучение письма в аспекте развития и понятие «письменной речи» в контексте внутренней речи и речи вслух. Были изучены ранние идеи Л. С. Выготского в отношении онтогенеза письменной речи. Исследованы отношения между понятиями письменной речи и внутренней речи и речи вслух, как их определял Л. С. Выготский. Письмо выступает одновременно как когнитивный и коммуникативный процесс. Авторы объединяют эти лини размышлений и предлагают возможные способы дальнейшего развития представлений о письменной речи в рамках концепции Л. С. Выготского.
Bachtin, Michail (1978/2004): Das Problem der sprachlichen Gattungen In:
Konrad Ehlich und Katharina Meng (Hrsg.): Die Aktualität des Verdräng-ten.
Heidelberg: Synchron. S. 447-484.
Bazerman, Charles (Hrsg.) (2008): Handbook of Research on Writing. History,
Society, School, Individual, Text. New York und London: Lawrence Erlbaum
Associates.
Flower, Linda & Hayes John R. (1981): A cognitive process theory of
writing. College Composition and Communication 1.1. S. 120-160.
Gillen, Julia (2000): Versions of Vygotsky. British Journal of Educational
Studies, 48, 2. S. 183-198.
Glick, Joseph (1997): Prologue. In: Lev S. Vygotsky (1997): The Collected
Works of L. S. Vygotsky, Volume 4. The History of the Development of Higher
Mental Functions. Hrsg. von Robert W. Rieber. New York und London: Plenum
Press. S. v-xvi.
Günther, Hartmut (1998): Die Sprache des Kindes und die Schrift des
Erwach-senen. In: Ludowika Huber, Gerd Kegel und Angelika Speck-Hamdan (Hrsg.):
Einblicke in den Schriftspracherwerb. Braunschweig: Westermann. S. 21-30.
Hayes, John R. (1996): A New Framework for Understanding Cognition and
Affect in Writing. In: C. Michael Levy und Sarah Ransdell (Hrsg.): The science
of writing: Theories, methods, individual differences, and applications.
Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. S. 1-27.
Jakubinskij, Lev (1923/2004): Über die dialogische Rede. In: Konrad Ehlich
und Katharina Meng (Hrsg.): Die Aktualität des Verdrängten. Heidelberg:
Synchron. S. 383-433.
John-Steiner, Vera; Cole, Michael; Souberman, Ellen; Scribner, Sylvia
(1978): Editor’s Preface. In: Lev S. Vygotsky (1978): Mind in Society. Hrsg.
von Michael Cole et al. Cambridge: Harvard University Press. S. ix-xi.
Keiler, Peter (2002): Lev Vygotskij – ein Leben für die Psychologie.
Weinheim: Beltz.
Lompscher, Joachim & Rückriem, Georg (2002): Editorial. In: Lev S.
Vygotskij (2002): Denken und Sprechen. Hrsg. von Joachim Lompscher und Georg
Rückriem. Weinheim: Beltz. S. 7-35.
MacArthur, Charles A.; Graham, Steve; Fitzgerald, Jill (Hrsg.) (2006):
Handbook of Writing Research. New York und London: The Guilford Press.
Ninio, Anat; Bruner, Jerome (1978): The achievements and antecedents of
la-belling. Journal of Child
language 5. S. 1-15.
Schneuwly, Bernard (2008): Vygotski, l’école et l’écritire. Cahier N 118,
Cahiers de la Section des Sciences de l’Education. Université de Genève.
Schorch, G. (1982): Schreibenlernen und Schriftspracherwerb. Bd. Heilbrunn:
Klinkhardt.
Sjölin, Amelie (1996): Schrift als Geste: Wort und Gestalt in
Kinderarbeiten. Neuried: Ars Una.
Sperling, Melanie; Freedman, Sarah W. (2002): Research on writing. In:
Richardson, Virginia (Hrsg.): Handbook of Research on Teaching. Washington, DC:
American Educational Research Association. S. 370-389.
van der Veer, René & Valsiner, Jaan (1994): Introduction. In: René van
der Veer und Jaan Valsiner (Hrsg.): The Vygotsky Reader. Oxford und Cambridge:
Blackwell. S. 1-9.
Vygodskaja, Gita L. & Lifanova, Tamara M. (2000): Lev Semjonovič
Vygotskij: Leben – Tätigkeit –Persönlichkeit. Hrsg. von Joachim Lompscher und
Georg Rückriem. Hamburg: Verlag Dr. Kovač.
Vygotskij, Lev S. (1934/2002): Denken und Sprechen. Hrsg. von Joachim
Lompscher und Georg
Rückriem. Weinheim: Beltz.
Vygotsky, Lev S. (1978): Mind In Society. The Development of Higher
Psychological Functions. Hrsg. von Michael Cole et al. Cambridge: Harvard
Uni-versity Press.
Vygotsky, Lev S. (1935/1997): The Collected Works of L. S. Vygotsky, Volume
4. The History of the Development of Higher Mental Functions. Hrsg. von Robert
W. Rieber. New York und London: Plenum Press.
Wieler, Petra (1997): Vorlesen in der Familie. Fallstudien zur
literarisch-kulturellen Sozialisation von Vierjährigen. Weilheim: Juventa.
Wygotski, Lev S. (1969): Denken und Sprechen. Frankfurt am Main: S. Fischer
(Lizenz-Ausgabe der Akademie-Verlag-Version von 1964).
Wygotski, Lev S. (1983): Die Besonderheit der Schriftsprache. In: Günther
Schorch (Hrsg.): Schreibenlernen und Schriftspracherwerb. Bad Heilbrunn:
Klinkhardt. S. 13-16.