|
|
Ковалёв А.К., Кузнецова Ю.М., Пенкина М.Ю., Станкевич М.А., Чудова Н.В.
Возможности автоматического анализа текста в задаче определения психологических особенностей автора
Селендили Л.С.
Лексикографическая параметризация терминосистемы по крымскотатарской филологии
Исхакова З.З.
Семиотический взгляд на кросскультурное пространство
Корнев В.А., Дедова О.М.
Основные виды семантических отношений внутри лексико-семантических группировок
Фёдорова О.В., Жердев И.Ю.
Следи за руками собеседника! (о стратегиях распределения зрительного внимания)
Воронцов К.А., Григорьев А.А.
Влияние психолингвистических характеристик слов на протекание ассоциативных процессов
Коробейников И.А., Бабкина Н.В.
Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей
Сафуанов Ф.С., Кулаков С.С.
Применение метода ранговой решетки в практике комплексной психолого-психиатрической экспертизы по судебным спорам родителей о воспитании ребенка
Зарецкая О.В.
Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме
Ханбалаева С.Н., Веденяпина Э.А.
К проблеме «лишнего» человека в русской литературе ХIХ века
Конявская Е.Л.
Принципы передачи текстов при издании древнерусских грамот в XX–XXI в.: история и перспективы
Готовцева И.П., Синицын В.Ю., Кашпарова В.С.
Массовые открытые онлайн курсы и современные методики преподавания языков
Литвин Е.А.
Граффити в итальянских городах как лингводидактический материал
Лутеро Т.
Об эффективности сопоставительного анализа художественных текстов и их переводов при обучении иностранному языку (на примере русского и итальянского языков)
Михайлова А.Е., Шилова Ю.С.
Вовлечение детей с нарушением зрения в учебный процесс на уроках английского языка в инклюзивном классе
Грачева Е.А.
Анализ концепта «богатство» на материале русскоязычных и англоязычных пословиц и поговорок
Фрейдина Е.Л.
Стилевая вариативность интонации в межкультурной коммуникации и в практике обучения английскому языку
Цыкунов И.В.
Полы Троицкой капеллы собора в Кентербери: символы пути к небесному Иерусалиму
Кузьмина Е.В.
Структурный анализ речей Николая II
Латышев О.Ю.
Адыгская деревенская проза как источник духовно-нравственных смыслов
Горьковая И.А., Рождественский В.И.
Опыт психолингвистического анализа содержания бреда при дебюте параноидной шизофрении
Фарачи Е.Г.
Napoleone Colajanni La Grande guerra e la Rivoluzione russa
Цыкунов И.В.
Матрица косматеско: синтаксис стиля в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме
Гюльбякова Л.К.
Способы обучения эмоционально окрашенному монологическому высказыванию
Черутова А.В.
Употребления конструкций с противопоставительно-отрицательным значением в рассказах А.П. Чехова
Симонов Р.А., Симонова Е.Р.
Восприятие «косого» часа в древнерусской культуре и магический планетарный (планетный) час в современности
Каторова А.А., Бороненкова Я.С.
Эволюция итальянского романа (по материалам работ Клоринды Ди Фини), часть 1
Баймурзаева Г.Б.
Кавказ актуален во все времена
Мельниченко В.А.
Варьирование грамматической формы
Салмери С.
Коммуникация и герменевтика в рамках инклюзии
Ганюшина М.А.
Предания о природе и человеке в словесности (на материале сравнительного анализа картин мира русского и английского языков)
Гализина Е.Г.
Пути развития лингводидактики в сфере профессионального общения
Шурпаева М.И.
Социолингвистические и методические предпосылки обучения русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия
Гулисано Д.
Образовательная система и трудовая деятельность: альтернатива между школой и работой в процессе моделирования профессионально-ориентированных учебных центров
Щемелинина И.Н.
Номинация князь в русской языковой картине мира (по данным сочинения Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича»)
Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е.
Код культур в зеркале перевода
Уткевич В.А.
Крещение Руси как основной фактор становления русского народа
Вестфальская А.В.
Оценка и коннотация: современные подходы
Обухова Л.Ф., Чухонцева А.А.
Культурно-исторический и когнитивный подходы к пониманию истоков развития письменной речи
Божович Е.Д.
Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников
Эппинг К.
Этнологические методы в культурно-исторической психолингвистике
Сенс А.
Давайте займемся языком друг с другом! Взгляд на подход к преподаванию языка с культурно-исторической перспективы
Зурд-Бухле С.
Об отношениях между письмом и мышлением
Карстен А.
Хронотопы в письме - Выдержки из кейс стади Андреа Карстен
Верани А.
Изучение внутренней речи и высших психологических функций через профили речи
Берто М.-С.
Язык для Другого: конструирование культурно-исторической психолингвистики
Кудрина А.В.
Семантика цвета и межкультурная компетенция в психологическом консультировании
Григорьева В.П.
Язык в национальной системе образования (на примере языковой ситуации в Шотландии)
|
|
На стыке двух спектров: нарушения социального познания при биполярном и шизоаффективном расстройствах
|
|
Монография посвящена одной из наименее изученных проблем
современной клинической психологии и психиатрии — нарушениям социального
познания при биполярном и шизоаффективном расстройствах. Раскрывается важность
исследований нарушений социального познания для обоснования моделей спектра,
приобретающих все большее влияние в современных подходах к классификации
психических расстройств. Рассматриваются существующие теоретические модели
социального познания и модели спектра психической патологии, в первую очередь,
шизофренического и аффективного, на стыке которых находятся биполярное и
шизоаффективное расстройства. Анализируется столкновение двух парадигм в
изучении социального познания — биологической и культурно-исторической. Дается
характеристика основанной на положениях Л.С. Выготского культурно-исторической
психологии модели социального познания, в которой сделан особый акцент на роли
социальной мотивации в нарушениях социального познания. Приводятся
аналитические обзоры и данные оригинального эмпирического исследования
нарушений ментализации и эмпатии у больных с расстройствами шизофренического и
аффективного спектров, проведенного на основе указанной модели. Подчеркивается
необходимость учета негативной социальной мотивации как важнейшей мишени в
программах по развитию социального познания при разных формах психической
патологии.
|
Социальная психология: вопросы теории и практики
|
|
Настоящий сборник отражает результаты исследований,
выполненных квалифицированными специалистами, аспирантами и студентами из
университетов, научных лабораторий, образовательных, производственных и других
организаций. Представлены достижения в различных отраслях современной
социальной психологии. Большое внимание уделено актуальным проблемам социальной
психологии личности и группы, межкультурной коммуникации, взаимодействия
участников дорожного трафика. Ряд статей отражают современное состояние и
тенденции развития организационной психологии, психологии управления,
педагогического общения, киберпсихологии. Обсуждаются актуальные вопросы
осуществления психологического тренинга и консультирования, а также современные
технологии в психологии и образовании.
Сборник адресован психологам, педагогам, а также
специалистам других профессий, интересующимся проблемами оптимизации и
повышения эффективности взаимодействия между людьми. Также сборник будет
полезен руководителям разного уровня и исследователям свойственных современному
обществу социально-психологических феноменов.
|
Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе
|
|
В монографии представлена история стремительного вторжения
парадигмы социального познания в различные области современной психологии, дана
характеристика современных моделей и методов исследования социального познания
в процессе онтогенеза и описан конфликт двух парадигм, лежащих в основе разных
традиций его изучения — эволюционно-биологической и культурно-исторической. В
отдельной главе приводится анализ причин роста популярности идей
культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского среди исследователей
социального познания, а также рассматриваются основные положения двух
концепций, основанных на этих идеях — модели развития социального познания в
процессе фило- и антропогенеза М. Томаселло и модели развития социального
познания в процессе онтогенеза Ч. Фернихоу.
|
Мишени и методы психологической помощи пациентам с расстройствами шизофренического и аффективного спектров
|
|
Пособие включает три раздела, в которых рассматриваются
методы помощи больным с расстройствами шизофренического и аффективного
спектров, основанные на последних теоретических разработках и доказавшие свою
эффективность. Первый раздел посвящен методам психологической помощи при
расстройствах шизофренического спектра с особым акцентом на задачи коррекции
дефицитов социального познания и социальной мотивации. Второй раздел посвящен
современным теоретическим представлениям о факторах хронификации расстройств
аффективного спектра и методам помощи, включающим задачи коррекции дефицитов
социального познания при этих расстройствах. В третьем разделе на конкретных
примерах рассматриваются приобретающие все большую популярность методы
коррекции социального познания, основанные на IT-технологиях.
|
Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве
|
|
В книге собраны материалы II Международной конференции Международной
ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS), организованной
Московским государственным психолого-педагогическим университетом, (МГППУ),
Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при участии
Музея Москвы 17-20 октября 2019 года в Москве. Сборник включает развернутые
тезисы и полные тексты докладов, которые вошли в программу симпозиума и
ассоциированных с ним мероприятий, каталог выставки, программу концертов
открытия и закрытия, публикации СМИ о событиях конференции, резолюцию и
некоторые другие материалы. Рекомендуется психологам, искусствоведам, педагогам
художественного направления, представителям творческих специальностей и всем,
кто интересуется феноменом синестезии.
|
Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности
|
|
Это издание посвящено актуальной проблеме – развитию
толерантности у подростков и молодежи. Состоит из четырех разделов, каждый из
которых представляет собой самостоятельную программу тренинга. Все упражнения и
игры снабжены соответствующими рекомендациями и специальными приложениями,
помогающими в их проведении.
|
Адаптация шкалы ориентации «Социальная ангедония» на российской выборке
|
|
Ангедония (иногда — гипогедония) отражает отсутствующую или
сниженную способность к переживанию удовольствия и включает несколько
составляющих: физическая, интеллектуальная, социальная ангедония. Интерес к
концепту клинических психологов и психопатологов обусловлен высокой значимостью
нарушения способности испытывать удовольствие в структуре психопатологической
симптоматики серьезных психических расстройств, таких, как шизофрения,
депрессия, химические зависимости. Для понимания психологических дефицитов
пациентов с расстройствами шизофренического спектра особое значение имеет
социальная ангедония, отражающая сниженную способность испытывать интерес и
удовольствие от взаимодействия с социально-релевантными стимулами и партнерами
по общению и причастная к нарушениям социального познания, к социальной
изоляции пациентов. В связи с этим некоторыми исследователями подчеркивается
важность ангедонии как мишени психологической помощи и необходимость ее
надежной и своевременной диагностики. Шкала «Revised Social Anhedonia Scale
(RSAS)» была создана для оценки степени выраженности социальной ангедонии,
апробирована во многих странах, широко использовалась в исследованиях
шизофрении. Апробировалась шкала и на отечественной выборке, хотя специальных
исследований по валидизации этой методики на российской популяции не
проводилось. Задача оценки психометрических характеристик теста RSAS, в том
числе валидности методики, стала частью проекта по изучению социального
познания при психических расстройствах (грант Российского научного фонда №
14-18-03461 на базе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России).
Методическое пособие представляет результаты оценки психометрических
характеристик RSAS и применимости методики для российской выборки.
|
Адаптация «шкалы ориентации на социальные сравнения (INCOM)» на российской молодежной выборке
|
|
В первой части методического пособия обосновывается
актуальность исследований процессов социальных сравнений в рамках клинической
психологии. Представлены данные о распространенности зависти в социальных
сетях, что позволяет выдвинуть тезис о культуральной фасилитации социальных
сравнений. Представлены результаты небольшого числа зарубежных исследований
процессов социальных сравнений при депрессивных расстройствах, нарушениях
пищевого поведения и производственного выгорания. Обоснованы гипотезы о
личностном профиле индивидов, склонных к частым и «болезненным» сравнениям.
Обозначены перспективы будущих разработок в данном направлении.
|
|