Юбилей первого в России психологического университета

464

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Юбилей первого в России психологического университета [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 3–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28845 (дата обращения: 18.04.2024)

Полный текст

 

В сентябре свой десятилетний юбилей отмечает Московский городской психолого-педагогический университет. Несмотря на свою молодость, он занял достойное место в ряду ведущих высших учебных заведений страны.

Поздравляя юбиляра, хочется остановиться на успехах и достижениях Университета, ведь сотрудникам МГППУ действительно есть чем гордиться!

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) создан в 1996 году Постановлением Правительства Москвы по инициативе Департамента образования города Москвы для психологического обеспечения системы столичного образования, подготовки практических психологов для работы с различными контингентами детей и взрослых.

За десять лет изменилась общая направленность деятельности вуза. Сейчас Университет готовит психологов уже не только для системы образования, но и для различных областей социальной практики (в том числе, для силовых структур и для работы в чрезвычайных и экстремальных ситуациях).

МГППУ стал уникальным вузом психологического профиля, функционируя как первый в России психологический университет. Он становится одним из наиболее востребованных вузов страны, о чем свидетельствует высокий конкурс среди абитуриентов (до 11 человек на 1 место в 2006 году). В его стенах обучается свыше шести с половиной тысяч студентов и аспирантов.

Научный потенциал МГППУ сформировался с учетом традиций отечественной психологической науки. Университет создан на базе старейшего в стране Психологического института им. Л.Г Щукиной (основанного в 1912 году, сейчас это Психологический институт Российской Академии образования — ПИ РАО). В настоящее время МГППУ и ПИ РАО объединены в единый научно образовательный комплекс: НОК «Психология». Московская психологическая школа, созданная трудами замечательных отечественных ученых Г Челпанова, А. Лосева, Н. Бердяева, Г Шпета, Л. Выготского, А. Лурии, А. Леонтьева, А. Смирнова, Б. Теплова и др. стала мощным фундаментом для создания системы психологического образования в МГППУ

Обучение в университете ведется на 11 факультетах: «Психология образования», «Социальная психология», «Психологическое консультирование», «Клиническая и специальная психология», «Юридическая психология», «Информационные технологии», «Социальная педагогика», «Иностранные языки», «Государственное и муниципальное управление», «Повышение квалификации», «Дистанционное обучение». В структуру Университета входит Московский социально­педагогический колледж.

Особое внимание в МГППУ уделяется обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья и созданию научно обоснованной системы подготовки специалистов для работы с этим сложным контингентом детей. Распоряжением Правительства г Москвы в Университете создан Институт гуманитарных технологий, в котором получают высшее профессиональное образование дети-инвалиды. В его структуре действует пять лабораторий, в том числе — «Психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации», «Психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью».

В Университете действуют 32 кафедры и 23 научно-исследовательских лаборатории. Сейчас в МГППУ работают около 1000 преподавателей и сотрудников, из них более 60% — доктора и кандидаты наук. Среди них: действительные члены (академики) рАн (1 человек), РАО (6 человек), члены-корреспонденты РАО (2 человека). 25 сотрудников Университета являются лауреатами премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования, 10

—   награждены медалью К.Д. Ушинского, 4 — лауреаты Премии мэра Москвы.

Университет реализует многоуровневую систему подготовки в рамках программ довузовской подготовки («Психологические классы», «Педагогический колледж

-      ВУЗ», подготовительные курсы) и последипломного образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка, аспирантура, постдипломное образование молодых специалистов, психологическая интернатура).

Для дальнейшей интеграции образования, науки и практики, создания базы для практико-ориентированной подготовки студентов в 2004 году в МГППУ создан Университетский округ, в который вошло свыше 50 образовательных учреждений города.

Уникальной является Городская фундаментальная библиотека МГППУ Она насчитывает около 300000 единиц хранения. В ней собран фонд как современной, так и уникальной научной, учебной и периодической литературы по психологии, педагогике и другим смежным дисциплинам на русском и иностранных языках.

Библиотека МГППУ имеет разветвленную сеть каталогов, в том числе, и в электронном виде с дистанционным доступом. Создана уникальная база психологического инструментария, которой могут пользоваться практические психологи города Москвы, а через систему сайтов и практические психологи всей России. Осуществляется подписка на электронные ресурсы зарубежных изданий.

Университет является ведущим научно-методическим центром психологической службы столичного образования, оказывающим психологическую помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса.

МГППУ входит в Президиум УМО классических университетов по отделению «Психология».

Университет издает журналы «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология» (оба журнала входят в список научных журналов, рекомендованных ВАК РФ), «Вестник практической психологии образования», «Московский психотерапевтический журнал».

По инициативе МГППУ в 2003 году создана Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», объединившая более 80 субъектов Российской Федерации.

Научная деятельность

Образовательный процесс в Университете строится с учетом фундаментальных и прикладных исследований,проводимых преподавателями и научными сотрудниками. Только за последние пять лет ими написано и издано 36 монографий, 456 учебников и учебных пособий с грифами УМО, опубликовано свыше 120 научных и научно-методических работ.

Университет готовит кадры высшей научной квалификации. В рамках НОК «Психология» действует объединенный совет по защите докторских диссертаций при МГППУ и Психологическом институте РАО. В самом Университете действует Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, принимающий к защите диссертации потрем специальностям: 19.00.05 — социальная психология, 19.00.10 — коррекционная психология, 19.00.13 — психология развития, акмео- логия.

Основой научно-исследовательской деятельности Университета являются Программа научных исследований МГППУ, ведомственные целевые программы «Столичное образование - 2, 3, 4», федеральные научные программы, которые определяют главные направления НИР В МГППУ разработаны оригинальные авторские технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в адаптации к учебно-воспитательному процессу, разработана программа помощи людям, страдающим зависимостью, программа повышения квалификации для специалистов помогающих профессий.

Создан цикл видеолекций, материалы которых вошли в курс подготовки специалистов нового поколения — аддиктологов и превентологов. Созданы и апробированы методы психокоррекции случаев отставания в развитии у детей — воспитанников массовых дошкольных учреждений, методические материалы для родителей, воспитывающих проблемных детей, а также для психологов, логопедов и воспитателей, работающих с детьми в общеобразовательных дошкольных образовательных учреждениях. Разработана и реализуется программа переподготовки педагогических и руководящих работников специальных школ, создана система психологической службы специальных школ разного типа, куда вошли и школы для одаренных детей, и школы для детей с отклонениями в развитии, и школы для девиантных детей.

Разработан уникальный для России подход к преподаванию психологии в школе. Полный комплект учебных и учебно-методических пособий по преподаванию психологии в школе удостоен премии Правительства РФ в области образования за 2006 год.

В Университете ведется работа по анализу результатов международных исследований оценки качества образования: PISA, TIMMS, PEARLS. Созданы проекты стандартов качества услуг по социальному патронату семей, находящихся в жизненно трудных, социально опасных ситуациях, по семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.



Методологической основой научной деятельности, осуществляемой в Университете, является культурно­историческая теория Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.В Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Элько- нина, В.В. Давыдова, в русле которой были созданы мощные научные школы и направления, оказавшие влияние на развитие отечественной и мировой психологической науки. Многие сотрудники Университета являются непосредственными учениками этих известных ученых, успешно развивая идеи своих учителей. В Университете создана и эффективно работает уникальная международная кафедра культурно-исторической психологии (КИП).

Одним из самых значимых направлений исследований и разработок Университета является обоснование системы психологической помощи людям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Для этого в МГППУ создан Центр экстренной психологической помощи. Специалистами этого центра оказана психологическая помощь более 7 000 человек: пострадавшим, их родственникам и другим категориям населения в результате терактов в городе Москве — 4 500 чел. (включая пострадавших и членов их семей после теракта на Дубровке); детям из зон военных конфликтов Сербии и Черногории — 75 чел.; жителям Северного Кавказа — более 3 170 чел. (пострадавшим в результате теракта в Беслане — 1 320 чел., членам семей, пострадавшим в результате военного конфликта в Чечне — 1 350 чел.)

Сотрудничество

Межведомственное сотрудничество Университета — важный принцип развития психологического образования в МГППУ Совместно с Государственным Национальным центром социальной и судебной психиатрии им. Сербского Минздрава РФ в 2004 году в Университете был создан факультет юридической психологии, а при участии Министерства по чрезвычайным ситуациям (ГО ЧС по городу Москве) в 2005 году организован факультет государственного и муниципального управления.

Для создания эффективной системы психологической помощи населению совместно с Департаментом по делам семьи и молодежи города Москвы создана служба «Телефон доверия». Совместно с Департаментом социальной защиты населения г. Москвы разрабатывается Программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Совместно с Федеральной службой исполнения наказаний создана Программа подготовки специалистов и Программа работы с подростками, находящимися в пенитенциарных учреждениях, в частности, успешно осуществляется работа в специализированной школе закрытого типа «Шанс».

Особого внимания заслуживает программа, развиваемая совместно с Министерством обороны РФ, по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск) по специальности «Психология». Работа выполняется в форме обучающего эксперимента в рамках Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352. Группа студентов отделения военной психологии МГППУ состоит из девушек, что позволяет по-новому оценить перспективы решения особо острых проблем современной армии (структура офицерского корпуса, неуставные отношения и пр.). С этой точки зрения результаты эксперимента также могут представлять ценность для всей системы силовых ведомств России.

Одним из стратегических и активно развивающихся направлений в деятельности Московского городского психолого-педагогического университета является сотрудничество с международными партнерами. В рамках сотрудничества с Московским бюро ЮНЕСКО реализуются совместные проекты по теме: «Содействие в восстановлении и развитии системы образования в Чеченской республике».

Важными направлениями международного сотрудничества являются преподавательские, аспирантские и студенческие обмены, работа по взаимному признанию дипломов, совместная разработка научно-исследовательских проектов, проведение научно-практических конференций, семинаров и летних школ, чтение лекций приглашенными профессорами.

Взаимодействие в данных сферах деятельности развивается в рамках договоров о партнерстве с Висконсинским университетом (Мэдисон, США), факультетом образования Университета Монтклер (Нью-Джерси, США) Университетом «Париж-8» (Сор­бонна), Первым Римским университетом (Италия), Университетом города Рэнн (Франция), Университетом Хьюстона (США), Открытым университетом (Израиль), Ассоциацией психологических вузов и академических институтов Академии наук Китая, университетами Японии, Дании, Швейцарии, Норвегии, а также славянскими университетами ближнего зарубежья. Начато сотрудничество с Университетом г Кайен (Франция), в ходе которого реализуется международный проект Европейского Совета «Оптимизация общения с социально исключенными».

Университет участвует в реализации Программы Правительства Москвы «Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом». В рамках этой программы в МГППУ обучаются студенты из 8 стран ближнего зарубежья.

Обеспечение качества подготовки специалистов

Одной из стратегических целей МГППУ является создание вуза инновационного типа, обеспечивающего высокий уровень комплексной подготовки специалистов, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов, необходимости интеграции в мировое образовательное пространство и запросам внешних и внутренних потребителей на основе создания эффективной системы менеджмента качества. В 2003 году для координации работ по созданию в МГППУ системы менеджмента качества организован Отдел обеспечения качества подготовки специалистов. В 2006 году, в рамках выполнения НИР по государственному контракту «Работа по созданию системы управления качеством профессиональной подготовки студентов педагогического вуза», сотрудниками университета была разработана система менеджмента качества МГППУ

Создан сайт по психолого-педагогическому просвещению родителей по возрастным проблемам обучения, «Психогенетика» и «Антропология». Отрабатывается методика использования оболочки для дистанционной формы обучения ОРОКС (разработка Московского института электронной техники) при обучении студентов всех форм обучения (очной, очно-заочной и заочной).

Создана первая в России полноценная медиатека по психологии и педагогике, включающая видеоматериалы по различным отраслям психологии, видеоматериалы конференций, симпозиумов, круглых столов, видеолекции ведущих ученых и специалистов по психологии и педагогике. В Университете разработаны дистанционные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, дистанционные курсы повышения квалификации психологов и педагогов, видеопособия по психологии.

Программы дистанционного обучения по психологии востребованы и показали свою конкурентоспособность за рубежом (Израиль, Литва), а с 2005 года эти программы доступны в Москве и других городах России. Проводятся телемосты с зарубежными партнерами (например, Университет Хьюстона (США), Университет Ленебурга (Германия) и др.)

Трудоустройство и адаптация выпускников

Учитывая потребности Департамента образования и других ведомств региона в восполнении кадрового потенциала из числа выпускников высших учебных заведений, в МГППУ создан Отдел трудоустройства выпускников (ОТВ), задачей которого является организация работы по распределению выпускников в учреждения системы образования. ОТВ формирует реестр потребности в специалистах государственных образовательных учреждений (банк вакантных ставок), осуществляет взаимодействие с Департаментом образования г. Москвы, с государственными образовательными учреждениями и организациями других ведомств.

В 2006 году 320 выпускников пятого курса МГППУ были аттестованы Главной службой лицензирования и аттестации и получили II квалификационную категорию.

Более 60% выпускников трудоустроены и успешно работают в государственных образовательных учреждениях города Москвы (в городских учреждених высшего и среднего профессионального образования — 19 человек, в школах, гимназиях, лицеях и Центрах образования — 72 человека, в дошкольных образовательных учреждених — 29 человек, в Центрах психолого-медико-социального сопровождения, в детских дома, интернатах, в учреждених дополнительного образования — 41 человек). Около 20% выпускников МГППУ работают в системе соцзащиты и здравоохранения города. Распределение выпускников в систему образования и социальную сферу города — бесспорное достижение Университета.

Для повышения профессионального уровня работающих выпускников, молодых специалистов и их успешной адаптации, а также для обеспечения образовательных учреждений квалифицированными кадрами Постановлением Правительства г. Москвы в Университете создан Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов (2004 г). За это время Центром подготовлены и реализуются 42 программы стажировки для педагогов- психологов, на основе которых проходят стажировку более 200 молодых специалистов. Центр работает с молодыми специалистами — психологами, желающими повысить свою квалификацию. Повышение квалификационного уровня осуществляется в процессе постдипломных стажировок на базовых площадках Университетского Округа МГППУ в образовательных учреждениях различных типов и видов в зависимости от направления профессиональной деятельности и запросов каждого молодого специалиста.

 

Метрики

Просмотров

Всего: 655
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 464
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1