Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (окончание)

920

Аннотация

Окончание. Начало программы — в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1,3,4 за 2006 год, №№ 1,2,4 за 2007 год и №№1,2 за 2008 год

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 73–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28556 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

ЗАНЯТИЕ 18. Гендерные стереотипы в общественной жизни и политике. Проблема социального статуса мужчин и женщин

Цели:

— осознание гендерных стереотипов в общественной жизни и политике;

—   формирование представления о гендерной асимметрии и гендерной дискриминации;

—   формирование толерантного отношения к исполнению представителями противоположного пола нетрадиционных ген­дерных ролей.

«Я мужчины — в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я».

В.В. Розанов

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Статья 19 Конституции РФ

Упражнение-активатор «Если б я был президентом»

Ведущий предлагает участникам на время оказаться на месте президента и порассуждать о своей деятельности на этом важном государственном посту. Участникам следует подумать и решить, какой бы указ каждый из них издал бы первым, если бы его избрали президентом страны. Участникам дается немного времени на обдумывание. После этого они по кругу высказываются примерно так: «Если бы я стал (а) президентом России, то первым моим государственным документом был бы Указ о...». Ведущий должен постараться определить, какая проблематика больше волнует юношей, а какие вопросы больше интересуют девушек? Есть ли различия между ними?

Рефлексия

— Почему именно эта проблематика вас волнует больше всего?

— Трудно ли было определиться с приоритетным направлением в политике?

Беседа о гендерных стереотипах

В Проекте гендерной стратегии РФ говорится об активизации роли женщин, составляющих большинство (53%) жителей страны. Необходимо проведение гендерной политики, предусматривающей увеличение представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти, введение гендерных квот (узаконенного уровня представительства мужчин и женщин в органах власти), обеспечения партнерства между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни, отказ от отношений господства одного пола над другим. В настоящее время сложилась ситуация, когда в системе государственного управления наблюдается существенное преобладание мужчин на высших должностях, на уровне принятия политически значимых решений. В то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях.

На наш взгляд, российское общество недостаточно оценивает вклад женщин в развитие страны. Наблюдается явление гендерной асимметрии, проявляющееся в несбалансированном представительстве мужчин и женщин на уровне принятия решений. В РФ в законодательных органах власти работает всего от 9 до 13% женщин, тогда как в ООН — 35% женщин в Секретариате, 42% — в региональных офисах. Женщин в России — половина населения, и следует добиться, чтобы они занимали хотя бы «критическое большинство», от 30 до 40% мест в парламенте страны.

Со времен античности существует множество стереотипных взглядов и суждений относительно статуса мужчин и женщин в обществе. Полезно поразмышлять над ними. Хотелось бы услышать от участников мнения относительно приведенных ниже суждений.

Начнем с убеждения Платона: «...по своей природе, как женщины, так и мужчины могут принимать участие во всех делах, однако, женщина во всем не­мощнее мужчины» (Платон «Республика»). В.В. Розанов приписывает мужчине право распоряжаться женщиной, «быть покровителем, вождем», право женщины — «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя».

Н. Бердяев противопоставляет мужское и женское начало: «Мужское начало — есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада. Дух, женственно-пассивный, погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». Многие мыслители (Розанов, Булгаков, Флоренский) противопоставляют активности, независимости, решительности, инициативности, логичности мужчин инстинктивность, покорность, пассивность, зависимость и консервативность женщин.

В настоящее время продолжают существовать стереотипные взгляды и установки: на несовместимость для женщины исполнения общественной роли и материнства, на непригодность женщин для исполнения роли лидера, на то, что обязанности по дому и в семье мешают им продвигаться по службе. Эти и подобные суждения приводят к тому, что более высокий общественный статус женщин воспринимается мужчинами как личное оскорбление.

Это способствует тому, что женщины обладают более низким статусом в обществе. Меньшая власть женщин по сравнению с мужчинами становится очевидной, если обратить внимание на почти полное отсутствие женщин в политике. Женщины в политике составляют «социальное меньшинство», и это грозит обществу большими неприятностями. Бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела — это результат того, что политикой занимаются одни мужчины, считают некоторые социологи. Мировой опыт парламентаризма показывает, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей, а 20— 30% женщин-депутатов обеспечивают более легкую реализацию программ, отражающих интересы женского населения.

Для современной России характерно исключительно низкое представительство женщин на уровне принятия решений. Среди высших государственных служащих женщины составляют примерно 6%, в Государственную Думу в 1993 году избрали 16% женщин, в 1995 году — 10%, в 1999 — только 7%. Не только среди мужчин, но и среди самих женщин бытует мнение, что политика — неженское дело. В негосударственном секторе в 1995 году среди владельцев и управляющих 125 крупных московских компаний было всего 2 женщины, а среди 138 представителей бизнес-элиты — только 11 женщин (8%). Тенденция здесь такова: чем выше должностная ступень, тем ниже доля женщин в общем числе занятых в ней.

В США женщины составляют 51% населения страны, однако, из 100 членов Сената, избранных в 1992 году, только шестеро были женщинами, а среди 435 избранных членов Палаты представителей их было 47. Из 14 сотрудников администрации президента Клинтона было 3 женщины. Впервые в истории США в Верховном Суде заседают сразу 2 женщины. И только 2 раза женщины выдвигались в качестве кандидатов на президентских выборах: в 1984 и в 2008 году. Кондолиза Райс — первая темнокожая женщина, добившаяся высокого поста в США.

Однако все же имеется определенный сдвиг в политической деятельности женщин. В США в середине 1930-х годов были готовы проголосовать за женщину-президента только 33% американцев, тогда как в 1990 году — уже 85%.

 

В неиндустриальных и развивающихся странах женщины занимают около 6% государственных должностей по сравнению с 5—11% в европейских странах (1992 г.). Исследования Фонда «Общественное мнение» (2000 г.) подтверждают восприятие женщины как домохозяйки: 65% мужчин и 35% женщин ни при каких обстоятельствах не будут поддерживать женщин, выдвигающихся в органы власти. В результате женщины составляют менее 5% глав государств, и только 6 из 159 стран-членов ООН на 1990 год возглавляли женщины: Исландия, Ирландия, Никарагуа, Норвегия, Доминиканская Республика и Филиппины.

Вторая половина ХХ века знаменуется прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Дания, Норвегия, Нидерланды имеют 1/3 министров-женщин, в министерстве Швеции женщин и вовсе половина. Президентами и премьер-министрами становятся: Корасон Акино в Индонезии, Беназир Бхутто — в Пакистане, Индира Ганди — в Индии, Маргарет Тэтчер — в Великобритании. Однако, в конце 90-х годов по- прежнему среди глав государств 96% мужчин, а среди министров — 97%. К тому же участие женщин в политике вызывает недовольство в мусульманском мире. Беназир Бхутто главнокомандующий вооруженных сил не отдавал воинского приветствия на том основании, что отдавать честь женщине противоречит исламу. В исламских странах осуждают мужей, позволяющих своим женам заниматься общественной деятельностью и политикой. Сказывается действие стереотипа: политика и материнская роль женщины — несовместимы. Однако, Б. Бхутто успела за время премьерства родить троих детей. Ее даже шутливо называли «вечно беременным премьером», в результате чего она вообще скрыла последнюю беременность от общественности.

Что касается российской истории, то нельзя не вспомнить про двух величественных особ: Екатерину Великую и Екатерину Романовну Дашкову. О Екатерине II историки писали как о сильном, жестком и своенравном политике, однако «ее драма заключалась в том, что чувства прекрасного пола зачастую побеждали интуицию политика». Достойна упоминания и Екатерина Дашкова, которая являлась директором Петербургской академии наук, первой в России женщиной (не считая королевских особ), занявшей важный государственный пост. Более 11 лет она стояла во главе двух академий наук — Петербургской и Российской. Талантливый организатор, построивший новое здание академии, наладивший работу академической типографии, снарядивший ряд научных экспедиций. Ее деятельность привела к значительному подъему статуса нации в русском обществе. В целом, следует отметить, что опыт XVIII века — ключевой в истории отношений женщин и власти в России. Этот опыт уникален, ибо в течение более чем 70 лет (с небольшими перерывами) именно женщинам принадлежала высшая власть в государстве.

Игра «Королевство»

Цель: анализ ролей и статуса участников группы, их взаимоотношений в группе; выявление наличия у них идей гендерного равенства.

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий объясняет правила игры. «Королевство состоит из короля, королевы, их свиты, придворных. Здесь могут быть следующие роли: король, принц, министр, прокурор, стражник, палач, лекарь, летописец, садовник, королева, принцесса, фрейлина, швея, балетмейстер, горничная, повар, массажист, гувернер и т. д. Каждый участник должен взять себе одну из этих ролей. Можно самому выбрать себе подходящую роль, или же роль может назначить кто-либо из участников группы. В случае если будет дана неприятная, нежеланная роль, участник обязан ее на время принять. В ходе игры участники могут как повысить, так и понизить либо свой статус, либо статус кого-нибудь из членов группы. Игра проходит в три тура, за которые каждый может получить как минимум три различные роли». Ведущий обращается к участникам:

— Давайте сначала определимся, в какой стране вы будете жить: европейской или азиатской, можно дать ей конкретное название.

— Кто хочет быть королем, королевой (Кто хочет кого-нибудь попросить, чтобы он стал вашим королем, королевой)?

Участники выбирают короля и королеву. Далее дают им право назначить свою свиту. Свита, в свою очередь, тоже производит свои назначения: по 1—2 человека. И так до тех пор, пока каждый участник группы не получит свою роль, которая имеет определенный статус в обществе. Ведущий просит участников по кругу произнести полученную роль вслух и выясняет, все ли довольны своей ролью, хотелось ли им что-то поменять в своем королевстве, изменить свою или чужую роль, повысить или понизить свой или чужой статус. Производится второй круг назначений. Например:

— Я не желаю быть принцем, а хотел бы стать прокурором в нашем королевстве.

— Я хочу, чтобы нашим королем стал Максим, а Никита пусть станет министром внутренних дел.

После полученного назначения роль меняется автоматически на новую. В процессе назначений ведущий может задавать уточняющие вопросы, например: — почему ты решила сменить короля?

— что ты будешь делать в королевстве как прокурор, чтобы защитить своих жителей?

— что ты как волшебник хочешь сделать в своем государстве?

Назначения производятся до тех пор, пока не будет пройден полный круг. По окончании ведущий просит всех снова назвать свою роль и уточняет, нравится ли им теперь их королевство:

— Что вы лично сделали, чтобы оно изменилось в лучшую сторону?

— Что нужно сделать, чтобы жить в нем стало лучше?

Участникам предлагается сделать еще один круг назначений. Процедура смены ролей, изменения своего или чужого статусов повторяется. В конце игры ведущий просит участников назвать свою окончательную роль и ответить на вопросы:

— что получилось с королевством?

— всем ли нравится оно?

— хотелось ли снова изменить свой статус или статус кого-нибудь другого?

— отражает ли эта игра на ситуацию в вашем классе? Каким образом?

— похожа ли ситуация, что наблюдается в вашем классе, на то, что происходит в обществе?

— что нужно сделать, чтобы всем в государстве (в классе) жилось хорошо?

— что нужно сделать, чтобы стать в вашем классе лидером?

Ведущий предлагает участникам назвать все роли, которые получил каждый участник во время игры. Просит их подумать и высказаться о том, почему именно эти роли ему достались или были выбраны им лично. Какие роли ему нравились, а какие — нет. Затем он просит участников ответить на вопросы:

— проанализируйте, какие роли в большинстве случаев доставались юношам, девушкам? Почему? Что лежит в основе этого?

— кто в большей степени получал роли более высокого статуса: юноши или девушки?

— наблюдалась ли в вашем государстве гендер­ная асимметрия, звучали ли идеи гендерного равенства?

Рефлексия

— Что вы поняли, участвуя в игре «Королевство»?

— Насколько государство, построенное вами, напоминает вам страну, в которой мы живем?

Домашнее задание

Проанализировать СМИ, видеоматериалы или печатную продукцию с точки зрения содержащихся в них гендерных стереотипов относительно статуса мужчин и женщин в обществе.

Рефлексия участия в занятии

Заполнение бланков обратной связи

ЗАНЯТИЕ 19. Дискуссия

«Нужно ли обществу гендерное равенство?»

Цели:

— побуждение к исследовательской активности, желанию познакомиться с гендерной концепцией полов в обществе;

— анализ доминирующих образов мужчин и женщин в современных СМИ посредством гендерной экспертизы их материалов;

— формирование и культивирование идей гендерно­го равенства.

«Женщины — стабилизаторы цивилизаций, мужчины — их генераторы».

Г.Г. Силласте

«Толерантность западного мышления проявляется в том, что женщине «позволяется» выиграть сразу пять призов: карьеру, славу, любовь, материальную независимость и зрительские симпатии».

В.А. Суковатая

Дискуссия

В завершение курса участникам предлагается поразмышлять о том, нужно ли стремиться к гендер­ному равенству в обществе? Для начала следует определиться, что же понимает каждый из членов группы под понятием гендерного равенства. Участники высказывают по очереди свои соображения по этой проблеме.

Гендерное равенство — равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом и культурном процессах и освоении их достижений.

Вопросы для обсуждения

1.   Просмотрев материалы из СМИ, можете ли вы описать, какие образы мужчин и женщин преобладают в них?

2.   Можете ли вы привести примеры из СМИ, где описывается гендерное неравенство в общественной жизни и политике? Как вы считаете, оказывают ли они влияние на выбор жизненного пути юношами и девушками? Каким образом они повлияли лично на вас?

3.   Чем люди оправдывают существование гендер­ного неравенства в обществе?

Информация. Женщины составляют 1/2 населения мира, 1/3 рабочей силы. Женщинам принадлежит 1/10 часть всемирного дохода и всего 1% всемирной собственности! Налицо гендерное неравенство, при котором мужчины и женщины, обладая устойчивыми различиями, имеют неравные возможности в обществе.

4.   Встретились ли вам в СМИ примеры мужчин и женщин, которые не соответствуют патриархатным представлениям о роли и предназначении представителей различных полов в обществе? Что это за личности?

5.   Знаете ли вы женщин, которые смогли переступить через гендерные стереотипы и добиться определенных успехов в обществе и политике?

 

Мини-опрос

1)   Проголосуйте, в каком обществе вы хотели бы жить: патриархатном, матриархатном или эгалитарном (равноправном)? Результаты голосования фиксируются ведущим на доске.

Понимание эгалитарности как самоценности личности с ее «мужскими» или «женскими» чертами характера, присущими ей сферами деятельности — шаг вперед в построении эгалитарного общества на современном этапе развития (Приложение I).

2)   В чем, на ваш взгляд, должна заключаться суть эгалитарной политики государства? (Можно набросать ответ на этот вопрос в виде «Мозгового штурма».)

Информация. Эгалитарная политика — это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее принадлежности.

Направления эгалитарной политики:

— равное участие мужчин и женщин во всех сферах профессиональной деятельности, включая управление государством;

— создание условий для максимального освобождения членов семьи от выполнения домашней работы;

— распространение льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей;

— обеспечение равного доступа к образованию;

— преодоление патриархатных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе.

Эгалитарная политика опирается на модель «двух кормильцев / двух домохозяев», модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни.

Работа в микрогруппах

Далее ведущий предлагает участникам разделиться на две группы (юношей и девушек) и обсудить: юношам — какие права необходимо отстаивать женщинам в борьбе за гендерное равенство; девушкам — за какие права необходимо бороться мужчинам, чтобы быть равноправными с женщинами?

Через некоторое время зачитываются соображения членов групп, анализируется содержание. У представителей обеих групп имеется возможность добавить то, о чем не упомянула противопожная группа.

Рефлексия

Во всей ли полноте было заявлено о правах противоположной группы?

6.   Имеются ли современные общества, в которых бы наблюдалось гендерное равенство?

Информация. Как пишет Э. Гидденс, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины бы обладали большей властью, чем мужчины. В обществах нет баланса между «публичными» сферами жизни, где доминируют мужчины, и «приватными» сферами, где «правят» женщины. Материнство, как и ранее, используется в качестве основного аргумента для закрепления за женщинами основной ответственности за дом и семью и их отстранения от принятия ключевых решений в экономике и политике.

7.   Какова, на ваш взгляд, основная сфера деятельности современных мужчин?

Информация. И в настоящее время основной сферой приложения мужских усилий являются: международная дипломатия, вопросы вооружения, операции на рынке ценных бумаг, распределение государственного бюджета. Таким образом, управление государством осуществляется преимущественно мужской частью населения, составляющей в правительствах и парламентах всех стран подавляющее большинство.

8.   В каких странах, по вашему мнению, в большей мере соблюдается гендерное равенство?

Информация. Наиболее благополучными в плане соблюдения идей гендерного равенства являются такие страны, как Швейцария, Швеция, Дания, Нидерланды, Норвегия. Швеция лидирует среди западных стран в области законодательства, гарантирующего соблюдение равенства полов. Доля женщин, имеющих оплачиваемую работу, достигает 80%. Любой гражданин Швеции может получить государственное пособие на ребенка, составляющее 90% средней зарплаты. Имеется возможность любому родителю взять отпуск по уходу за ребенком. Женщины имеют четвертую часть мест в парламенте Швеции, и это один из самых высоких показателей в мире. В Швейцарии, например, 48% женщин занимают руководящие должности. В Дании и Нидерландах 1/4 мест в парламенте принадлежит женщинам, они же составляют 1/3 всех министров. В Норвегии половина кабинета министров — женщины.

9.   Дж. Рейчелз писал: «Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких, как гендерное (и расовое) равенство, которое должно заставлять нас придирчиво относиться к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения». О каких культурных обычаях, на ваш взгляд, идет речь?

Информация. Одним из самых чудовищных обычаев, существовавших когда-то в Индии, был обычай погребения заживо жены вслед за умершим мужем.

10.   В Стратегии мирового сообщества на текущее тысячелетие на третьем по значимости месте стоит проблема достижения гендерного равенства. Готовы ли вы, как передовое и энергичное поколение молодых людей, бросить вызов устаревшим гендер­ным стереотипам и нормам, существующим в обществе, и своими делами и поступками оказывать влияние на других людей? Если вы прониклись идеями гендерного равенства, то вы должны уже сейчас стремиться моделировать равноправные, партнерские отношения с противоположным полом. Всегда и везде нужно помнить, что подлинное равенство прав и свобод можно обеспечить только на основе признания ценности каждой личности, создания условий для саморазвития человека, наиболее полной реализации его созидательного потенциала и творческих способностей, что позволит каждому внести полноценный вклад в общественный прогресс.

Стратегия гендерного равенства ни в коей мере не может пониматься как стратегия ликвидации объективно обусловленных гендерных различий. Ее главное предназначение — создание социально-политических условий для наиболее полной реализации способностей мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни в целях общего благосостояния и прогресса. Стратегия гендерного равенства призвана обеспечить соблюдение принципа партнерства между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни (пропорциональность, паритетность и толерантность отношений), отказ от господства одного пола над другим.

Домашнее задание: придумать девиз и эмблему гендерной толерантности.

Рефлексия участия в занятии

Заполнение бланков обратной связи

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Матриархат — гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщине. Не решен окончательно вопрос, что было первым: матриархат или патриархат.

Для матриархата характерно следующее:

— женщина является хранительницей традиций, обычаев, культов;

— женщины участвуют в общественной жизни и принятии решений;

— преимущественные занятия мотыжным земледелием (а не скотоводством);

— наличие материнской семьи;

— слабая связь детей с отцом.

Пример: материнско-родовые общества мелане­зийцев Тробрианских островов, микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев — минангкабау Западной Суматры, наси Южного Китая.

Патриархат — господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархат- ными. Всеобщая распространенность патриархата обусловлена господством мужской физической силы. Патриархатное общество — это узаконенное, традиционное общество. Разделение труда между мужчинами и женщинами выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти.

Авторитет мужской силы превращается в основание всех известных человечеству авторитарных режимов — власти вождей рода, «отцов» народов, монархов, диктаторов. И пока гендерное неравенство сохраняется, существует и потенциальная возможность существования власти авторитарного типа.

На заре Нового времени обозначились перемены в этой системе отношений. Французский философ Симона де Бовуар связывала процесс индивидуализации человека, обретения им воей личной судьбы с эмансипацией от груза патриархатных обычаев и традиций. Новые отношения выстраиваются не по принципу взаимодополняемости, а по принципу взаимозаменяемости.

Патриархатный тип государственной политики в отношении женщин — политика, основанная на концепции разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. При этом «естественным» предназначением женщины считается сфера материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчинам предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом.

Черты патриархатной «женской» политики:

— отстранение/ограничение участия женщин в профессиональной деятельности;

— отстранение/ограничение доступа женщин к высшему образованию;

— ориентация женского образования на подготовку женщины к выполнению функций матери и хозяйки дома;

— отстранение женщин от участия в политической жизни, ограничение их доступа на уровень принятия государственных решений;

— пропаганда идеала неэмансипированной, зависимой женщины.

ЗАНЯТИЕ 20. Заключительное

Презентация участниками программы своих девизов и эмблем гендерной толерантности

Рефлексия участия в программе

Анкета

1.   Что нового для себя ты узнал из курса?

2.   Что из материалов занятий показалось тебе наиболее интересным, почему?

3.   Какие знания, умения оказались наиболее значимыми для тебя лично?

 

4.    Что оказалось наиболее полезными для твоей настоящей и будущей жизни? Почему?

5.   Какая информация, упражнения произвели на тебя наибольшее впечатление? Чем?

6.   Стал ли ты лучше знать себя и представителей противоположного пола?

7.    Рассказал ли ты про свое участие в курсе кому- нибудь из родственников, друзей и знакомых? Кому? И как они отнеслись к этому?

8.   Делился ли ты какой-нибудь информацией, упражнениями с другими людьми? С кем?

9.   Пробовал ли ты применять некоторые знания и умения, полученные на занятиях, в повседневной жизни?

10.  Помогли ли занятия решить какие-либо твои личные проблемы, разрешить противоречия?

11.  Повлияли ли занятия на твои отношения с противоположным полом? С кем? Каким образом (одноклассниками, родственниками, друзьями, любимыми)?

12.  Улучшилось ли твое отношение к противоположному полу? К кому (родственникам, одноклассникам, друзьям, любимым)?

13.  Чувствовал ли ты улучшение отношения к себе со стороны одноклассников противоположного пола?

14.  Появилось ли у тебя желание изменить себя, свои взгляды, убеждения? Какие?

15.  Повлияли ли занятия на твое профессиональное и гражданское самоопределение? Каким образом?

16.  Будешь ли ты использовать в своей жизни знания и навыки, полученные на занятиях?

17.  Порекомендовал бы ты кому-нибудь из своих знакомых, друзей и подруг участвовать в подобном курсе? Почему?

18.   Напиши свой девиз «гендерной толерантности».

СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ

Пол — совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения.

Гендер — социальный конструкт пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью.

Гендерная педагогика — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки.

Полоролевой подход — традиционная система взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками и воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности.

Гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, предполагающий что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

Гендерный подход в социальном воспитании — это создание таких условий, для воспитания юношей и девушек, в которых их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, феминин­ных и андрогинных черт и психологических свойств, относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному позитивному полоролево­му обособлению в социуме.

Гендерная идентичность — аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

Гендерная социализация — процесс усвоения индивидом норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчин и женщин в обществе.

Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».

Гендерная роль — социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов.

Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин.

Фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

Андрогинность — совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт.

Гендерная толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к признанию, пониманию и принятию лиц с иной гендерной идентичностью, признание ген­дерного равенства в отношениях между ними; непредвзятое отношение к представителям другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим.

Гендерное равенство — равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом и культурном процессах и освоении их достижений.

Информация об авторах

Шустова Любовь Порфирьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКПРО, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 725
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 920
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1