Студент, помоги себе сам!

156

Аннотация

От редакции. Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с результатами необычного опроса, который наша редакция провела среди авторов и читателей журнала «Вестник практической психологии образования». Всех их объединяет один общий признак — это успешные состоявшиеся профессионалы в области психологии, хотя и в разных ее областях: психологи-практики, преподаватели психологических дисциплин, психологи-исследователи. Им мы задали всего один, но, прямо скажем, щекотливый вопрос. Его цель — выяснить, хотя и не напрямую, чего, с точки зрения практики, иногда не хватает существующей системе подготовки психологов. На наше приглашение откликнулось 16 человек, которых мы искренне благодарим за участие. Причем как за непосредственные ответы на поставленный вопрос, так и за развернутые комментарии и даже предложения по усовершенствованию психологической практики в вузах. Все ответы приводятся ниже с минимальной редакторской правкой. Те части текста, которые являются непосредственным ответом на вопрос, выделены курсивом. В конце статьи мы представили рейтинг ответов по степени их популярности, а также список участников опроса. Желаем приятного чтения!

Общая информация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Студент, помоги себе сам! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 119–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Student_help_yourself (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Исходное письмо

Уважаемые коллеги! Представляем необычный кейс. Чтобы решить его, вам нужно будет мысленно вернуться в свою студенческую молодость и, опираясь на свой нынешний опыт уже состоявшихся специалистов в области психологии, дать ответ.

Инструкция: представьте, что вы (скажем, по мановению волшебной палочки) вдруг снова стали студентами-психологами. Ваш нынешний профессиональный и жизненный опыт практически стерся. Остались лишь смутные воспоминания. Однако их достаточно, чтобы понять несколько вещей:

1)   в институте в котором вы снова учитесь на психолога, Вас перегружают академической теорией;

2)   вам дают очень мало практики, а та, что есть, проводится в «тепличных» условиях, далеких от реальной жизни;

3)   если Вы удовлетворитесь этим, то, скорее всего, выйдете из института незрелыми специалистами и инфантильными личностями, которых реальная жизнь и работа «раздавит»;

4)   если вы не хотите такой участи, то вам уже сейчас нужно самим организовывать себе практику, которая позволит духовно закалиться, «понюхать пороху», узнать и полюбить жизнь и будущую работу без прикрас.

Вопрос. Какую практику вы, как студент, можете сами себе устроить, чтобы закалиться и набраться жизненного и профессионального опыта — до того, как закончите учебу?

Примечание. Ответы могут быть самыми разнообразными. Скажем, «поработать летом вышибалой» (если, например, вы видите свое призвание в работе с «трудными» детьми, а уверенности в себе и харизмы вам не хватает).

Ответы

Рыженко С.К.

Если бы я была студенткой психологического факультета, которой требуется больше практики, то могла бы использовать следующее.

1.   Пошла бы на личную терапию к мэтру практической психологии.

2.        Пошла бы на различные групповые тренинги.

3.   Организовала бы среди наших студентов регулярные встречи группы самопомощи.

4.   Пошла бы волонтером на телефон доверия или в центры помощи семье и детям.

5.   Устроилась бы на практику в образовательную организацию, например ППМС-центр.

 

Как преподаватель я всегда даю много практики, особенно если это практикоориентированная дисциплина (психологическое консультирование, психодиагностика, современные психотехнологии и др.), но, к сожалению, не все студенты желают и не все готовы работать с собой и другими.

Коханец А.И.

Отвечаю на ваш вопрос. «Если бы мне начать сначала ...» Зрелость — это, прежде всего, самосознание и самопознание. Во-первых, я ходил бы на абсолютно все доступные тренинги, во-вторых, постарался бы «прицепиться» к какому-нибудь мэтру-тренеру практической психологии, чтобы он взял меня в бесплатные помощники.

Хрусталева Н.А.

В свои каникулы я пошла бы работать воспитательницей в детский сад. Ежедневное общение с детьми и родителями хорошая практика. В современном детском саду можно попрактиковаться в работе с разными детьми, а уж понять современных родителей и найти к ним подход можно только, если сам обладаешь многими умениями — как в области построения общения, так и в конфликтологии. Если помнить такое крылатое выражение, что «все мы родом из детства», то для того, чтобы состояться практиком, нужно поработать с детьми разных возрастов.

Олейникова М.В.

Я училась в МГОПУ с 1993 по 1998, полноценные 5 лет. Практики у нас было достаточно: в центре «Рамен­ки», в «Женской консультации для подростков», в школе — это только то, что запомнилось больше всего. Что касается теории, особенно психодиагностики, то ей нас грузили первые три курса. А потом мы уже сами понимали, что есть в нашей работе суть, а что — инструментарий. У нас вообще была экспериментальная программа и отличные преподаватели, весь цвет того времени. Тогда к нам на курс педагоги попадали на семестр-два, но это были действительно интереснейшие люди: Егидес, Холодная, Асанова. Сейчас у меня уже несколько лет проходят практику студенты психфака МГУ. На нашей базе они пробуют себя как будущие преподаватели психологии. На такую практику отведено всего 4 академических часа. Так вот многие студенты уже работают в центрах помощниками тренеров, например. Для себя бы я выбрала сейчас именно этот вариант.

Москвитина О.А. (прим. ред.: данный автор пошел по альтернативному пути и решил критически оценить сам вопрос).

1.   В институте Вас перегружают академической теорией. (Нет!)

2.   Вам дают очень мало практики, а та, что есть, проводится в «тепличных» условиях, далеких от реальной жизни. (Если бы социальные условия позволяли, то практики было бы достаточно!)

3.   Если Вы удовлетворитесь этим, то, скорее всего, выйдете из института незрелыми специалистами и инфантильными личностями, которых реальная жизнь и работа «раздавит». («Раздавить» могут личностные особенности.)

4.   Если вы не хотите такой участи, то вам уже сейчас нужно самим организовывать себе практику, которая позволит вам духовно закалиться, «понюхать пороху», узнать и полюбить жизнь и будущую работу без прикрас. (Всегда есть конфликт между «теорией» и «практикой»! Но, выражаясь образно, если сырой пирог поставить в духовку на нижнюю полку, он уже никогда не будет пышным.)

Какую практику вы, как студент, можете сами себе устроить, чтобы закалиться и набраться жизненного и профессионального опыта — до того, как закончите учебу?

(Больше живого общения с теоретиками и практиками, разнообразный профессиональный опыт, ориентация на дело, личностная устойчивость, готовность к развитию себя и преодолению трудностей — и будет всё в порядке!)

Имею собственный опыт обучения и в среднем специальном учебном заведении, и в вузе, соответственно. В училище было прекрасное образование именно для уровня ссуза.

На мой вкус, сейчас высшее образование скатывается на уровень ссуза, а должно быть как-то по-другому!

Мазниченко М.А.

Будучи студентом, я бы устроилась поработать волонтером на телефоне доверия (либо для детей, либо для взрослых). Или сама бы организовала такой телефон доверия, или сайт доверия, или психологическую консультацию в вузе (у нас есть студенческая юридическая клиника, где студенты юридического факультета консультируют граждан бесплатно по юридическим вопросам).

Давиденко А.А.

Работаю методистом по психологической службе в информационно-методическом центре г. Елизово Камчатского края. По совместительству — педагог- психолог высшей категории Николаевской СОШ. Руководитель регионального отделения ФПО Камчатского края.

Прежде чем отвечать на этот вопрос, выскажу крамольную вещь. Вернувшись (мысленно) в свою студенческую жизнь, я помню, что очень много училась (а как же! Красный диплом просто так не зарабатывается). Ещё я помню, что очень много занималась общественной работой: была членом педагогического клуба, членом совета института, занималась в танцевальном кружке факультета, ещё мы ставили какие- то капустники, участвовали в КВН и пр. В чём крамольность? В том, что студенткой мне даже в голову не приходила мысль о тех четырёх пунктах, которые вы перечислили. И если мы где-то и подрабатывали (а надо сказать, это делали почти все студенты на курсе время от времени), мотивация была не в получении опыта, а в укреплении материального положения.

Хотя, даже при этой мотивации, мы получали и жизненный опыт, и «закалялись», и учились любить жизнь и будущую профессию.

И, возможно, и даже скорее всего, мы закончили институт незрелыми специалистами и инфантильными личностями, но я бы назвала очень сильным заявление, что «реальная жизнь и работа нас раздавит». Со дня окончания института прошло 22 года, и большинство однокурсников не выглядят «раздавленными», поскольку есть своё место в жизни, работа, семья. Наверное, здесь дело не только в практике.

Мне кажется, практика в студенчестве дело хорошее, но в этом возрасте ну только у очень продвинутых студентов есть понимание и осознание, что эта практика им нужна.

Извините за такое отступление. Просто мысли вслух. Дальнейшее своё рассуждение обещаю сделать кратким и лаконичным. Оговорюсь только, что дальнейшие рассуждения — это мысли с опорой на многолетний опыт работы. 22 года назад я об этом даже не думала.

Итак, где набраться опыта? На мой взгляд, возможностей — море, особенно сейчас.

1.  Вожатый в летнем оздоровительном лагере. Здесь вам и практика установления межличностных взаимодействий, и работа с детьми на любой вкус. На мой взгляд, очень хорошая закалка для дальнейшей профессии и жизни в целом. Как и любой студент пединститута, проходивший подобную практику, примерила на себя в роли вожатой ещё массу попутных ролей: няньки, соцработника, менеджера, следователя (найдите по горячим следам вора в отряде и сделайте так, чтобы этому трудному подростку не была испорчена жизнь. А если таких подростков — пол-отряда?). В общем, детский оздоровительный лагерь даёт огромные возможности для развития в короткое время, поскольку там всё очень концентрированно — время, люди, твои обязанности.

2.   Нянька или гувернантка. А что? Очень хороший способ научиться ладить с детьми... и их родителями, если у вас это не очень хорошо получается. А если вы ответственный товарищ, проблем с клиентами не будет. Не всем родителям по карману именитые няньки из агентства, у меня есть знакомые студентки, которые продвигаются на этом поприще.

3.   Из той же серии — нянечка, вернее помощник воспитателя, в детском саду (ну, это, скорее всего, на период каникул). В наших ДОУ всегда, а в период летних отпусков особенно, не хватает этих нужных специалистов, с удовольствием берут и студентов. Скажу сразу — платят копейки, но зато для развития масса возможностей!!! Во-первых, есть возможность увидеть изнанку работы с детьми. Конечно, это не всегда праздник! Во-вторых, именно такая работа позволяет найти те приёмы взаимодействия как с детьми, так и с их родителями, которые пригодятся в дальнейшем. Кроме того, общение с маленькими детьми (особенно в ясельной и младшей группах) даёт огромную энергию и жизненный заряд!!!

4.   Проводник поезда (тоже на каникулярное время). Будучи студенткой 3 курса, даже прошла курсы проводников и чуть месяц не отработала. Плюс — огромный опыт в общении с разными людьми! Но, как говорится, надо быть готовым к общению как с адекватными, так и не с очень уравновешенными товарищами, нужна достаточно хорошая физическая подготовка.

5.   Агитатор, дистрибьютор. В своё время, лет десять назад, я занималась подобной деятельностью на общественных началах — директор нашего центра баллотировался в депутаты. За неделю мы с коллегой обошли более 200 квартир, агитируя голосовать за нашего представителя. Это было бесплатно. Знаю, что в предвыборную кампанию привлекают и молодёжь, даже старших школьников, и им платят за это деньги. На мой взгляд, подобная работа даёт ни с чем не сравнимый навык убеждения и общения с разными людьми, в том числе, не очень хорошо к тебе и к твоей деятельности относящимися. Кроме этого, приобретается навык справиться с собственными отрицательными эмоциями (особенно, если перед твоим носом захлопывают дверь или, что хуже, посылают тебя по азимуту с комментариями, иногда в нецензурной форме). Сюда же можно отнести всех тех молодых людей, которые ходят по учреждениям, предлагая книги, косметику и пр. и пр. Никогда этим не занималась (наблюдала только со стороны), и нет желания, но в качестве хорошего психологического тренинга уверенного поведения, убеждения, общения, умения справиться с собственными отрицательными эмоциями данная деятельность мне кажется приемлемой. И сюда же, наверное, относятся все «живые рекламы», певцы на улицах, в метро, в электричках.

6.   Волонтер. Эту деятельность мне хочется выделить отдельным пунктом. Она не приносит дохода, но способствует развитию, прежде всего, человеческих качеств принятия, альтруизма, бескорыстного служения, которые, на мой взгляд, важны в нашей профессии. Волонтёрство может быть различным. Я хочу привести пример того, что вполне доступно студенту и реализуется в нашем регионе — Камчатском крае. Ежегодно Кроноцкий заповедник приглашает поработать волонтёрами всех желающих (в том числе и студентов) в таких местах, как: Долина Гейзеров, Курильское озеро и т. д. Заповедник берёт на себя расходы по доставке в выбранное место и размещению там. Волонтёр сам обеспечивает себя продуктами (попросту берёт их с собой) и работает на благоустройстве территории. Это не сильно напряжно: женщины в основном работают на кухне, а мужчины обновляют мостики, тропинки, указатели. Зато!!!! Есть возможность увидеть красоты Камчатки, чаще всего это стоит больших денег именно из-за доставки, которая возможна только вертолётом. И не только увидеть, но и 2-3 недели пожить в этой красоте, напитаться внутренней энергией нашей земли, что будет потом мощным жизненным и профессиональным ресурсом. Кроме того, жизнь вдали от цивилизации способствует выработке уверенности, внутренней силы, умению принимать решения и нести за них ответственность. Это я говорю как турист-любитель, который каждый отпуск планирует хотя бы один большой (10-14 дней) поход и множество радиальных выходов.

Конечно, этот перечень неполный. Если покопаться, возможностей ещё масса, главное — было бы желание!

Абитов И.Р.

Мне повезло — в одной группе со мной учился человек, который был старше меня на 12 лет и уже занимался психологической практикой. От него я узнал, что бывает не «академическая», а другая, «живая» психология. Он создал на нашем курсе тренинговую группу и передал нам свой опыт. Группа работала в течение 2 лет, а потом, он организовал психологический центр и мы (10 студентов 2 курса) вели в этом центре тренинговые занятия. Сам он, кстати, так и не получил психологическое образование (бросил на 1 курсе — тогда не было заочной формы обучения в Казани). После этого я устроился работать в психологический центр, которым руководили выпускники казанского университета (нас познакомила преподавательница). Делал любую работу, которую поручали, набирался опыта. Если бы этих возможностей не было, я бы нашел преподавателя, который занимается практикой, и напросился бы к нему в подмастерья. Выполнял бы поручения и учился. Потом устроился бы в гос. структуру психологом, где не предъявляются слишком высокие требования к качеству работы и есть наставничество. После этого можно было бы устроиться в частный центр.

Беспалов Д.В.

Можно посоветовать включение в любую работу и деятельность, связанную с общением, взаимодействием с людьми, где проявляются истинные качества личности. Это может быть и волонтерская деятельность в интересующей студента сфере, которую можно и нужно воспринимать как замечательную практику.

Доступная для студентов временная работа — участие в предвыборных политических кампаниях.

Очень много дает в профессиональном плане включение в деятельность профильных детских лагерей. Участие в организации и проведении смен дает незаменимый опыт общения с детьми. Молодой человек выступает в абсолютно новом статусе (педагога-наставника, отвечающего за детей). Никакое кабинетное обучение не может заменить данный опыт. В ходе профильных смен, а это всего 19-21 день, можно получить много больше, чем в течение семестров обучения. В лагере взаимодействие происходит на фоне усталости, в нестандартной социальной ситуации, в отсутствии родителей, что позволяет увидеть свои педагогические возможности и усовершенствовать их.

Кроме того:

— приобретается опыт общения в педагогическом коллективе.

— дети вырваны из привычной социальной среды и проявляют себя по-другому;

— ярко проявляет себя детский коллектив.

Мандель Б.Р.

Теоретически возможно! Грамотный студент — грамотно организованная практика! Кажется невозможным — но ведь никто и не бросает студента, как говаривал М.И. Кутузов, мордой и в г.. Взять вузовские документы о практике, вооружиться методическими пособиями, посидеть ночь в Интернете, узнать, с кем есть договоры о практике, или попробовать договориться самому —всегда найдется знакомая школа, папина, мамина, дедушкина работа... Проверить все принципы, изложенные ниже, отбросить явно невыполнимые — и вперед, за дело!!!

Вероятно, наконец-то, подошла пора установить (предложить) и некоторые обновленные принципы практики:

— непрерывность (обязательность) практики на всех курсах обучения;

— проведение практики с обязательной процедурой оценивания развивающихся компетенций;

— открытость/изменяемость/вариативность/реаги- рование практики на внешние запросы;

— развитие личности (студента);

— проведение/прохождение практики в пространстве выявления и поддержки талантливой студенческой молодежи;

— развитие (в процессе обучения) профессиональных компетенций, ориентированных на актуальные проблемы современной и ожидаемой (планируемой в ближайшее время) практики;

— использование позитивного опыта инновационных учреждений и организаций, результатов научных исследований для решения возникающих во время практики проблем;

— оптимизация и интеграция всех ресурсов для создания новой среды и культуры практики;

— использование различных видов общественной, культурной и спортивной деятельности для повышения уровня подготовки к практике и развитию личностных качеств;

— применение проектных и других современных методов в практике;

— конкурсное выявление и поддержка лидеров практик;

— системность и комплексность практики.

Возможно, столь концептуальный подход к достаточно серьезной проблеме вызван настоятельной необходимостью системно и эффективно построить процесс развития такой уникальной формы нашего обучения, как практика. А также способствовать более широкому взаимодействию студента-практиканта с реальным (инновационным) технологическим пространством, открытию новых возможностей для саморазвития и самоусовершенствования молодого человека — как будущего успешного профессионала в любой сфере жизнедеятельности. Кроме того, все сказанное выше — попытка создать предпосылки для формирования непрерывно развивающейся среды практики, а также попытка разработать модель индивидуального развития каждого студента (!), которая соответствует современным вызовам, запросам и требованиям развития профессионального образования.

Эти попытки могут завершиться вполне успешно — при интеграции усилий всех, кто заинтересован в подготовке выпускников вузов новой формации. Таких, которые смогут эффективно работать в условиях новой российской действительности

Донцов Д.А.

Мне кажется, что эффективным психологическим опытом является тот опыт, который приобретается в процессе работы вожатым. Я говорю это на своём примере и на примере многих и многих моих коллег. Если кто-либо из педагогов или психологов несколько лет летом и зимой работал вожатым в подмосковных или иных оздоровительных лагерях (например, в ВОДЦ «Орлёнок»), то он имеет незаменимый опыт общения и взаимодействия с детьми и подростками, а также их родителями, администрацией, старшими товарищами и многими другими категориями людей. У такого субъекта деятельности будет обязательно развит социальный (коммуникативный, эмоциональный) интеллект. Он будет сметлив, находчив, ответственен, хозяйственен, и, наконец, он точно будет хорошим педагогом-психологом!

Шантырь Е.Е.

Что касается жизненного опыта, то деятельность в любой профессиональной среде или активность в личной жизни, конечно же, всегда даст определенный жизненный опыт. Выбор за каждым человеком, главное трудиться и реализовывать себя, не боясь ошибок.

Если же речь идет о профессиональном опыте психолога, то здесь наилучшим вариантом могут быть областные или городские социальные службы. Там всегда с радостью, как правило, принимают любую помощь, и работа с клиентами этих служб и центров в любом случае поможет будущему психологу в становлении его как специалиста.

Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что профессиональный опыт и положительные результаты в своей работе можно получить только в том случае, когда будет четкое представление о том, какой смысл и содержание мы вкладываем в слово «практика» для студента.

Сегодня в психологии существует около 1000 различных школ и направлений, в рамках которых, в свою очередь, предлагается около 500 методов и подходов практической или так называемой психотерапевтической психологии. Какие же школы, направления, методы и подходы надо включить в «практику», а какие нет? Или всё перечисленное надо включить в понятие «практика»? Если всё включить, то как такую «практику» вообще можно пройти? Человеческой жизни на это не хватит!

Таким образом, чтоб определиться, какую практику можно себе устроить, прежде всего, нужно определиться, а чем собственно занимается психолог? В чем смысл его работы и отличие от других близких по духу профессий, или, другими словами, в чем заключается алгоритм профессиограммы практического психолога? Зная алгоритм, можно определиться и с нужной «практикой».

Содержание работы практического психолога заключается в проведении консультаций и реализации гуманитарно-поведенческого психоанализа, который последовательно включает в себя все три основные методологические направления практической психологии: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое. При этом очень важным представляется также и единый терминологический подход.

В заключение хочу обратить внимание на исключительную важность для эффективной деятельности в сфере психологических услуг и, конечно же, для практики студентов образовательных основ практической психологии, к которым, прежде всего, относится алгоритм профессиограммы психолога и единая терминологическая база понятий и терминов. При отсутствии такого подхода, как часто бывает, психологические услуги превращаются в «говорильню» и «запудривание мозгов».

Следовательно, чтобы студент мог устроить себе эффективную практику, ему нужно, прежде всего, дать образовательные основы деятельности психолога. А профессиональный опыт можно начинать приобретать и в решении своих собственных проблем или проблем родных и друзей. Это и будет самой эффективной «практикой».

Шальнова А.А.

Когда я училась в школе, в нашем образовательном учреждении психолога не было, зато от многих моих знакомых я уже была наслышана о такой «причуде». Заинтересовавшись спецификой работы, а точнее, того, что мне рассказывали мои сверстники (нормального подросткового такого возраста), я решила, что непременно пойду учиться «на психолога», чтобы потом вернуться в свою родную школу, просвещать несведущих и помогать детям прогуливать уроки.

Обучаясь в университете, я находилась в полной уверенности, что создана для работы в школе. Но было одно «но» — мне немножко не хватало некоторой смелости и уверенности в себе для комфортного общения и доверительного взаимодействия. В связи с чем, я решила пробовать себя в различных рекламных и промо-компаниях. Предлагать какой-либо товар или услугу — отличная тренировка: невзирая на хмурость и плотную броню безэмоциональности сограждан, сохранять доброжелательный настрой и непринужденно улыбаться. Что удивительно — люди как будто таяли, даря мне ответные улыбки. Хоть это был и непродолжительный период в моей жизни, я ему очень благодарна именно в том смысле, что он помог раскрыться моему оптимистично-позитивному отношению к людям.

А начиная с третьего курса я уже начала работать по специальности — как и хотела, в школе. Вот это настоящее закаливание молодого специалиста, когда иногда приходится, в прямом смысле, противостоять системе, чтобы реально добиться полезных результатов.

Не всегда и не все участники образовательного процесса осведомлены в психологическом плане, что создает определенные стрессовые ситуации и ощущение полной беспомощности. Однако, мне очень помогал опыт подработки промоутером — несмотря ни на что, я стараясь сохранить уважение к своим сотрудникам, преподносила информацию в полезном для них ключе. На мой взгляд, раскрывая какое-то свое видение школьных процессов, молодой психолог сам лучше утверждается в своей профессии, формируя свою профессиональную позицию.

Относительно работы с детьми — хорошую практику получаешь благодаря вожатству: нервы на пределе, бессонные ночи, борьба креатива и здравого смысла, любовь к детям и полное отсутствие понимания их же — всё это в результате даёт представление об ис­крометно живом и интересном чуде «мира ребенка», позволяя формировать свою гибкость, тренировать восприимчивость и понимание происходящего.

А ещё в период студенчества время от времени мной буквально маниакально овладевало желание кому-нибудь «причинить добро» своими свежеиспеченными знаниями: мастер-классы, волонтерские движения, аниматорские проекты — мне казалось, что заниматься какой бы то ни было социально полезной деятельностью просто необходимо для становления психолога-практика. В принципе, я и сейчас уверена в том, что для профессионального роста необходима практика и открытость постоянному обучению, благодаря которому специалист становится опытным профессионалом своего дела с широким кругозором.

Анонимный автор

Не совсем согласна с изначальным положением о том, что вуз перегружает студентов теорией. Когда начинаешь работать, понимаешь, как же тебе ее не хватает для составления той же психологической коррекционной программы для какой-то узкой категории детей!

Но если оставить этот спорный вопрос, то вариантов организации практики, на мой взгляд, очень много!

1.   Если студент видит себя в работе со школьниками или дошкольниками — можно пройти курсы вожатых и на все лето отправиться на «практику», да еще и заработать. Но есть риск скатиться от психолога к массовику-затейнику в профессиональной деятельности. Я видела таких студентов, уйти от этой роли им бывает достаточно тяжело.

2.   Можно устроиться на подработку санитаром в детскую больницу. Вот уж точно замечательная возможность пройти закалку, потренироваться отвечать на «трудные» вопросы детей, понаблюдать за тем, как дети переживают страх, и попробовать помочь с этим состоянием справиться.

3.   Работа в качестве волонтера требует достаточно хорошо развитых коммуникативных навыков, что для психолога-практика очень полезно.

Мария К.

1.   Практика в летних пионерских лагерях — опыт общения с разными категориями детей.

2.   Участие в волонтерских организациях — для формирования профессионально важных качеств.

3.   Работа в общественных организациях с детьми с ОВЗ.

Чумаков М.В.

Я бы стремился поработать помощником в каком- либо научном исследовании. Я имею в виду не просто написание курсовой или диплома, а именно практику, реальную работу в научном проекте как таковом, как области практической деятельности. Например, это может быть хоздоговор, кросскультурное исследование, адаптация методики, любая работа при научной лаборатории.

Это вполне доступно просто студенту. В университетах то и дело возникает потребность в таких «подручных», и организация иногда сводится к тому, чтобы просто не избегать предложений или проявить немного инициативы и заинтересованности. Реальная научная практика отличается от академических построений и от студенческих представлений об этой области деятельности.

Мой ответ не оригинален, учитывая профессиональный путь. Однако в нем есть смысл. Реальная научная деятельность как область практики отличается от студенческих представлений о ней, содержит не только креатив, но и рутину. Требует организованности, самодисциплины, планирования и т. д. Научную деятельность нужно считать именно практикой, а не академической сферой. Тут есть о чем поразмыслить: научная деятельность как вид практической деятельности.

Рейтинг ответов см. в табл. 1.

Участники опроса

Рыженко Светлана Кронидовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии ГБОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования», доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования, председатель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов образования России. Сертифицированный психотерапевт по методу символдрамы, арт- терапевт.

Коханец Анатолий Иванович, психолог, консультант психологического центра «Личность» г. Астана (Казахстан); доцент университета «Туран». Окончил Ленинградский госуниверситет. Более 20 лет — опыт преподавания в школе и университете, консультирования по проблемам семьи и личностного роста, адаптировал соционическую модель личности для указанной практики. НЛП мастер.

Хрусталева Наталья Аркадьевна, педагог-психолог дошкольной организации №86 г. Сочи.

Олейникова Марина Владимировна, педагог- психолог ГБОУ СОШ №1294 г. Москва

Москвитина Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУ «Психологический институт Российской академии образования».

Мазниченко Марина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет».

Давиденко Алёна Алексеевна, методист психологической службы в информационно-методическом центре г. Елизово Камчатского края. По совместительству — педагог-психолог высшей категории Николаевской СОШ. Руководитель регионального отделения ФПО Камчатского края.

Абитов Ильдар Равильевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Казанского (Приволжского) федерального университета.

Беспалов Дмитрий Викторович, кандидат психологических наук, докторант кафедры психологии, декан факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета.

Шантырь Евгений Евгеньевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры практической психологии Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), Днепропетровский институт.

Шальнова Алла Алексеевна, психолог, преподаватель психологи, г. Москва.

Мария Курбатова, психолог, г. Липецк.

Чумаков Михаил Владиславович, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета.

Табл. 1

 

И напоследок, условно говоря, вне конкурса, хотим представить одно уникальное произведение, созданное нашим читателем в бытность вожатым. Из него очень хорошо видно, почему для настоящей профессиональной закалки педагогу-психологу обязательно нужно поработать вожатым в оздоровительном лагере.

Данная картинка (она также размещена на CD-диске) без прикрас отражает реальное состояние молодого вожатого, которое периодически накатывает на него посреди смены, и с которым ему приходится бороться. Название «Тайная мечта вожатого» говорит само за себя. В картинке, на фоне подожженного лагеря, обыграно знаменитое историческое событие 1223 года — позорная казнь русских воинов монголами, когда вторые положили первых на землю, накрыли деревянным настилом, а на настиле устроили пиршество. Правда, на картинке, в отличие от русских воинов, придавленные «пионеры» демонстрируют невероятную живучесть и даже продолжают издеваться над расслабившимся и пирующим в одиночку вожатым, показывая ему неприличных жесты, выставляя наружу ноги в «пахучих» носках и т. д.

Самое интересное, что, в отличие от взрослых педагогов, многим из которых художник даже не решился показать картинку, сами дети смеялись до упаду (даже те, кто стал явным прототипом для героев картинки). Мало того, сама картинка оказалась «архетипично-символической»: все вожатые, которые ее видели, узнавали среди «пионеров» ребят из собственного отряда.

Метрики

Просмотров

Всего: 312
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 156
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1