Культура как гарант сохранения человека

27

Аннотация

В статье анализируются особенности современной социальной, культурной и психологической среды, а также основные факторы, влияющие на воспитание и развитие детей и подростков.

Общая информация

Ключевые слова: образование, духовная культура, нравственное воспитание

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. Культура как гарант сохранения человека [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 23–29. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Dubrovina (дата обращения: 23.04.2024)

Полный текст

 

Человек из мертвого камня сделал статую и гордится потом, если работа удалась. А поди-ка из живого сделай еще более живое, вот это работа!

(Евгений Шварц «Обыкновенное чудо»)

 

В обществе все активнее обсуждаются проблемы наступающей так называемой цифровой эпохи. Цифровая среда безмерно расширит ментальные и физические возможности человека и вовлечет в свою орбиту и образование. Актуальность проблемы цифровизации образования ставит перед психологической службой системы образования новые вопросы. Эти вопросы связаны с уточнением направления ее деятельности, с научно-практическим обеспечением этого направления, с подготовкой кадров, понимающих суть практической психологии в новых социальных и экономических условиях. Представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на основе анализа многочисленных исследований сформулировали интересный вывод: должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали развитию, а не приводили к возникновению новых проблем. Эти усилия, очевидно, должны предполагать социально-педагогические реалии воспитательного характера.

Но прислушаемся к Л.С. Выготскому, который отмечал: «Воспитание не должно задаваться отвлеченными идеалами создания совершенной личности, потому что такой личности не существует и подобное воспитание забывает современные цели и играет в словесные бирюльки. Перед нами стоят конкретные цели подготовки людей ближайшей эпохи, людей ближайшего поколения в полном соответствии с той исторической ролью, которая выпадает на их долю. Отсюда чрезвычайная конкретность и правдивость делаются основой нравственного воспитания в нашу эпоху» [1, с. 253-254].

Кто-нибудь знает, какая историческая роль в настоящее время выпадает на долю молодого поколения?

Что составит основу нравственного воспитания — такого воспитания, которое позволит и в цифровую эпоху сохранить человека как человека, как представителя рода человеческого?

Наверное, культура? «Существуют глубинные фундаментальные основы культуры, — пишет Н.Скатов, — на которых и зиждутся меняющиеся экономические формации и культурные традиции, которые проходят через столетия» [12, с. 371].

Понятие «образование» всегда было связано с культурой и обозначало специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. «Культура как бы предоставляет человеку инструментарий, соответствующее материальное оснащение и духовное оборудование для его поведения и деятельности», — замечает В.П. Зинченко [4, с. 13]. Каждый ребенок постепенно «учится» быть человеком, и это «научение» происходит в контексте культуры и образования. Именно «врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова», — писал Л.С. Выготский [3, с. 292].

Будет ли в цифровую эпоху образование взаимодействовать с культурой?

Известно, что культура — понятие сложное, многоаспектное и междисциплинарное. Д.С. Лихачев замечал: «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией» [8, с. 349].

В самом общем виде культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Таким образом, условно выделяются две сферы культуры — материальная и духовная. В. Франкл обращает внимание на то, что духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным; что духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному.

В.П. Зинченко вспоминает: «Как-то Мамардашви­ли спросили: с чего начался человек? Мераб ответил мгновенно: человек начался с плача по умершему! ...То есть с сочувствия, с духовного переживания, с духовности» [4].

Материальная и духовная культура находятся в единстве и взаимодействии, и только вместе характеризуют определенный уровень развития общества. «Не так уж трудно, в конечном счете, добиться победы в мире материальных достижений. Гораздо труднее достигнуть гармонии между миром духовным и материальным. Чтобы земной и практичный Санчо Панса не затмил возвышенного духа несравненного Дона Кихота, самоотверженного, беззаветно верующего в долг, правду и добро, всегда готового к борьбе за истину, которая нелегко дается, требует служения и жертв», — писал Р. Фраерман. Еще раньше эту же мысль высказал И.С. Тургенев: «Когда переведутся

Дон Кихоты, пускай закроется книга истории. В ней нечего будет читать».

Духовная культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта. Сейчас много говорят и пишут об экологической культуре. Однако, подчеркивает Д.С. Лихачев, экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социальности [8, с. 331].

Есть вечные ценности, которые пронизывают века и даже тысячелетия и непрестанно влияют на развитие мировой культуры. Одна из этих ценностей — идея человечности, идея гуманизма. «Человек ответственен за человечество в своем лице», — писал И. Кант [5, с. 184].

Вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека. Психология научно обосновывает взаимосвязь культуры, образования и развития. А.Н. Леонтьев подчеркивает: «Человек не рождается наделенным историческими достижениями человечества. Достижения развития человеческих поколений воплощены не в нем, не в его природных задатках, а в окружающем его мире; в великих творениях человеческой культуры. Только в результате присвоения человеком этих достижений, осуществляющегося в ходе его жизни, он приобретает подлинные человеческие свойства и способности; процесс этот как бы ставит его на плечи предшествующих поколений.» [7, с. 47].

Из века в век культура передается от поколения к поколению. Именно через культуру человек приобщается к творческим достижениям предшественников и имеет возможность продолжить, усовершенствовать их деяния. Конечно, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности, «.в культуре представлена важнейшая способность человека и всего «человеческого рода» к саморазвитию» [10, с. 25]. Однако передача культурного, духовного наследия от одного поколения к другому не осуществляется автоматически. Л.С. Выготский утверждал, что история культурного развития ребенка приводит нас вплотную к вопросам воспитания.

Личностное развитие растущего человека — сложный феномен, складывается в пространстве общения и сотрудничества детей разного возраста со взрослыми в социо-культурной образовательной среде. Вспомним, что сотрудничество относится к межличностному взаимодействию и означает «работать вместе, принимать участие в общей, совместной деятельности». Такое сотрудничество, совместное детско-взрослое взаимодействие делает возможным овладение растущим человеком культурно заданными предметами, действиями, общением, отношениями, собственным поведением (Л.С. Выготский).

Именно воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия во все времена рассматривалось как условие выживания и развития человечества. Поэтому, несмотря на смену эпох, одним из центральных факторов личностного развития ребенка является его общение и сотрудничество с реальным взрослым человеком.

Проблема взаимопонимания поколений, проблема отцов и детей всегда была непростой. Сейчас эта проблема усугубляется.

Основным источником информации, источником знания и инструментом развития молодого поколения становится интернет. Живому общению молодые люди все чаще предпочитают общение цифровое. Объем информации и скорость ее получения все более увеличиваются. Но известно, что скорость восприятия, скорость чтения не дают возможности, особенно в детском и подростковом возрасте, проникнуть в смысл информации. Времени на то, чтобы подумать над полученной информацией, нет, не всегда достает опыта сопоставить факты, полученные в информации, и пр. В результате не развивается способность (или затрудняется ее развитие) самостоятельно осмысливать проблемы и принимать осмысленные решения. Это увеличивает опасность влияния со стороны разного рода мошенников и злоумышленников.

И возникают вопросы: как в цифровую эпоху сохранить детей как людей, как представителей рода человеческого? Как сделать, чтобы людям хотелось думать, задумываться, сомневаться, читать книги, ходить в театр, на выставки, общаться с реальными людьми?

Для того чтобы процесс культурной преемственности поколений проходил успешно, нужны усилия. Нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы домашнего и общего государственного образования.

Школа — один из важнейших социальных институтов. Именно в школе должен происходить процесс культурной преемственности поколений. Каждый человек проходит через школу. К моменту ее окончания у выпускников формируется своя внутренняя готовность к новой жизни вне школы. В эту новую жизнь они приходят со своим уже сложившимся мировоззрением — отношением к миру, к людям, к себе, со своим представлением о самоопределении в личностном, социальном, культурном, профессиональном плане. Справедливо суждение Н. Скатова о том, что школа — это последний оплот культуры, и все будет зависеть от того, как пойдут достаточно сложные процессы в этой структуре.

На что в связи с этим следует обращать прежде всего внимание психологу, работающему в образовательном учреждении? Можно предположительно отметить несколько моментов.

1.    Человек — особое явление, существо, которое живет не только в физическом мире, но в мире знаков, смыслов, чувств.

Современная школа акцентирует основное внимание на одном аспекте образования — на интеллектуальном развитии, усвоении знаний учащимися, на их подготовке к сдаче ЕГЭ и к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания: развитию потребностей, мотивов, чувств, отношений и пр.

Отсюда общая скудость эмоциональной сферы многих сегодняшних детей, развитием которой никто всерьез не занимается. А между тем, Л.С. Выготский «вхождение в культуру» растущего человека во многом связывал с его эмоциональным развитием и предупреждал об опасности «эмоционального невежества»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту... Но эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в той же мере, как ум и воля. Ведь эмоции не менее важный агент, чем мысль» [1, с. 142]. Он подчеркивал, что эмоции, переживания оказывают существенное влияние на все формы поведения, учения, общения, взаимодействия и пронизывают все моменты воспитательного процесса.

Переживания, эмоции являются главнейшими характеристиками личности. В различного рода переживаниях отражается отношение человека к значимым явлениям общественной жизни, к социальным и культурным ценностям, которые существуют в обществе. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что совокупность человеческих чувств — это, по существу, совокупность отношений человека к миру, и прежде всего к другим людям, в живой и непосредственной форме личного переживания. Чувства органично связаны с познавательными процессами и влияют не только на качество обучения, на развитие интересов и способностей, но и на складывающееся мировоззрение ученика. Эмоции школьников являются своеобразными индикаторами; они указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д. Ушинский назвал строем человеческой души.

Особенно важными являются нравственные чувства. «Наверное, нет темы более важной для понимания культуры, чем нравственность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность, настолько тесная и глубокая взаимосвязь существует между ними. Можно аргументировано доказать (и это уже было доказано), что значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно-специфические процессы и постижение им норм нравственности, справедливости и честности» [11, с. 249].

При культурном развитии растущего человека ум и чувства развиваются равномерно. Каждое из нравственных чувств — сложнейшее единство переживаний и размышлений. Нравственные чувства возникают тогда, когда человек начинает понимать и учитывать в своих действиях и отношениях интересы других людей. Еще А.Н. Радищев писал, что « ...человек паче всех есть существо соучаствующее», то есть сочувствующий, сопереживающий. Культура чувств невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека.

Вспомним, что В.В. Давыдов в качестве основного личностного новообразования подросткового возраста рассматривал умение понимать чувства, мысли, настроения, интересы других людей и строить свое поведение и отношения в соответствии с этим [2, с. 126].

Неразвитость нравственных чувств, подмена их ложными ориентирами способствует развитию агрессивности, эгоизма, зависти, лживости, жестокости, предательства, мстительности и пр. Или — жажды власти, самоутверждения за счет унижения другого.

Следствием эмоционально-нравственной неразвитости человека является нарушение его отношений с миром.

Не случайно именно комплекс эмоциональных переживаний человека, основанных на осознании безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и самим собой за свои отношения, действия, деяния, за свое поведение и общение, составляет содержание феномена «совесть». Совесть — это способность человека дать внутреннюю оценку своим поступкам и нести за них ответственность. По В. Далю, совесть — нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.

Совесть — не врожденное качество. «Совесть есть категория нравственная и, стало быть, социальная, она не предзаложена в человеке от рождения и не покоится в «генотипе» человека, а формируется в процессе общественного и индивидуального развития личности. Жить совестливо, соизмеряя свои индивидуальные потребности, желания, хотения с тем, что вменяется чувством долга, — значит поступать ответственно, сознательно, мотивированно, то есть лично­стно в самом широком смысле этого слова» [15, с. 87].

2.    Учить детей и подростков чувствовать — это значит, прежде всего, передавать эмоционально­нравственную культуру от старшего поколения — младшему.

Школа помогает ученику войти в культуру и мир знаний не только содержанием учебных курсов, но и культурной атмосферой в целом, которая создается, прежде всего, культурным взаимодействием всех работающих в школе взрослых друг с другом, с учениками и их родителями.

В.А. Сухомлинский писал: «Есть в жизни школьного коллектива трудновоспитуемая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я закладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать. Там, где нарушается это равновесие, в школе царит нервозность, жизнь коллектива превращается в ад» [14, с. 102].

Такое «душевное равновесие» достигается тогда, когда все взрослые, имеющие отношение к образовательному процессу, вопреки своим амбициям, характерам, статусным и иным представлениям, строят отношения между собой на основе принципов нормального человеческого общения:

1) взаимного уважения человека к человеку, уважения его возраста, профессионального и социального положения;

2) сопереживания по поводу удач и неудач в отношении учения и поведения учеников, в отношении деятельности коллег;

3) понимания важности и уважения эмоциональных переживаний и чувств;

4) уважения правил и традиций, существующих не только в стране, но и в школе и в семьях учащихся;

5)  внутренней порядочности и, как следствие, доброжелательности в отношениях; и др.

Уважительное взаимодействие взрослых участников образовательного процесса вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений и служит источником развития их внутренней культуры, так как формы поведения и отношений взрослых воспринимаются ими как допустимые и одобряемые обществом, а следовательно, могут стать образцом для подражания.

Все элементы образовательного процесса должны быть пронизаны культурой, доверием и уважительным отношением к ученику: школьный быт, учебник, урок, учебные программы, экзамены, межличностные отношения, внеучебные мероприятия и др.

3. Любые преобразования школы должны начинаться с укрепления позиции учителя в области образования.

Профессиональная деятельность педагога — уникальное явление в социальной, культурной и психолого-педагогической действительности, учитель является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры. Однако, это «посредничество» может состояться только тогда, когда учитель для учеников — уважаемый человек. Поэтому важно укреплять авторитет учителя в глазах учеников, их родителей, коллектива школы, администрации. Важно помочь самому учителю осознать свое чрезвычайно ответственное — перед детьми, обществом, перед настоящим и будущим страны — положение, поддержать и укрепить его чувство уверенности в себе. А это значит:

1)  помочь учителю понять свою индивидуальность, раскрыть свой талант, раскрепостить свои эмоции, способствовать утверждению чувства собственного достоинства;

2)   стремиться к созданию такой психологической атмосферы в школе, в которой учитель чувствовал бы себя спокойным, необходимым, получал бы удовлетворение от занятий с детьми, дружеского общения с коллегами, делового анализа своей профессиональной деятельности со стороны администрации;

3)  раскрывать перед учениками, родителями, коллегами неординарность учителя, обращать их внимание на его сильные стороны как специалиста и личности; школа должна гордиться своими учителями;

4)  развивать уважение родителей к учителю, объяснять, что это уважение очень важно для интеллектуального и, главное, для личностного становления ребенка [3, с. 160-165].

Педагогическая профессия предъявляет учителю три сложнейших требования: он должен ориентироваться в предметной области преподаваемой учебной дисциплины и перерабатывать большое количество соответствующей информации; должен ориентироваться в вопросах морали, права, политики, экономики, педагогики, психологии, этики, общения; должен ориентироваться на ученика как на растущего человека и развивающуюся личность.

Трудно сказать, какая из сторон педагогического профессионализма является ведущей, очевидно, только вместе они обеспечивают полноценный и гуманистический характер образования. И каждый урок является сложнейшим психолого-педагогическим и культурно-социологическим феноменом.

5)   Сколь важным ни является умение ученика самостоятельно находить необходимую информацию и разбираться в ней, роль учителя в образовательном процессе незаменима.

Взаимодействие учителя и учеников на уроке составляет специфическое образовательное пространство, наполненное особым психологическим содержанием: возникающий эмоциональный контакт между учителем и учениками перерастает в эмоциональный контакт между учениками и материалом того предмета, который обсуждается, изучается на уроке. Это очень важно потому, отмечал Л.С. Выготский, что «только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика, все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру» [1].

Например, на уроках истории, чтобы понять суть исторических событий, следует понять побуждения и характеры людей, их совершающих, — ведь история совершается людьми. Вспомним, например, фильм «Доживем до понедельника», в котором В. Тихонов исполняет роль учителя истории. Учитель просит ученика рассказать о лейтенанте Черноморского флота, руководителе восстания на крейсере «Очаков» (1905) П.П. Шмидте. «А что рассказывать-то, — говорит ученик под одобрительный шумок ребят, — в учебнике про него всего 7 строчек». И вдруг класс замирает, когда учитель начинает рассказывать о том, что стоит за этими строчками: характер человека, его сомнения, убеждения, его образование и культура, смысл его поступков и действий, его судьба и пр.

Понять самостоятельно характеры и мотивы поведения, переживания и отношения литературных героев школьникам тоже непросто. Художественный текст обычно многозначен, так как в нем заложена совокупность смыслов. А между тем, по словам Ю.М. Лотма­на, «именно литература несет в школе основную долю того важнейшего и вместе с тем очень трудного дела, которое мы называем воспитанием души» [9, с. 159].

Художественная литература включает целый комплекс «механизмов» духовности: разум, эмоции, воображение. В художественных образах отражается внутренний мир человека, разнообразие человеческих характеров и судеб. Человек предстает как целое, во всей его сложности, противоречивости, многообразии. Тем самым у читающего человека обогащается свой собственный духовный опыт, он начинает постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека, приобретает опыт сочувствия, сопереживания людям.

Конечно, работа с классическими текстами трудна, но, по словам М.К. Мамардашвили, «важно подходить к тексту не как к мертвому грузу учености, а как к чему-то живому, в чем бьется пульс мысли и чувства» [4, с. 45].

Возможная опасность для культурного развития школьников заключается в том, что детям нередко «подсовывают» имитации русской литературной классики — издаются так называемые краткие пересказы великих творений. Например, в книжке «Все произведения школьной литературы в кратком изложении (Долбилова Ю. и др., 2016) на 400 страницах пересказаны произведения русской классики от «Слова о полку Игореве» до Юрия Казакова и Валентина Распутина. Авторы своими словами с некоторыми цитатами из текста пересказывают коротко основное содержание произведений. Что это дает школьникам? Готовые формулировки, удобные для ответов и сочинений. Никакого отношения к культуре это не имеет. Относиться к книге лишь как к источнику информации означает игнорировать истинные ее возможности.

Такое «знакомство» с литературой тормозит развитие так называемого «опосредованного» общения (П.М. Якобсон), когда человек общается не непосредственно с другим человеком, а с тем духовным продуктом, который тот человек создал, — научным произведением, или произведением художественной литературы, или фильмом и др. Возникает общение с миром человеческой культуры, запечатленной в этих произведениях. Главная ценность такого общения — те «преобразования», которые совершаются (или могли бы совершаться) в личности.

Уроки литературы, по мысли Ю. М.Лотмана, должны дать ученику «привычку искать в сочинениях писателей ответы на серьезные жизненные вопросы».

6)   Школьники все чаще живому общению между собой предпочитают общение цифровое.

Нередко вне поля зрения не только учителя-пред­метника, но и классного руководителя и психолога остается система отношений подростков в классе. В школе никто не занимается специально проблемой организации деятельности общения. А ведь общение — не только обмен информацией, мыслями, но и взаимное понимание, сопереживание, сочувствие. Не случайно ведущей деятельностью, которая обусловливает развитие личности в подростковом возрасте, является общение со сверстниками. Само общение, замечает В.В. Давыдов, становится видом деятельности, где мотивом выступает другой человек как ценность, как побудительная сила поведения, что существенным образом характеризует процесс «возникновения» личности [2].

Это важнейшее условие развития личности пущено на самотек: как у кого из подростков общение со сверстниками сложится или не сложится — взрослых мало волнует. Главное, чтобы дети учили уроки. Между тем, по замечанию И.С. Кона, поиск друга и мечты о дружбе занимают все большее место в переживаниях подростка. Сама потребность в дружбе — нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям. Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие отношения [6, с. 218-219].

Невнимание к проблеме общения сверстников оборачивается нередко крупными трудно решаемыми проблемами в воспитательной работе с учащимися. Неконтролируемые взрослыми сложившиеся негативные отношения между сверстниками вызывают у подростков отрицательные эмоциональные переживания, провоцируют все более распространяющийся школьный буллинг, кибербуллинг и пр., толкают их вступать в различные реальные и виртуальные молодежные группы, многие из которых, по данным ряда авторов, носят черты криминальной субкультуры.

7)   Чтобы осознавать самого себя, управлять и властвовать собой — надо себя знать.

Сейчас наши школьники имеют слабое представление о человеке вообще и о себе как человеке, в частности, о внутреннем мире человека, о богатстве человеческих мыслей, чувств, переживаний, о сущности гуманных отношений с людьми и миром, о смысле и ценности человеческой жизни.

Любая образовательная программа в школе включает в себя много разных учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определенной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка. К сожалению, психология как наука о человеке в этом поликультур- ном образовательном пространстве не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Это означает, что человек как ценность не входит в состав базовых ценностей культуры, которые формируются в школьном возрасте [3, с. 177-203].

Очевидно, что одна из задач школьного образования должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому учащемуся минимум научных психологических знаний и доступных средств индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения им основных культурных и социальных ценностей.

Понятое и личностно принятое учеником психологическое знание может помочь ему почувствовать себя человеком, почувствовать ответственность за самого себя, наметить такие жизненные цели, которые в наибольшей степени адекватны его внутреннему миру. Это закладывает основу формирования психологического компонента мировоззрения, включающего в себя отношение к человеку как ценности, как активной и созидательной части реального мира. Создает условия для развития осознанного самоопределения.

8)   Самоопределение связано с тем, что взрослеющий человек осознает не только себя в мире, но и себя во взаимодействии с этим миром.

Самоопределение — сложнейший социально-психологический феномен. Самоопределяться молодому человеку приходится во многом: в своих отношениях к миру и людям, в вопросах смысла существования, в проблемах собственного самосознания (общечеловеческое, этническое, религиозное, историческое, нравственное, профессиональное и пр.), в социальных и культурных ценностях, в своих чувствах, идеалах, в понимании человеческого предназначения.

Для самоопределения важны:

1)   интеллектуальные характеристики человека — его способности, связанные с познанием себя, окружающего мира, с усвоением наук, искусств, практик;

2)   его творческие возможности, обеспечивающие оригинальность решения различных задач;

3)  коммуникативные характеристики свидетельствуют о способностях человека к общению, к установлению и поддержанию контактов с другими людьми;

4)  мотивационные характеристики дают представление о направленности личности, о ее ценностных ориентациях, о том, в чем человек усматривает основной смысл своей жизни;

5)   регулятивные характеристики говорят о возможностях человека действовать активно, сообразуясь со своей волей и своими принципами;

6)   эмоциональные характеристики раскрывают богатство эмоциональной сферы человека.

Недостатки психического и личностного развития, несформированное осознание своих интересов, способностей, характера, неразвитые коммуникативные потребности и способности, неразвитое чувство доверия и уважения к людям и к самому себе не позволяют человеку полнокровно взаимодействовать с миром социума, культуры, природы, со своим внутренним миром и порождают депривации различного рода и асоциальное поведение.

Очевидно, искать пути решения проблемы воспитания молодого поколения на современном этапе развития общества следует не только на уровне междисциплинарного взаимодействия педагогики, психологии, социологии и др. наук. Но и на уровне взаимодействия различных наук и форм общественного сознания, таких, как культура, искусство, право, мораль, религия, средства массовой информации — телевидение, интернет, радио и др. На уровне повышения общей и психологической культуры общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 199
  2. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. — М.,1979
  3. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. — М., 2014.
  4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М., 2002.
  5. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. — М., 1980.
  6. Кон И.С. Дружба. — М., 1980.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
  8. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой литературе. — СПб, 2006.
  9. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб, 2006.
  10. Межуев В.М. Современное знание о культуре. — СПб, 2008.
  11. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. — М., 2003.
  12. Скатов Н. О культуре. — СПб: СПбГУП, 2010.
  13. Сочиво Д.В., Полянин Н.А. Молодежь в России: образовательные системы, субкультура, исправительные учреждения. — М.: МПСИ, 2009.
  14. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина — М., 1971.
  15. Толстых В. Сократ и мы // С чего начинается личность. — М., 1979.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 85
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 27
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1