Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Семинар «Построение системы социально-психологического сопровождения в вузе» 9

Полный текст

21 марта 2019 года в Московском физико-техническом университете состоялся семинар «Построение системы социально-психологического сопровождения в вузе».

Организаторы мероприятия: ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (МФТИ), Региональное отделение г. Москвы Федерации психологов образования России, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИОН РАНХиГС).

В работе семинара приняли участие руководители и специалисты психологических, учебно-методических, воспитательных и социальных служб вузов Москвы, Московской области, Астрахани, Воронежа, Курска, Мордовии, Перми, Пятигорска, Пскова, Санкт-Петербурга, Ноябрьска а также сотрудники Белорусского государственного университета и Приднестровского государственного университета.

Открыло пленарное заседание выступление председателя Московского отделения Федерации психологов образования России, доцента кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО МГППУ Умняшовой И.Б., посвященное нормативно-правовым и научным основаниям социально-психологического сопровождения в системе высшего образования. Было отмечено, что нормативно-правовыми основаниями деятельности служб сопровождения в вузе (психологического, социально-психологического, психолого-медико-педагогического и т. д.) является, в первую очередь, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При организации социально-психологического сопровождения в образовательной организации также возможно опираться на Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р), профессиональные стандарты педагогических работников. Целью социально-психологического сопровождения является создание в вузе оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности студента, его общекультурных и профессиональных компетенций, в адаптации к учебно-воспитательному процессу с учетом их индивидуальных особенностей, в подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.

Начальник управления внеучебной деятельности МФТИ Кранин А.В. представил опыт организации системы социально-психологического сопровождения обучающихся в МФТИ. Вниманию участников был представлен рассказ об особенностях системы Физтеха, сформулированных П.Л. Капицей и итогах исследования ожиданий студентов от деятельности управления внеучебной работы. В выступлении были освещены вопросы организации деятельности отделов управления внеучебной работы МФТИ: служба поддержки студенческих инициатив, служба социального развития и отдел социально-психологического сопровождения.

В завершении пленарной части, начальник отдела социально-психологического сопровождения МФТИ Герасимов А.А. поделился опытом организации отдела социально-психологического сопровождения (ОСПС), который функционирует в МФТИ с 2014 года. В выступлении были затронуты следующие вопросы: история развития ОСПС; функционал сотрудников отдела (психолог, специалист по учебно-воспитательной работе); ресурсы, необходимые для организации деятельности ОСПС.

Во второй части семинара сотрудники ОСПС МФТИ представили два мастер-класса, отражающие основные направления социально-психологического сопровождения в МФТИ.

Мастер-класс «Специалист по учебно-воспитательной работе как центральное звено системы социально-психологического сопровождения» был проведен специалистом по учебно-воспитательной работе Оразовой А.М. и психологом Солодовой А.В. Ведущие представили модель социально-психологического сопровождения в МФТИ и обсудили с участниками алгоритм сопровождения адаптационного периода абитуриентов и студентов с момента приемной кампании до окончания первого курса. Отдельным вопросом рассматривались особенности воспитательной работы с обучающимися «группы риска», взаимодействия со-студенческим активом, организаций мероприятий института, а также опыт создания эффективного взаимодействия психолога и специалиста по учебно-воспитательной работе.

Мастер-класс «Ранняя диагностика риска проявления дезадаптивного поведения» был проведен психологом ОСПС МФТИ Юдиной Т.О. На мастер-классе был представлен опыт МФТИ по выявлению группы потенциального риска проявления дезадаптивного поведения (риск проявления суицидального поведения, зависимого поведения в различных формах, нарушения норм, эмоциональной нестабильности, и т.д.), а так-же представлены методики, которыми психологи МФТИ пользуются для решения этой задачи.

В третьей части семинара состоялась работа трех круглых столов.

Круглый стол «Критерии эффективности социально-психологического сопровождения в вузе» (ведущая — Умняшова И.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО МГППУ). Участники круглого стола отметили актуальность и недостаточность разработанности данной тематики, особенно для системы социально-психологического сопровождения в высшей школе. Было отмечено, что для оценки эффективности социально-психологического сопровождения важно учитывать нетолько количественные, но и качественные характеристики, отражающие результаты деятельности специалистов служб сопровождения. К количественным характеристикам могут быть отнесены: увеличение количество консультаций и просветительско-развивающих занятий, что отражает повышение запросов и доверия со стороны участников образовательных отношений к деятельности службы сопровождения. Также к количественным показателям могут быть отнесены снижение или отсутствие проявлений девиантного поведения (в том числе отсутствие попыток суицидального поведения) студентами на протяжении всего обучения в вузе. Качественные показатели должны отражать реальные изменения, которые происходят с субъектами образовательных отношений в процессе реализации задач социально-психологического сопровождения и напрямую зависят от планируемых результатов деятельности службы сопровождения. Так как в разных вузах приняты различные модели сопровождения, то и планируемые результаты у каждой службы могут иметь специфическую направленность. Но во всех случаях при организации социально-психологического сопровождения в вузе необходимо четко писывать планируемые результаты деятельности специалистов и способы изменения (оценки) изменений, которые должны произойти с участниками образовательных отношений в результате деятельности специалистов социально-психологической службы.

Ведущими круглого стола «Приоритетные направления социального, педагогического и психологического сопровождения в вузе» выступили Хломов К.Д., начальник психологической службы института общественных наук РАНХиГС, и Красовская Н.Н., начальник отдела индивидуализации образования факультета Liberal Arts College института общественных наук РАНХиГС. В рамках мероприятия обсуждались вопросы организации работы службы в вузе, особенности организации отчетности и формализации работы специалиста психолога, особенности организации работы тьюторского сопровождения, особенности сопровождения студентов старших и младших курсов. Обсуждали особенности начального этапа организации работы психологической службы в вузе, возможных целей — особенности психологического сопровождения преподавательского и административного состава службы, привлечения в социальное и психологическое сопровождение тьюторов, вариативность точек входа в проблемную ситуацию студента. Участники круглого стола отметили необходимость демонстрировать, делать заметными результаты деятельности службы: финансовые результаты экономии средств, снижение рисков, улучшения психологического климата, влияющего на учебную деятельность. Также было отмечено, что необходимо обсуждение в профессиональном сообществе вопроса оценки эффективности деятельности служб сопровождения.

Модератором круглого стола «Психологический скрининг и его возможности в профилактике не благоприятных психических состояний у студентов» выступила Макарова И.В., кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ. Участники обсудили следующие вопросы: цели проведения скрининговых исследований, методическое обеспечение скрининга в вузе (простота, валидность, надежность методов), использование результатов и этические аспекты проведения психодиагностических исследований. Было отмечено, что основная задача скрининговых исследований в вузе — выявление опасных для здоровья и жизни студента психологических состояний, а также формирование программ для последующей психологической работы с выявленной группой риска. В дискуссии круглого стола приняли участие и поделились опытом организации психологической диагностики в вузе представители Московской городской клинической больницы № 20 им. А.К. Ерамишанцева (О. Калашникова), Московского физико-технического университета (А. Герасимов), Астраханского государственного технического университета (М. Потапова), Московского энергетического института (А. Климова). Участники круглого стола отметили, что существуют определенные сложности при организации скрининговых исследований со всеми студентами вуза: не всегда есть четкое представление о цели данного мероприятия, отсутствует единый рекомендованный профессиональным сообществом реестр диагностического инструментария, подобные процедуры предполагают значительные трудозатраты при их реализации, не всегда существует возможность соблюдения этических принципов (конфиденциальность, добровольность и т. д.). Опыт участников круглого стола показывает, что данный инструмент более эффективно использовать для решения локальных задач, предполагающих обследования небольших групп студентов, при условии четкого определения цели и задач диагностического исследования.

В целом, подводя итоги семинара, хочется отметить, что опыт организации социально-психологического сопровождения в МФТИ вызвал большой интерес и положительный отклик у участников мероприятия. Участники мероприятия высказали необходимость и выразили готовность продолжить профессиональное обсуждение вопросов организации социально-психологического сопровождения в высшей школе на других площадках — участников данного мероприятия.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика