Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников

862

Аннотация

Психологическое благополучие является существенным условием развития и социализации обучающихся. Существует несколько подходов к пониманию и оцениванию психологического благополучия у детей и подростков. Психологическое благополучие школьников рассматривается исследователями как субъективное ощущение удовлетворенности жизнью или как состояние психологического здоровья. Многофакторные модели психологического благополучия (М. Ягода, К. Рифф, Ю.В. Бессонова, А.М. Прихожан) указывают на связь психологического благополучия с физиологическими и социально-психологическими характеристиками личности, которые являются основой для самореализации человека. Для разработки программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на укрепление психологического благополучия школьников, актуальным является оценка эмоциональной сферы (тревожность, депрессивность и т.д.), когнитивной сферы (оптимизм, рефлексивные способности), а также диагностика особенностей социальной ситуации развития и среды обитания ребенка, прежде всего семейной ситуации развития и психологической безопасности образовательной организации.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие школьников, оценка психологического благополучия, психолого-педагогическая экспертиза

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160306

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 94–105. DOI: 10.17759/bppe.2019160306

Фрагмент статьи

Феномен «благополучие человека» имеет широкое толкование в различных областях науки (философии, психологии, педагогике, медицине, социологии и т.д.), так как данное состояние зависит от множества внутренних и внешних для человека факторов и представляет собой многогранное явление. Состояние благополучия (физического, душевного и социального), с точки зрения Всемирной организации здравоохранения, определяет уровень «здоровья» человека: чем выше субъективное ощущение благополучия человеком, тем более здоровым он является.

Литература

  1. Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. C. 26–38. doi: 10.17759/psyclin.2016050402.
  2. Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: Монография. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. 104 с.
  3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб: СОЮЗ, 2002. 271 с.
  4. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11–17.
  5. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург, 2013. С. 30–35.
  6. Бессонова Ю.В., Броневицкий Г.Г. Психологическое благополучие у представителей опасных профессий // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы / Отв. ред. М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова. М., 2016. С. 327–351.
  7. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 114–120.
  8. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург, 2013. С. 5–11.
  9. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 24 с.
  10. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: разработка детского опросника оптимистического стиля объяснения успехов и неудач [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2017. Том. 13. № 2. С. 50–60. doi:10.17759/chp.2017130206.
  11. Дмитриева Н.С. Домашняя среда и психологическое благополучие подростков // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 17. С. 292–299.
  12. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: Учебное пособие. СПб, 2016. 180 с.
  13. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47424.shtml (дата обращения: 29.03.2019).
  14. Зотова О.Ю. Психологическое благополучие личности: Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 312 с.
  15. Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения: Монография. М.: Эко-Пресс, 2012. 200 с.
  16. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3 (1). С. 33–37.
  17. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних / Банников Г.С. [и др.]. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. 40 с.
  18. Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: Учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 64 с.
  19. Падун М.А., Климова Л.А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 242–256.
  20. Пергаменщик Л.А., Новак Н.Г. Социально-психологические условия психологического благополучия личности, пережившей кризисное событие [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 161–169. doi:10.17759/sps.2015060412.
  21. Прихожан А.М. Разработка модели психологического благополучия подростков и юношей // Психология и школа. 2010. № 2. С. 3–28.
  22. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 18–28. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70100.shtml (дата обращения: 04.04.2019).
  23. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2–10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 116–129. doi:10.17759/cpse.2016050308.
  24. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 9–15. doi: 10.17759/chp.2015110302.
  25. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: реальное состояние и перспективы развития // Современная реальность в социально-психологическом контексте: Сборник научных материалов / Под науч. ред. А.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 180–187.
  26. Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 75–83. doi:10.17759/pse.2017220411.
  27. Хухлаева О.В. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы // Школьный психолог. 2007. № 14.
  28. Якимова Т.В., Бондаренко Я.А. Осведомленность в истории своей семьи как фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 4. С. 93–105. doi:10.17759/psyedu.2014060409.

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1412
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 862
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 11