Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эффективные практики актуализации субъектности матери в период восстановления родительских прав 45

Васягина Н.Н.
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Мазурчук Е.О.
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия
e-mail: MazurchukE@yandex.ru

Аннотация

Учитывая особую значимость кровной семьи для психологического благополучия ребенка, особую актуальность приобретает проблема подготовки женщин, восстанавливающих родительские права, к реализации воспитательных функций. Одним из важнейших условий эффективности семейного воспитания выступает интегративная характеристика личности матери — субъектность матери, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение к воспитательной деятельности, ребенку и к самой себе как субъекту семейного воспитания. В статье описаны эффективные практики, составляющие ядро программы психолого-педагогического сопровождения «Я — субъект воспитания». Программа представляет собой поэтапную организацию мероприятий и событий, запускающих психологические механизмы отраженной субъектности и рефлексии. В ходе реализации программы создаются условия, позволяющие матерям осознать и принять ответственность за процесс и результат воcпитания, у матерей активизируются смысловые основания воспитательной деятельности, обеспечивается проектирование позитивного образа «Я-мать», гармонизируется отношение к ребенку и к самой себе как субъекту семейного воспитания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается особая роль семьи в целом и матери, в частности, в развитии личности ребенка (Н.Н. Васягина, И.В. Дубровина, Е.И. Захарова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер). Эти идеи нашли отражение в проводимой политике деинституционализации — развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Г.И. Гайсина, Ж.А. Захарова, Н.М. Иовчук, Г.И. Климантова, Е.И. Морозова, Г.В. Семья, А.М. Щербакова).

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни: Монография. СПб: Алетейя, 2001. 299 с.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб: Алетейя, 2003. 272 с.
  3. Васягина Н.Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Дискуссия. 2013. № 4 (34). С. 96–104.
  4. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве. Екатеринбург, 2013. 309 с.
  5. Мазурчук Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: Дисс. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2019. 266 с.
  6. Мазурчук Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2019. 24 с.
  7. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  8. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17–30.
  9. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, лишенных семьи // Прикладная психология и психоанализ. 2003. № 1. С. 29–44.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000. 416 c.
  11. Vasyagina N.N., Kalimullin A.M. Retrospective analysis of social and cultural meanings of motherhood in Russia // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, no. 5. С. 61–65.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика