Опыт апробации и внедрения коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением саморегуляции деятельности

248

Аннотация

В статье представлен опыт внедрения коррекционно-развивающей программы для детей 6–11 лет с нарушением саморегуляции деятельности в работу Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. Описываются этапы деятельности рабочей группы в рамках проекта, трудности, возникающие в процессе реализации, и пути их решения. Анализируются результаты внедрения программы в период 2015–2019 гг. Приведены данные диагностики саморегуляции и произвольного внимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В данной статье можно познакомиться с качественно иным подходом к коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, основанном на поэтапном формировании стратегий эффективной деятельности, таких как целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекция.

Общая информация

Ключевые слова: саморегуляция, синдром дефицита внимания и гиперактивности, произвольное внимание, психология дошкольника, младшие школьники, компоненты саморегуляции произвольной деятельности

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160403

Для цитаты: Еремина Ю.Е., Васильева А.А., Байдык О.А. Опыт апробации и внедрения коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением саморегуляции деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 35–42. DOI: 10.17759/bppe.2019160403

Фрагмент статьи

В современном мире многозадачности способность человека к анализу и переработке больших массивов информации, умение выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую, является важной составляющей его успешности как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Поэтому школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации всех его внутренних ресурсов. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации, быстро распределять и переключать внимание.

Литература

  1. Белехов Ю.Н. Критерии оценки развитости саморегуляции у детей 6–10 лет по экспериментальной методике диагностики развития ее системных компонентов «Построй свой дом» // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Т ом 1 . М .: И нститут п сихологии Р АН, 2013. С. 483–485.
  2. Белехов Ю.Н. Организация окружной системы сопровождения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы с СДВГ // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2009. № 2. С. 4–9.
  3. Васильева А.А. Саморегуляция деятельности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью как основа его психического здоровья // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. № 1. С. 27–32.
  4. Васильева А.А. Особенности общения учителя с младшими школьниками начальных классов с СДВГ // Молодые ученые — столичному образованию: Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2010. С. 608.
  5. Еремина Ю.Е. Реализация ФГОС: формирование УУД через развитие системы саморегуляции деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 01.05.2015. URL: https://psy.su/feed/4648/ (дата обращения: 28.11.2019).
  6. Еремина Ю.Е., Байдык О.А., Васильева А.А. [и др.] Космическая одиссея: 25 заданий для развития саморегуляции произвольной деятельности. М.: Национальный книжный центр, 2019. 20 с.
  7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 255 с.
  8. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18–26.
  9. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45.
  10. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.

Информация об авторах

Еремина Юлия Евгеньевна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, e-mail: ereminaye@gppc.ru

Васильева Анна Александровна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, e-mail: vasilevaaa@gppc.ru

Байдык Олеся Алексеевна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, e-mail: baydykoa@gppc.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 542
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 248
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0