Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи

2425

Аннотация

Статья направлена на анализ актуального состояния и проблем становления психологической службы в системе высшего образования. Выделены цели психологической службы и актуальные задачи, связанные с требованиями времени, отмечается необходимость трансформации задач и областей деятельности психологической службы в системе высшего образования. Описаны основные проблемы, препятствующие эффективному развитию психологической службы. Отмечена необходимость трансформации ранее существующих представлений об организации психологического сопровождения в высших учебных заведениях. Эта необходимость обоснована вызовами времени и, в свою очередь, требует комплексного подхода к объединению теории, практики, задач обучения и формирования личности в условиях социальной нестабильности и роста кризисных вмешательств. Как новые требования к психологической службе выделены, во-первых, необходимость организации психологического консультирования и психотерапии, во-вторых, организация работы, направленной на формирование у студентов навыков поддержания собственного психического здоровья, в-третьих, реализация диспетчерской функции психологической службы вуза. Это необходимо для диагностики неблагополучий у студентов и направления их к необходимым специалистам.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба в системе высшего образования, студенты, психологическое сопровождение, психологические трудности

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170110

Для цитаты: Андронникова О.О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 85–94. DOI: 10.17759/bppe.2020170110

Фрагмент статьи

Студенты колледжей и университетов, особенно на первом курсе, испытывают ряд сложностей. Во-первых, они должны приспосабливаться к условиям, подверженным быстрым изменениям и неопределенности.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 29–41. doi: 10.17759/pse.2018230204
  2. Ефремова О.И. Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sluzhba-vuza-kak-odin-iz-institutovprofessionalizatsii-buduschih-psihologov-obrazovaniya (дата обращения: 07.05.2020).
  3. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. C. 1–15. doi: 10.17759/psyedu.2016080301
  4. Макарова И.В. Психологическая служба вуза: реальность и мечты // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 27–28 октября 2017 г.) / Отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; НИУ ВШЭ, 2017. 424 с.
  5. Мищерина И.В. Кризисное состояние личности студента и особенности его проявления // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов-на-Дону, 12–13 декабря 2019 г.). Ростов-на-Дону, 2019. С. 99–106.
  6. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 30–42. doi: 10.17759/psyedu.2019110204
  7. Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 114–127. doi: 10.17759/psyedu.2019110310
  8. Ооржак Л.Н. Организация деятельности психологической службы вуза: анализ опыта Тувинского государственного университета [Электронный ресурс] // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnostipsihologicheskoy-sluzhby-vuza-analiz-opyta-tuvinskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 07.05.2020).
  9. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 140–149. doi: 10.17759/pse.2017220116
  10. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: Монография / Гут Ю.Н. [и др.]. Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2017. 342 с.
  11. Теория и практика психологической службы в образовании: Учебное пособие. 2-е изд., доп. / Авторсост. О.А. Белобрыкина. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 508 с.
  12. Bisinoto C., Marinho C., Almeida L. La psicología educativa en la educación superior: la situación actual en Portugal // Revista De Psicología. 2014. Vol. 32 (1). P. 91–119.
  13. Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C. M., Barron B., Osher D. Implications for educational practice of the science of learning and development // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24 (2). P. 97–140. doi: 10.1080/10888691.2018.1537791
  14. Deasy C., Coughlan B., Pironom J., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry // PLoS ONE. 2014. Vol. 9 (12). P. e115193. doi: 10.1371/journal.pone.0115193
  15. Graner K. M., Cerqueira A. T. A. R. Revisão integrativa: sofrimento psíquico em estudantes universitários e fatores associados // Ciência & Saúde Coletiva. 2019. Vol. 24 (4). P. 1327–1346. doi: 10.1590/1413-81232018244.09692017
  16. Hatzichristou C., Lianos P. Social and emotional learning in the Greek educational system: An Ithaca journey // International Journal of Emotional Education. 2016. Vol. 8 (2). P. 105–127.
  17. Hatzichristou C., Lianos P., Lampropoulou A. Supporting Vulnerable Groups of Students in Educational Settings: University Initiatives and Partnerships // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12 (4). P. 65–78. doi: 10.11621/pir.2019.0404
  18. Rodríguez-García A. M., Moreno-Guerrero A. J., López Belmonte J. Nomophobia: An Individual’s Growing Fear of Being without a Smartphone — A Systematic Literature Review // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. P. 580. doi: 10.3390/ijerph17020580
  19. Wille A. M. Facilitating Success for Refugee Students and their Families // Communiqué. 2016. Vol. 44 (6). P. 35.

Информация об авторах

Андронникова Ольга Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО НГПУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1756-7682, e-mail: andronnikova_69@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1096
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2425
В прошлом месяце: 61
В текущем месяце: 63