Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1804Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие системы психологического сопровождения в дошкольном образовании 48

Самкова И.А.
старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7674-9048
e-mail: isamkova@yandex.ru

Аннотация

Изменения в современном дошкольном образовании ставят вопрос о роли и месте педагога-психолога в дошкольной образовательной организации, о месте и значении психологической службы в целом в системе дошкольного образования. В статье представлен краткий обзор исторических предпосылок становления психологической службы в системе образования; дана общая ее характеристика и выделена специфика психологической службы в дошкольной образовательной организации. Раскрыто понятие психологического сопровождения в образовательном процессе, а также описаны существующие в настоящее время модели организации деятельности педагога-психолога в детском саду. Также в статье выделены основные проблемы дошкольной психологической службы образования и намечены возможные пути их решения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На сегодняшний день психологической службе в системе образования около 30 лет. За этот период произошла существенная модернизация образовательной системы в целом и дошкольного образования, в частности.

Литература
  1. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора — к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 6–13.
  2. Бабанский Ю.К. О разработке теоретических основ организации психологической службы в советской школе // Психологическая служба в школе. Таллин, 1983. С. 3–9.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  4. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. За системную организацию школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 76–84.
  5. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. А.В. Куликов. СПб: Питер, 2002. С. 160–165.
  6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб: Питер, 2001. 208 с.
  7. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2019. 160 с.
  9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во Московского университета, 1978. 118 с.
  10. Давыдов В.В., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. Психологическая служба СССР // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 10–11.
  11. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991. 232 с.
  12. Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. 1984. Том 5. № 6. С. 3–20.
  13. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Новая школа, 1993. 32 с.
  14. Зиновьева М.В. Структура Службы практической психологии в системе Департамента образования Москвы // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 1. С. 5–7.
  15. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 10–23.
  16. Концепция психологической службы образования / Морозова Н.В. [и др.] // Школьный психолог. 1999. № 10. С. 12–20.
  17. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года / Рубцов В.В. [и др.] // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. C. 69–82.
  18. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1993. 334 с.
  19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
  20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 284 с.
  21. Поддьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 32–43.
  22. Положение о психологической службе в системе народного образования [Электронный ресурс] // Практический психолог. URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22883 (дата обращения: 01.04.2020).
  23. Положение о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы [Электронный ресурс] // Практический психолог. URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22884 (дата обращения: 01.04.2020).
  24. Практическая психология образования. Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. СПб: Питер, 2004. 592 с.
  25. Прихожан А.М. Школьный психолог и психолог-консультант: общее и различное // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. С. 37–40.
  26. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2002. 476 с.
  27. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 32–39.
  28. Талызина Н.Ф., Салмина Н.Г. Основные направления психологической службы в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. С. 10–12.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad#normativnyedokumenty-arkhiv (дата обращения: 01.04.2020).
  30. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Закон об образовании РФ. Общие положения Федерального закона об образовании 2020. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).
  31. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
  32. Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дисс. … докт. психол. наук. М., 1999. 431 с.
  33. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 6–20.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика