Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9259Новости 1824Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подготовка профессионалов для системы ранней помощи детям и семьям в Российской Федерации 61

|

Мухамедрахимов Р.Ж.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3532-5019
e-mail: rjm@list.ru

Самарина Л.В.
директор, Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства (АНО ДПО ИРАВ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8331-1335
e-mail: larissa30@yandex.ru

Аннотация

В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 17.12.2016 г. № 2723-р), создание системы ранней помощи детям от рождения до трех лет и их семьям является неотъемлемой частью формирования системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детяминвалидам. Одной из приоритетных задач реализации Концепции является управление качеством услуг, в том числе — за счет создания системы подготовки профессионалов в сфере ранней помощи. В статье анализируется потребность в профессионалах, специализирующихся на оказании ранней помощи, в субъектах РФ, а также направления и содержание их подготовки. Кроме того, приводится информация об отечественном и зарубежном опыте профессиональной подготовки подобных экспертов. Результаты анализа свидетельствуют о необходимости создания в РФ вариативной системы подготовки профессионалов в сфере ранней помощи. Предложения по подготовке включают мероприятия в области высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе переподготовки и повышения квалификации. Авторы подчеркивают необходимость сочетания профессиональной подготовки в отдельных областях ранней помощи — с подготовкой профессионалов трансдисциплинарной направленности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В соответствии с принятой Правительством РФ Концепцией развития ранней помощи в РФ до 2020 года и Планом по ее реализации (Постановление Правительства РФ от 17.12.2016 г. № 2723-р), создание системы ранней помощи является неотъемлемой и основополагающей частью формирования в Российской Федерации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам, и их семьям. Созданные в рамках реализации Концепции «Методические рекомендации по организации услуг ранней по- мощи детям и их семьям» содержат документы, призванные обеспечить единообразный подход при формировании и функционировании системы ранней помощи детям и их семьям в субъектах РФ.

Литература
  1. Ермолаева Е.Е. [и др.]. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С. 4–18. doi: 10.17759/autdd.2017150201.
  2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (полная версия) / Под ред. Г.Д. Шостка, М.В. Коробова, А.В. Шаброва. СПб: СПбИУВЭК, 2003. 342 с.
  3. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72046220/ (дата обращения 02.04.2020).
  4. Морозова Ю.А., Дроздова М.А. Использование принципов доказательной медицины в практике физической терапии и эрготерапии [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2019. № 3. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-printsipovdokazatelnoy-meditsiny-v-praktike-fizicheskoy-terapii-i-ergoterapii (дата обращения: 23.07.2020).
  5. Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: Методическое пособие / Старобина Е.М. [и др.]. СПб, 2019. 72 с.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Мин-труд России. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/180 (дата обращения: 23.07.2020).
  7. Самарина Л.В. Современный этап развития ранней помощи в Российской Федерации // Социальное развитие: регион 24. 2018. № 2. С. 60–63.
  8. Старобина Е.М., Лорер В.В. О развитии ранней помощи в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 107–113.
  9. Старобина Е.М., Лорер В.В., Владимирова О.В. Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. URL: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-no-40/book-app/the-formation-of-the-system-ofearly-help-to-children-and-their-families-in-the-russian-federation (дата обращения: 23.07.2020).
  10. Early Childhood Intervention, Analysis of Situations in Europe, Key Aspects and Recommendations, Summary Report. European Agency for Development in Special Needs Education, 2005.
  11. King G. et al. The Application of a Transdisciplinary Model for Early Intervention Services // Infants & Young Children. 2009. Vol. 22 (3). P. 211–223. doi: 10.1097/IYC.0b013e3181abe1c3.
  12. National Guidelines on Best Practice in Early Childhood Intervention [Электронный ресурс]. Early Childhood Intervention Australia, 2016 // Developmental Disability WA. URL: https://ddwa.org.au/wpcontent/uploads/2017/08/ECIANational GuidelinesBestPractice2016.pdf (дата обращения: 23.07.2020).
  13. MсWilliam R. A. Routines-based early intervention supporting young children and their families. Baltimore: Paul H. Brookes, 2010.
  14. MсWilliam R. A. The primary-service-provider model for home-and-community-based services [Электронный ресурс] // Psicologia. 2003. Vol. XVII (1). P. 115–135. URL: http://www.scelo.mec.pt/pdf/psi/v17n1/v17n1a06.pdf (дата обращения: 23.07.2020).
  15. Raver Sh. A., Childress D. Family-centred early intervention: supporting infant and toddlers in natural environments. Baltimore: Paul H. Brookes, 2019.
  16. Recommended Practices in Early Childhood Intervention: A Guidebook for Professionals [Электронный ресурс]. European Association on Early Childhood Intervention, 2019 // Publish Online. URL: https://indd.adobe.com/view/ce456704-8e75-46a4-a7e6-700b024ed409 (дата обращения 23.07.2020).
  17. Vargas-Barón E. et al. Global Survey of Inclusive Early Childhood Development and Early Childhood Intervention Programs. Washington, DC: RISE Institute, 2019.
  18. Woods J. J. et al. Collaborative consultation in natural environments: Strategies to enhance family-centered supports and services // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 2011. No. 42. P. 379–392.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика