Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1823Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми 50

|

Шумакова Н.Б.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055
e-mail: n_shumakova@mail.ru

Аннотация

Работа направлена на анализ проблем подготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в нашей стране и за рубежом. Обсуждаются три взаимосвязанных вопроса: 1) какие профессиональные компетенции необходимы для эффективной работы в сфере образования одаренных и талантливых детей, 2) какие из них отсутствуют у современных педагогов и 3) как обеспечить их формирование. Выделено слабое звено в подготовке педагогов к работе с одаренными детьми и определены дефицитарные компетенции — современное научное понимание феномена одаренности, ее природы, разнообразия проявлений и видов, а также способность к выявлению (идентификации) одаренных детей, оценке их творческого потенциала. Обоснована необходимость поиска новых, эффективных способов «переориентации господствующих стереотипов» и развития продуктивных представлений педагогов об одаренных учащихся и способах работы с ними. Представлены результаты апробации тренинга развития продуктивных представлений о творческих проявлениях младших школьников и подростков и способности учителя к выявлению творческого потенциала учащихся, показана его эффективность.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Работа направлена на анализ проблем подготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в нашей стране и за рубежом. Обсуждаются три взаимосвязанных вопроса: 1) какие профессиональные компетенции необходимы для эффективной работы в сфере образования одаренных и талантливых детей, 2) какие из них отсутствуют у современных педагогов и 3) как обеспечить их формирование. Выделено слабое звено в подготовке педагогов к работе с одаренными детьми и определены дефицитарные компетенции — современное научное понимание феномена одаренности, ее природы, разнообразия проявлений и видов, а также способность к выявлению (идентификации) одаренных детей, оценке их творческого потенциала. Обоснована необходимость поиска новых, эффективных способов «переориентации господствующих стереотипов» и развития продуктивных представлений педагогов об одаренных учащихся и способах работы с ними. Представлены результаты апробации тренинга развития продуктивных представлений о творческих проявлениях младших школьников и подростков и способности учителя к выявлению творческого потенциала учащихся, показана его эффективность.

Литература
  1. Долгова В.В. Векторы подготовки учителей к работе с одаренными детьми // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-11. С. 53–56.
  2. Золотарева А.В. Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 20–25.
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ (дата обращения 12.06.2020).
  4. Мельникова Е.Л. Работать с одаренными детьми — здесь и сейчас // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 3. С. 23-28.
  5. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Практическая психология. 1998. № 3. С. 33–48.
  6. Попова Л.В. Образование одаренных: государственная политика европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 56–62.
  7. Попова Л.В., Мешкова Н.В. Представления администраторов образовательных учреждений об одаренных учащихся [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 1 . URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Popova_Meshkova.phtml (дата обращения:10.06.2020).
  8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Городской методический центр. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshayashkola/geografiya/normativnye-dokumenty/professionalnyj-standart-pedagog-pedagogicheskayadeyatelnost-v-sfere-doshkolnogo-nachalnogo-obshchego-osnovnog.html (дата обращения: 10.06.2020).
  9. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Аналитический обзор по тематике XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. № 4 (4). C. 7–21. doi:10.17759/bppe.2019160401.
  10. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб: Дидактика Плюс, 2002. 44 с.
  11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 336 с.
  12. Шумакова Н.Б. Развитие способностей учителей к оценке творческого потенциала учащихся // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2016. 355 с.
  13. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Бином, 2014. 245 с.
  14. Baudson T. G., Preckel F. Teachers’ conceptions of gifted and average-ability students on achievement relevant dimensions // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60. P. 212–225. doi: 10.1177/0016986216647115.
  15. Lord E. W., Swanson J. D. (eds.), A Guide to State Policies in Gifted Education. 2nd ed. [Электронный ресурс]. Washington, DC: National Association for Gifted Children, 2016 // Scribd. URL: https://ru.scribd.com/document/ 342650476/a-guide-to-state-policies-in-gifted-education-2016-2 (дата обращения: 10.06.2020)
  16. Matheis S., Kronborg L., Schmitt M., Preckel F. Threat or challenge? Teacher beliefs about gifted students and their relationship to teacher motivation // Gifted and Talented International. 2017. Vol. 32 (2). P. 134–160. doi: 10.1080/15332276.2018.1537685.
  17. National Standards in Gifted and Talented Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.nagc.org/resources-publications/resources/national-standards-gifted-and-talented-education (дата обращения:10.06.2020).
  18. Preckel F., Baudson T. G., Krolak-Schwerdt S., Glock, S. Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automatic associations related to gifted children // American Educational Research Journal. 2015. Vol. 52. P. 1160–1184. doi: 10.3102/0002831215596413.
  19. Rimm S. B., Siegle D. B., Davis G. A. Education of the Gifted and Talented. 7th ed. Boston, MA: Pearson, 2018.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика