Использование эбру-рисования в психологической коррекции тревожности подростков, имеющих травматический опыт

309

Аннотация

В статье представлен анализ психолого-педагогической коррекционной работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и имеющими травма-тический опыт. Работа проводится педагогами-психологами опорных школ Волгоград-ского образовательного кластера с использованием технологии эбру-рисования.

Общая информация

Ключевые слова: подростковая тревожность, психотерапия искусством, программно-методическое оборудование БОС, изотерапия, техника эбру, эбру-рисование

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170309

Для цитаты: Кучегашева П.П., Колотева Е.Ю. Использование эбру-рисования в психологической коррекции тревожности подростков, имеющих травматический опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 98–103. DOI: 10.17759/bppe.2020170309

Полный текст

 

 

Согласно данным многочисленных исследований, первопричиной нарушенных взаимоотношений человека с социальным окружением могут быть полученные в детстве психологические травмы. В связи с этим у подростков, перенесших психологическое или физическое насилие, как правило, формируется негативное отношение к себе, то есть нарушается позитивное самовосприятие. У подростков, переживших любое насилие, на первый план выходит чувство неполноценности себя как личности, появляется чувство отверженности, ненужности. А это, в свою очередь, ведет к повышению конфликтности с окружающими, повышению тревожности, появлению защитных реакций на обиды. Все эти внутренние переживания мешают подростку адекватно формировать процесс самораскрытия и самовыражения, что в результате приводит к дезадаптации.

Анализ работы педагогов-психологов (опорных школ научно-методических округов образовательного кластера Волгоградской области, реализующих комплекс мер по обеспечению безопасного детства «Мир начинается с семьи») показывает, что запросы, с которыми обращаются чаще всего подростки, — это проблема подростковой тревожности. Оказывая психолого­педагогическую помощь подросткам, пережившим травматический опыт и находящимся в трудной жизненной ситуации, педагоги-психологи опорных школ отмечают, что высокий уровень тревожности негативно влияет на учебную деятельность и на социальные отношения.

Число обращений с проблемой тревожности с каждым годом становится больше. Педагоги- психологи опорных школ Волгоградского образовательного кластера отмечают, что подростки, обращающиеся за помощью к специалистам, как правило, имеют завышенный уровень беспокойства, эмоциональную нестабильность. Нередко они характеризуются проявлением агрессивности по отношению к сверстникам, педагогам, родственникам. Возрастает и количество обращений подростков выпускных классов, у которых уровень тревожности коррелирует с низкой самооценкой. Высокий уровень тревожности снижает работоспособность и продуктивность в повседневной жизни, а в ситуации оценивания приводит к разрушающим действиям и снижению результатов на ОГЭ, ЕГЭ.

Анализ данных, полученных от специалистов из научно-методических кластеров Волгоградской области в рамках профилактики семейного неблагополучия, показывает высокий уровень тревожности у подростков, у которых нарушены детско-родительские отношения. Собранные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели нарушений в отношении детей и подростков

 

2015

2016

2017

2018

Динамика

количество преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних (без алиментов)

1076

1200

932

731

-21,5%

уклонение от уплаты алиментов

1097

1140

488

993

+103,5%

жестокое обращение

50

41

37

29

-27,6%

преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности

168

259

251

216

-13,9%

количество семей, состоящих на учете в едином банке данных:

2245

2158

2131

2071

-3%

в них детей

4579

4616

4597

4508

-1,9%

из них в связи с исправлением

903

882

768

723

-6,2%

 

Несмотря на имеющиеся данные о снижении показателей нарушений в отношении детей и подростков, требуют дальнейшей адресной работы и максимального внимания следующие проблемы:

•           участившиеся случаи резонансных ЧП с детьми во внешне благополучных семьях;

•           преступления, относящиеся к категории тяжких, в отношении детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

•           криминализация подростковой среды через Интернет;

•           увеличившееся количество самовольных уходов детей из семей и случаев изъятия детей у родителей, количество родителей, лишенных родительских прав, количество завершенных суицидальных попыток, случаев обращений по попыткам суицида и парасуицида в подростковой среде.

Специалисты научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения и педагоги-психологи опорных школ образовательного кластера Волгоградской области считают, что эффективное и качественное обеспечение условий первичной профилактики, реабилитации и коррекционной работы с детьми и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, — это, прежде всего, доступная и качественная помощь. Данный вид работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, способствует снижению уровня тревожности и гармонизации детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач в регионе активно используется программно-целевой метод, привлекаются все заинтересованные ведомства и организации.

С целью оказания психологической помощи детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, группам особого внимания на базе отдельных образовательных организаций созданы и функционируют консультационно-психологические службы, охватывающие закрепленные территории Волгоградской области.

Для обеспечения комплексного подхода разработаны мероприятия комплекса мер, реализация которых:

•           позволит усовершенствовать систему ранней профилактики семейного неблагополучия,

•           будет способствовать улучшению общей ситуации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и групп особого внимания,

•           создаст условия для доступной и качественной помощи специалистов, работающих с данной категорией клиентов.

Реализация комплекса мер позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечивая взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, что способствует совершенствованию региональной системы межведомственного взаимодействия по обеспечению безопасного детства. Вследствие чего снижается уровень тревожности у подростков, получивших специализированную помощь.

На современном этапе в рамках психотерапевтической работы с подростками, пережившими различные виды насилия и показывающими высокую тревожность, наиболее экологичным методом является психотерапия искусством.

Анализ коррекционной деятельности педагогов-психологов опорных школ, работников научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО «ВГАПО», реализующих комплекс мер по обеспечению безопасного детства «Мир начинается с семьи», показывает, что наиболее эффективно во взаимодействии с тревожными подростками использование программно-методического оборудования БОС (приобретено за счет грантовой поддержки Фонда помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации), а также техник арт-терапии. Работа с техниками арт-терапии дает возможность подростку путем создания продуктов своей творческой деятельности глубже познать собственное «Я» и разобраться в своем внутреннем мире.

Среди направлений изо-терапии в настоящее время набирает популярность техника рисования на воде — техника эбру. Необходимое оборудование для работы в этой технике появилось в опорной школе Михайловского научно-методического округа регионального образовательного кластера — средней школе № 5 города Михайловки Волгоградской области.

Использование техники эбру в работе с детьми и подростками, пережившими насилие и показывающими высокий уровень тревожности, позволяет с помощью самого процесса нанесения красок создавать различные образы, которые нужно закрепить путем переноса на заготовленные поверхности.

Спонтанный творческий процесс привлекает внимание подростков и позволяет добиться положительных результатов в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности. Особенностью работы в технике эбру является сам процесс, который нельзя испортить и заранее предугадать, и это всегда является ресурсом в работе педагога-психолога с подростком, пережившим травму.

Работая под руководством педагога-психолога в технике эбру, подросток получает опыт обретения внутреннего равновесия и эмоциональной гармонии. Что, в свою очередь, позволяет снизить уровень тревожности и пережить психотравмирующие воспоминания.

Техники эбру-рисования эффективны при работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так как у данной группы наиболее слабо развито рефлексивное «Я», которое является коммуникативным барьером для выражения тех травмирующих событий, в которых они находились.

Процесс художественного самовыражения помогает снять эмоциональное напряжение, разобраться в себе и напрямую связан с укреплением эмоционального равновесия. И, конечно, самый идеальный вариант — это получение удовольствия от своих действий.

Работая в технике эбру, травмированный подросток погружается в состояние внутреннего созерцания, что позволяет найти баланс между собой и окружающим миром. С помощью данной техники восстанавливается утерянное доверие и равновесие.

Подросток, работая с пустой поверхностью воды и каплями различных красок, может увидеть на рисунке образы, которые он может трансформировать с помощью дорисовки различных линий, используя гребенки, шило, кисточки, и добавления красок других цветов. Рисуя картину на воде, многие подростки вспоминают опыт, когда пририсовывали к чему-то, чтобы получился конкретный рисунок.

Составленный на воде рисунок переносится на бумагу, после чего продолжается работа с полученной картиной, которая помогает раскрыть внутренний мир подростка.

Таким образом можно выяснить, какие вытесненные эмоции мешают подростку и являются барьером для конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Образы, нарисованные травмированным подростком, могут помочь проработать состояние стресса и найти ресурсное состояние.

Работа по созданию форм, спонтанных картин, произвольных образов помогает подростку формировать регулятивно-волевые навыки, развивать абстрактное мышление, повышать самооценку, а также снижает тревожные проявления

Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе подростков, подростков, которые пережили жестокое обращение, в том числе физическое насилие, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Работа с водой и красками раскрепощает, помогает поверить в свои силы и понять, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия.

Таким образом, техника эбру находит свое практическое применение и в области диагностики, и в сфере психотерапевтической работы педагога-психолога при работе с подростками, получившими травматический опыт и находящимися в трудной жизненной ситуации.

 

Литература

  1. Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород: ЗАО НРЛ «Нижегородская радиолаборатория», 2013. 97 с.
  2. Коршикова Н.М., Шкарубо Т.А. Обучение искусству эбру — рисованию на воде [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 13 (303). С. 221–224. URL: https://moluch.ru/archive/303/68459/ (дата обращения: 05.11.2020).
  3. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62–65.
  4. Помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения / Волкова Е.Н. [и др.]. Н. Новгород, 2016. 280 с.
  5. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб: Питер, 2008. 240 с.
  6. Тонкошкурова М.Е. Исследовательский проект «Краски, танцующие на воде» [Электронный ресурс] // Юный ученый. 2017. № 3 (12). С. 143–149. URL: https://moluch.ru/young/archive/12/883/ (дата обращения: 05.11.2020).

Информация об авторах

Кучегашева Полина Петровна, директор, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5752-6175, e-mail: polina65@yandex.ru

Колотева Елена Юрьевна, педагог-психолог, Средняя школа № 5 городского округа город Михайловка Волгоградской области (МКОУ СШ № 5), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2678-1696, e-mail: ekoloteva@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 440
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 309
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5