Психолого-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению, в рамках реализации комплекса мер «Мир начинается с семьи» на территории Волгоградской области

244

Аннотация

В статье описаны практики психолого-педагогической реабилитации детей, подверг-шихся жестокому обращению и преступным посягательствам на территории Волго-градской области — в рамках реализуемого комплекса мер «Мир начинается с семьи», направленных на развитие системы обеспечения безопасного детства. Особое внимание обращается на травмирующие психику ребенка последствия насилия и жестокого обра-щения, проявление синдрома посттравматического стрессового расстройства, а также на необходимость своевременной психолого-педагогической реабилитации и помощи, детям, которые подверглись насилию и жестокому обращению. Анализируется потенци-ал использования при работе с детьми психотерапевтического инструментария, приме-няемого в опорных школах. Данные школы являются рабочими кабинетами экстренной психологической помощи в своем научно-методическом округе волгоградского образова-тельного кластера. Кластер позволяет экологично, оперативно и эффективно оказы-вать разовую терапевтическую помощь пострадавшему ребенку, а также построить систему долгосрочных психотерапевтических отношений.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая реабилитация детей, жестокое обращение, преступные посягательства, пост-травматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психотерапевтический инструментарий, ассоциативные метафорические карты

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170307

Для цитаты: Кучегашева П.П., Кубанцева А.П., Орешкина Н.В. Психолого-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению, в рамках реализации комплекса мер «Мир начинается с семьи» на территории Волгоградской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 78–86. DOI: 10.17759/bppe.2020170307

Полный текст

 

 

Насилие над ребенком или жестокое обращение со стороны близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем вследствие широко травмирующего воздействия на психику ребенка. Последствия насилия могут вызывать нарушения в эмоционально­мотивационной, социальной, познавательной и поведенческой сфере ребенка, носить как актуальный, так и отсроченный характер. Они касаются не только самой жертвы, но и ее ближайшего окружения и общества в целом. Именно тяжестью и разнообразием последствий насилия и жестокого обращения с ребенком продиктовано пристальное внимание, которое уделяется этой проблеме в настоящее время.

В отечественной психологии исследованиями, направленными на изучение психологических последствий различных видов насилия над детьми, занимались E.H. Волкова, Н.О. Зиновьева, Н.В. Тарабрина, Т.Я. Сафонова, Т.М. Журавлева, И.А. Алексеева. Проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность детей доказана многими исследованиями. Вместе с тем, изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике и в настоящее время. А оказание своевременной психологической помощи позволяет снизить травмирующее воздействие на психику ребенка, что впоследствии отражается на формировании личности.

Реализация комплекса мер «Мир начинается с семьи», направленных на развитие системы обеспечения безопасного детства, на территории Волгоградской области — это психолого­педагогическая, социально-педагогическая диагностика и реабилитация детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам. Формируя комплекс мер и организуя его выполнение, мы исходим из понимания, что дети, подвергшиеся жестокому обращению, различаются.

Можно выделить первую категорию детей — это дети, которые после перенесенного насилия сами испытывают агрессию и выплескивают ее на более слабых, младших по возрасту детей, на животных. Агрессивность сама по себе не проходит. Она может трансформироваться в скрытую форму невротических симптомов — тики, кусание ногтей, плохой сон, зажатость [5].

Ко второй категории можно отнести детей и подростков, переживших длительное жестокое обращение в семье, которые становятся чрезмерно слабыми, апатичными, не могут себя защитить.

В обоих случаях у детей и подростков нарушается общения со сверстниками. У эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, аддиктивного поведения [6]. Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают не свойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие или жестокое обращение является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Как правило, дети, подростки с низкой самооценкой переживают чувство вины, стыда [4]. Для них характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, многие считают, что они сделали что-то не так. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства одиночества, в нарушениях сна. Подростки, пострадавшие от насилия, переживают последствия произошедшего особенно тяжело в силу анатомо-физиологических, гормональных, эмоционально-личностных и психосексуальных изменений, происходящих в подростковом возрасте, на фоне чего могут наблюдаться попытки суицида [5].

Учитывается то, что дети и подростки, пережившие насилие, имеют высокую степень проявления симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), ухудшения качества жизни, выраженности соматических жалоб и негативных изменений личностных качеств. Найдена закономерность, проявляющаяся во взаимосвязи навязчивого воспроизведения как основного симптома ПТСР и таких личностных характеристик детей, как возросшая агрессия и зависимость, падающая самооценка и самоуправление, а также изменение мышления и изменение внешне наблюдаемого поведения [2].

Подростки, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации. У них нарушены связи с взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе. Решение своих проблем жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к употреблению психоактивных веществ. Впоследствии они испытывают трудности при создании собственной семьи, не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы [5].

Важно понимать, что детская реакция на травму отличается от реакции взрослого. Мы можем увидеть ребенка, который катается на велосипеде или играет спустя считаные часы после ужасного события, в то время как взрослый, переживший то же самое событие, сидит на диване, рыдает и говорит о том, что произошло. Глядя на ребенка, можно подумать: «Ребенок играет на улице и наслаждается жизнью. С ним все в порядке! Посмотрите, он уже забыл об этом. Лучше оставить его в покое. Мы не хотим причинить ему боль разговорами о том, что произошло. Он уже все забыл!» Это широко распространенное мнение приводит к тому, что взрослые не заботятся о том, чтобы создать безопасную обстановку для переживаний ребенка, дать ему возможность рассказывать о том, что он пережил, и задавать вопросы, которые его беспокоят.

Терапевтическое вмешательство имеет для ребенка, пережившего насилие, критическое значение, так как поможет снизить последствия трагического события и предотвратить возникновение психологических нарушений в будущем [6]. Своевременная и точная диагностика последствий насилия над ребенком является необходимым условием продуктивного терапевтического вмешательства. Поэтому в распоряжении специалистов, работающих на территории Волгоградской области с детьми, пережившими насилие, имеется специализированный психотерапевтический инструментарий, позволяющий оперативно провести терапевтическую работу, и валидные методики исследования психологических особенностей детей, переживших травматические события. С использованием психотерапевтического инструментария, которым обеспечены опорные школы Волгограда и Волгоградской области при грантовом участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится адресная работа. При этом учитываются имеющиеся результаты работы с подростками, состоящими на контроле не только в образовательных учреждениях, но и комиссиях по делам несовершеннолетних.

Психологическая работа концентрируется в девяти опорных школах образовательного кластера Волгограда и Волгоградской области: Михайловский научно-методический округ — МКОУ «Средняя школа № 5 городского округа город Михайловка, Урюпинский научно-методический округ — МБОУ «Средняя школа №6 городского округа город Урюпинск, Городищенский научно­методический округ — МБОУ «Городищенская средняя школа № 1», Камышинский научно­методический округ — МБОУ «Средняя школа № 9 городского округа город Камышин», Николаевский научно-методический округ — МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов Николаевска», Калачевский научно-методический округ — опорная школа МКОУ «Средняя школа № 2 имени Героя Российской Федерации С.А. Басума- нова», Волжский научно-методический округ — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. В.П. Дубины», Южный научно-методический округ Волгограда — МОУ «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда», Северный научно-методический округ Волгограда — МОУ «Средняя школа № 99 им. дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко Тракторозаводского района Волгограда», — при методическом сопровождении ресурсного мобильного центра, действующего на базе научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО ВГАПО.

В опорных школах, которые являются рабочими кабинетами экстренной психологической помощи в своем научно-методическом образовательном кластере, работают педагоги-психологи, которые освоили программы специализированного обучения по психолого-педагогической реабилитации детей, ставших жертвами насилия, а также их семей. Механизмы межведомственного взаимодействия позволяют осуществлять консультационную, диагностическую и реабилитационную помощь. Реализуются такие программы, как «Мир начинается с семьи», «Теплый дом», «Поговори со мною, мама» по гармонизации нарушенных детско-родительских отношений.

Оборудованные кабинеты педагогов-психологов опорных школ позволяют оперативно и эффективно оказывать разовую терапевтическую помощь пострадавшему ребенку, а также построить систему долгосрочных психотерапевтических занятий. В индивидуальной реабилитационной работе с детьми, которые подверглись жестокому обращению или насилию, педагоги-психологи формируют реабилитационные программы с использованием психологического инструментария, отталкиваясь от диагностических данных, характерологических особенностей и социальной ситуации развития ребенка.

Эффективным инструментарием в диагностической и реабилитационной работе являются комплексы «Песочная магия» и «Песочная терапия», которые позволяют осуществить игровую песочную терапию, так как игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от травматических событий. При этом обеспечивается необходимая безопасность для выражения и исследования таящихся внутри чувств. Естественная реакция детей состоит в разыгрывании или обыгрывании травматического опыта, в неосознанном усилии проникнуть в его суть, преодолеть травму, ассимилировать то, что произошло, обрести чувство контроля над ситуацией. При рисовании песком на цветовом планшете уменьшается скованность, часто сопровождающая использование других материалов, ведь песок пластичен, не имеет формы, его легко скорректировать. Таким образом реализуется ключевой психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения внутреннего «Я». Через творчество приходит лучшее понимание самого себя, тревоги и беспокойство отходят на второй план, открывая путь внутренним ресурсам. Использование внутренних ресурсов помогает найти баланс равновесия, который является одним из важнейших явлений в психике. Баланс равновесия необходим во всем, без него появляется чувство внутреннего дискомфорта. Снятие внутреннего напряжения и достижение состояния релаксации, ощущение безопасности — одни из важнейших аспектов песочной терапии. Такой балансирующий «механизм» дает работа с песком в «Чаше равновесия». Использование техники «Чаша равновесия» позволяет ребенку, подростку и взрослому соучастнику событий остаться наедине со своими мыслями и глубинными переживаниями. Прорабатывая переживания на песке, строя свои модели выхода из сложившейся ситуации, ребенок может легче отпустить их, облечь в образы и «выплеснуть» на песок.

Для психологической реабилитации посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) применяется терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия». Работа с архетипическими куклами очень интересная, яркая, привлекательная и в то же время тонкая, незаметная и бережная. Куклотерапия позволяет создать благотворное поле для прочного психотерапевтического альянса и долгосрочной глубинной работы. Задача специалиста состоит в позитивной реинтер­претации травмирующих событий с позиции культурно-исторического анализа, а кукла здесь является пусковым механизмом, облегчающим психотерапевтический процесс.

Уникальным инструментом, используемым специалистами опорных школ с целью диагностики и гармонизации личностной сферы и ее конструктивного развития, являются ассоциативные метафорические карты (МАК). Через метафору (ассоциацию) предоставляется возможность быстро получить доступ к психотравмирующей ситуации, что позволяет избежать дополнительной ретравматизации. Кроме того, МАК создают безопасную среду для исследования проекций детей, подвергшихся жестокому обращению, способствуют запуску внутренних восстановительных процессов, помогающих поиску путей выхода из кризисной ситуации.

Для оказания экстренной помощи «здесь и сейчас» при острой необходимости изменения функционального состояния используются психокоррекционные аудиальные программы. Для прогнозирования суицидального поведения в случаях посттравматических расстройств используется методика «Сигнал», которая обладает не только диагностической, но и психотерапевтической ценностью. Появляется возможность выявить наиболее значимые для ребенка жизненные факторы, которые можно рассматривать в качестве антисуицидальных ресурсов в психотерапевтической работе.

Всем знакомо выражение «Лучше предотвратить, чем исправлять последствия», и каждый практикующий психолог с ним, бесспорно, согласен. Профилактика актуальна и в данном направлении. В рамках комплекса мер в опорных школах проходит Акция «Зеленая лента», направленная на пропаганду ответственного родительства и профилактику жестокого обращения и насилия в отношении детей, актуализацию чувства гордости и уважения к своей семье.

Однако признаки жестокого обращения не всегда заметны окружающим. Латентность насилия над ребенком имеет под собой множество причин. Когда жертвой насилия становится взрослый человек, он всегда понимает, что случившееся с ним — это неправильно и выходит за рамки нормальных человеческих отношений. Ребенок же в силу отсутствия жизненного опыта может полагать, что насильственные взаимоотношения, являются нормальными. Поэтому он молчит и не просит о помощи [8]. В связи с этим специалистам становится известно лишь о небольшой доле фактов насилия над детьми.

Выстраивая работу в данном направлении, мы ориентируем специалистов опорных школ на тесное межведомственное взаимодействие, которое поможет вовремя не просмотреть ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и оказать ему своевременную и квалифицированную помощь. Исходя из динамики анализа численности детей и семей с детьми, обратившихся за психологической помощью к специалистам в опорные школы НМО (рис. 1), можно сделать вывод об успешности организационной модели комплекса мер на территории Волгоградской области, направленных на развитие системы обеспечения безопасного детства «Мир начинается с семьи». Методические разработки по результатам реабилитационной работы специалистов в опорных школах получили высокую оценку на Региональном фестивале лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде.



Рис. 1. Анализ мониторинга численности детей и семей с детьми, обратившихся за психологической помощью в опорные школы НМО

 

Литература

  1. Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005. 256 с.
  2. Аралова М.П., Гамиля Мухамед Насер Ахмед. Связь симптомов ПТСР с личностными характеристиками, соматическими жалобами и качеством жизни детей, переживших сексуальное насилие // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 7/4. С. 30–36.
  3. Волкова Е.Н., Исаева О.М. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика: монография. Н. Новгород, 2015. 290 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  5. Дементьева И.А. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 23–30.
  6. Жестокое обращение с детьми / Сафонова Т.Я. [и др.]. М.: Академия, 2001. 265 с.
  7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2003.
  8. Лэндрет Г. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции. М.: Когито-центр, 2007. 479 с.
  9. Нуцкова Е.В., Бадмаева В.Д. Последствия сексуального насилия и злоупотребления в отношении несовершеннолетних: гендерная специфика [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 235–247. DOI:10.17759/psylaw.2020100316
  10. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие / Ардашева C.B. [и др.]. Ставрополь, 2003. 163 с.
  11. Сафонова Т.Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. 2004. № 1. С. 97–101.
  12. Ткачева О.Ю. Экстренная социально-психологическая помощь детям в ситуации суицидального поведения, жестокого обращения и чрезвычайных ситуаций в образовательном пространстве города Перми: опыт МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 32–39.

Информация об авторах

Кучегашева Полина Петровна, директор, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5752-6175, e-mail: polina65@yandex.ru

Кубанцева Анна Павловна, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3522-0233, e-mail: anna8377@mail.ru

Орешкина Наталья Владимировна, педагог-психолог, Средняя школа № 99 имени дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко (МОУ СШ № 99), специалист, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО), Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1103-4711, e-mail: oreschkina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 380
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 244
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6