Циклограмма учета рабочего времени как инструмент планирования и организации деятельности педагога-психолога

562

Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки и внедрения единой электронной формы не-дельной циклограммы учета рабочего времени педагогов-психологов образовательных организаций. Эта работа — опыт сотрудничества семнадцати образовательных орга-низаций (школ) города Москвы, расположенных на территории нескольких соседних рай-онов. Каждая школа — это большая образовательная организация, включающая в себя до двадцати учебных зданий, в которых обучаются в среднем от 1,5 до 3,5 тысяч обучаю-щихся всех уровней образования и работает от 5 до 20 специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Актуальность выбранной темы связана с необходимо-стью обеспечить единый подход к оказанию психолого-педагогической помощи посредст-вом разработки и введения единого регламента ведения документации и стандартизации расчета специалистами своей рабочей нагрузки. Введение единой формы циклограммы позволяет педагогам-психологам осуществлять самоаудит своей деятельности в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а администрации осуществлять контроль за деятель-ностью специалистов службы и распределением рабочей нагрузки между ними. В статье раскрыта технологическая составляющая построения недельной циклограммы профес-сиональной деятельности педагогов-психологов с учетом всех форм работ, содержа-тельные аспекты ее оформления, а также даны рекомендации по заполнению предло-женной формы.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, трудовые функции, рабочее время специалиста, распределение рабочего времени, единая электронная форма циклограммы

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170308

Для цитаты: Олтаржевская Л.Е., Егупова О.В., Кузнецова А.А., Желудова А.М., Малахова Н.Е. Циклограмма учета рабочего времени как инструмент планирования и организации деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 87–97. DOI: 10.17759/bppe.2020170308

Полный текст

 

 

Осенью 2018 года объединились 17 образовательных организаций города Москвы, территориально расположенных в нескольких соседствующих районах, чтобы разработать единый регламент оказания психолого-педагогической помощи московским семьям с детьми. В работе приняли участие около ста педагогов-психологов и заместители директоров данных школ, курирующие вопросы организации психолого-педагогического сопровождения. Организационно-методическое сопровождение и координацию проекта осуществляли специалисты Городского психолого­педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы.

В ходе реализации проекта возникла необходимость оказания «горизонтальной» методической поддержки специалистов, что привело к созданию группы кураторов из числа педагогов- психологов образовательных организаций. Взаимодействие кураторов и специалистов школ началось с поиска оптимальных средств планирования рабочего времени. Для этого был проведен анализ содержания и форм недельных циклограмм учета рабочего времени педагогов- психологов. В результате проделанной работы удалось выявить следующие особенности представленной специалистами документации.

Во-первых, практически у каждого специалиста одни и те же формы психолого­педагогического сопровождения участников образовательного процесса (диагностика, коррекционная работа и т.д.) «прячутся» за разными формулировками. В результате содержание циклограммы дробится на мелкие временные отрезки, что вынуждает осуществлять трудоемкий подсчет по минутам. Например, специалист выделяет сначала «Групповое развивающее занятие ГКП» продолжительностью 15 минут, затем «Индивидуальные коррекционные занятия» (25 минут), потом «Групповое занятие с детьми» (30 минут) и т.д. В итоге при подсчете общей рабочей нагрузки за день он вынужден сначала отдельно обозначить время для каждого занятия, а потом дополнительно высчитывать общее время, затраченное на реализацию фактически одной и той же формы работы.

Во-вторых, имеющиеся формы циклограмм не позволяют быстро произвести точный подсчет рабочего времени. Как уже отмечалось ранее, это, в первую очередь, связано с чрезмерно дробным заполнением циклограммы и трудоемкостью дальнейшего подсчета, что приводит к «случайной потере» минут. Дополнительным «мешающим» фактором выступает специфика шкалы времени — 1/60. Кроме этого, традиционно большая часть отчетной документации ведется в формате Word, поэтому любые подсчеты специалист вынужден производить в «ручном режиме», что, с учетом большого объема данных, невольно приводит к ошибкам, особенно при подведении итогов за неделю.

Помимо общего подсчета затраченного времени специфика деятельности педагога- психолога предполагает распределение рабочей нагрузки между часами практической и методической работы. Каждый раз при составлении циклограммы специалист должен спланировать работу так, чтобы непосредственное взаимодействие с участниками образовательного процесса занимало не менее 50% рабочего времени [4]. Отсутствие автоматизированной системы учета рабочего времени в ситуации одновременного учета этих двух показателей приводит к многочисленным ошибкам при заполнении недельной циклограммы.

В-третьих, для педагогов-психологов привычной является ситуация «свободного планирования» своего рабочего времени, когда часы практической деятельности не имеют конкретного наполнения и при необходимости заменяются методической работой. В первом случае один и тот же промежуток времени одновременно резервируется под разные формы работы с расчетом, что или одно, или другое нужно будет делать. Примером такого планирования служат ситуации, когда время отводится одновременно на консультативную работу с родителями и заполнение отчетно­нормативной документации. Другим вариантом является выделение времени (иногда до 2-х — 3-х часов в день) на работу по «предполагаемому» запросу, который сложно спрогнозировать в долгосрочной перспективе. В этой ситуации так же, как и в первом случае, практическая деятельность специалиста, как правило, заменяется методической работой, что автоматически приводит к нарушению баланса между практикой и теоретическими часами. Кроме этого, важно отметить, что даже если специалист заменяет несостоявшийся запрос на работу с обучающимися, то такая спонтанная замена не всегда гарантирует качество проводимого занятия. Ситуация усугубляется еще и тем, что на настоящий момент результативность и эффективность психолого-педагогической деятельности не имеет четких критериев оценки. Занятия по одной и той же тематике у разных специалистов имеют различное содержание и результативность. Поэтому при «авральном» планировании коррекционного воздействия специалист, не имея достаточно времени, чаще использует условные ориентиры, а значит, и условную результативность.

Таким образом, вариативность оформления представленных циклограмм педагогов- психологов ведет к сложностям расчета общей нагрузки и распределения часов практической и методической работы. Также отсутствие единого регламента ведения данного документа затрудняет административный контроль содержания деятельности специалистов службы психолого­педагогического сопровождения.

В связи с этим возникает необходимость унифицировать перечень форм деятельности педагогов-психологов в соответствии с основными трудовыми функциями [12] и разработать единую удобную в использовании форму недельной циклограммы учета рабочего времени.

В ходе аналитической работы кураторов проекта был выработан единый подход к определению общих формулировок различных форм работы специалистов. Сразу отметим, что такая трудовая функция, как «Психологическая профилактика», не выделяется нами отдельно, а включена в остальные формы работы согласно содержанию входящих в нее трудовых действий. Вся методическая работа (МР) была объединена в единую группу. Сюда были включены:

•           планирование деятельности — составление плана работ на текущий учебный год, а также ежедневное и еженедельное планирование с учетом изменяющихся условий реализации годового плана;

•           оформление и ведение отчетно-нормативной документации, отражающей содержание ежедневной профессиональной деятельности специалиста;

•           составление заключений и отчетов по итогам реализации годового плана работ (с учетом его изменений и дополнений);

•           разработка программ, рекомендаций (в т.ч. и психопрофилактических), мониторингов в соответствии с содержанием запланированной работы, а также с учетом текущих запросов администрации;

•           разработка совместно с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) и индивидуальных учебных планов (ИУП) в рамках реализации трудовой функции «Психолого­педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» [12];

•           обработка и анализ результатов всех видов работ, а именно: диагностической и коррекци­онно-развивающей;

•           экспертиза программ в рамках реализации трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» [12].

Вся практическая деятельность была объединена в 4 формы работы.

1.  Коррекционно-развивающая работа (КРР), реализуемая на индивидуальном, подгруппо­вом или групповом уровне с воспитанниками и обучающимися нижеследующих категорий.

•    С детьми, имеющими статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с детьми-инвалидами, а также детьми-инвалидами, имеющими статус ОВЗ. Работа с этими воспитанниками и обучающимися проводится в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в соответствии с разработанным индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ); а также согласно индивидуальной программе реабилитации / индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПР / ИПРА), если речь идет о ребенке с инвалидностью без статуса ОВЗ.

•   С обучающимися и воспитанниками, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [13]. Работа с данной категорией детей реализуется в соответствии с рекомендациями, представленными в заключении центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), либо согласно решению психолого-педагогического консилиума (ППк), организованного в образовательной организации. Также сюда мы относим различные превентивные (психопрофилактические) мероприятия, реализуемые совместно с педагогами.

2.   Психологическая диагностика (ПД), направленная на выявление возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников и обучающихся. Именно на основе полученных данных и с учетом рекомендаций ЦПМПК и ИПР/ ИПРА специалисты разрабатывают коррекционные программы работы с воспитанниками и обучающимися и выстраивают для них индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

3.   Психологическое консультирование и просвещение (ПКиП), направленное на работу со всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами и администрацией школы). Здесь мы объединили сразу две трудовые функции [12]: «консультирование» и «просвещение», — трудовые действия которых наделены единым смысловым содержанием. Так, например, педагог-психолог разъясняет необходимость применения здоровьесберегающих технологий и одновременно осуществляет информирование о формах и ресурсах своей профессиональной деятельности. Кроме этого, в ходе консультирования или просвещения специалист знакомит родителей, педагогов и администрацию:

•           с современными исследованиями в области психологии разных возрастов и в области профилактики социальной дезадаптации;

•           с основными условиями психического развития ребенка;

•           с факторами, препятствующими развитию личности обучающегося, и вариантами оказания психологической помощи.

4.  Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ОО (ПЭ) [12], в содержание которой включены:

•           выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся (в рамках реализации профилактических мероприятий);

•           реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

Таким образом, при формировании универсального перечня форм работ педагога-психолога нами были учтены все варианты их профессиональной деятельности в рамках реализации трудовых функций профессионального стандарта.

Следующим шагом в разработке единой циклограммы стал выбор формы ее представления. Как отмечалось ранее, традиционно для многих специалистов привычным форматом рабочей документации является Word. Однако, учитывая задачу точного подсчета рабочего времени и его распределения на методические часы и практику, команда кураторов приняла решение использовать программу Excel, позволяющую вносить формулы расчета и обеспечивающую автоматический подсчет числовых данных. В результате была сформирована таблица, которая включает в себя две смысловые части (пример циклограммы для понедельника представлен в табл. 1).

Таблица 1. Недельная циклограмма учета рабочего времени

время

содержание работы

распределение времени (мин.)

МР

практика

КРР

ПД

ПКиП

ПЭ

понедельник

08:30 — 9:30

ПКиП

 

 

 

60

 

9:30 — 12:30

МР

180

 

 

 

 

12:30 — 13:30

ПД

 

 

60

 

 

13:30 — 14:00

обед

 

 

 

 

 

14:00 — 16:00

ПЭ

 

 

 

 

120

итого за день (ч.)

7,0

3,0

0,0

1,0

1,0

2,0

4,0

 

Первая часть имеет привычный для педагогов-психологов вид. А именно: содержит информацию о видах работ (содержание работы), которые обозначаются через общие формулировки, и интервалах времени (время), предназначенных для их выполнения. Так, на примере представленной таблицы можно увидеть, что специалист в первый час (60 минут) своего рабочего времени проводит психологическое консультирование и просвещение (ПКиП). Следующие три часа (180 минут) работы педагога-психолога отводятся на реализацию методической работы (МР). Пятый час работы посвящен проведению психологической диагностики с обучающимися (ПД). Затем у специалиста тридцатиминутный обед, и последние два часа своего рабочего времени он использует на осуществление психологической экспертизы безопасности образовательной среды. Как следует из циклограммы, в этот день у педагога-психолога не предусмотрены коррекционно­развивающие занятия с воспитанниками и обучающимися (КРР). Таким образом, используя универсальные формулировки, можно достаточно быстро обозначить в циклограмме свою рабочую нагрузку.

Вторая часть таблицы является новшеством предложенной формы документа и предназначена для подсчета количества времени (в минутах), затраченного на каждый вид деятельности. Она включает в себя 5 столбцов: методическую работу (МР) и 4 варианта практики (коррекцион­но-развивающая работа — КРР, психологическая диагностика — ПД, психологическое консультирование и просвещение — ПКиП и психологическая экспертиза — ПЭ). Заполняя циклограмму, специалист параллельно вносит количество затраченных минут в соответствующие столбцы. Далее, благодаря заранее введенным формулам, осуществляется автоматический подсчет рабочего времени как по отдельным формам работ, так и за весь день в целом. При этом итоговые формулы подсчета сразу переводят минуты в часы. Такой подсчет производится как по каждому дню недели в отдельности, так и за неделю в целом. В итоге специалист может выявить неточности распределения времени и быстро определить, при планировании какого рабочего дня он допустил ошибку. Кроме этого, предложенный вариант автоматически исключает из подсчета обеденный перерыв.

Таким образом, предложенная форма недельной циклограммы позволяет специалисту:

1.         на понятном всем языке (с использованием универсальных формулировок) быстро и точно просчитывать время по каждой форме работы;

2.         видеть и контролировать соотношение времени, затраченного на практическую и методическую работу.

Администрации образовательной организации единая форма циклограммы дает возможность сопоставить рабочую нагрузку разных специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в ситуациях анализа и принятия управленческих решений.

В заключение отметим, что в апреле 2019 года данный вид циклограммы по согласованию с администрацией семнадцати образовательных учреждений города Москвы был внедрен в практику работы педагогов-психологов данных школ. По итогам проведенного в декабре 2019 года опроса среди заместителей директоров, новая форма недельной циклограммы получила высокую оценку эффективности. Согласно опросу, циклограмма используется не только педагогами- психологами, а также другими специалистами службы психолого-педагогического сопровождения: учителями-логопедами и учителями-дефектологами.

Таким образом, в данной статье нами предложена новая форма недельной циклограммы, которая позволяет решать следующие задачи в рамках организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников / обучающихся и их семей:

1.         унифицировать и наполнить конкретным и понятным содержанием формы работы педагога- психолога в рамках реализации трудовых функций профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)»;

2.         оптимизировать процесс планирования и учета рабочей нагрузки специалистами Службы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами);

3.         осуществлять административный контроль как содержательных, так и количественных показателей рабочей нагрузки каждого специалиста в контексте принятия управленческих решений.

Исходя из практики, следует отметить, что данный опыт носит универсальный характер и может быть применен как в крупных образовательных комплексах, так и в небольших школах.

 

Литература

  1. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71254376/ (дата обращения: 11.05.2020).
  2. Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254388/ (дата обращения: 11.05.2020).
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/71275174/ (дата обращения: 11.05.2020).
  4. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71314220/ (дата обращения: 11.05.2020).
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 11.05.2020).
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 11.05.2020).
  7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70466462/ (дата обращения: 11.05.2020).
  8. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.05.2020).
  9. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 11.05.2020).
  10. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 11.05.2020).
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 11.05.2020).
  12. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71166760/paragraph/1/highlight/ (дата обращения: 11.05.2020).
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/77687593/ (дата обращения: 11.05.2020).
  14. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 11.05.2020).

Информация об авторах

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: OltarzhevskayaLE@edu.mos.ru

Егупова Ольга Владимировна, начальник, отдел реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8660-5937, e-mail: EgupovaOV@edu.mos.ru

Кузнецова Анастасия Андреевна, начальник, отдел взаимодействия с образовательными организациями, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Желудова Александра Михайловна, кандидат психологических наук, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8128-7485, e-mail: ZheludovaAM@edu.mos.ru

Малахова Наталья Евгеньевна, педагог-психолог, Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы (ГБОУ «Марьинская школа № 1566»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9374-7418, e-mail: sinaps98@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 783
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 562
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5