Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе

357

Аннотация

В работе освещен теоретический материал психологических исследований в области интеллектуального развития дошкольников; приведены разработанные программы по-следних лет, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников — с целью обоснования целесообразности внедрения развивающей психолого-педагогической про-граммы «Школа ждет». Также в статье представлена модель интеллектуальной готов-ности дошкольников к обучению в школе. Среди компонентов модели выделены виды по-знавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), направ-ленные на формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе. К компонентам модели были подобраны специальные игры (задания), которые включены в содержание развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет». В ходе апробации развивающей программы выявлена положительная динамика развития познавательных процессов дошкольников.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, интеллектуальная готовность к обучению в школе, развитие восприятия, развитие памяти, развитие мышления, развитие воображения, развитие речи

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170302

Благодарности. Автор благодарит за помощь в разработке модели интеллектуальной готовности доктора психол. наук Л.С. Колмогорову.

Для цитаты: Печатнова Н.Б. Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 22–31. DOI: 10.17759/bppe.2020170302

Полный текст

 

 

В поправках к Конституции Российской Федерации в июне 2020 года (статья 67.1, ч. 3) [10] обозначены условия для гармоничного развития ребенка. А именно: «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей...» Для обеспечения выполнения статьи 67.1 Конституции Российской Федерации в рамках интеллектуального развития детей, а также соблюдения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (статья 64, п. 2) [20], определяющего требования к образовательным программам дошкольного образования: «образовательные программы дошкольного образования направленны на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования», — необходимо формировать у дошкольников интеллектуальную готовность к обучению в школе для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

При разработке развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет», направленной на формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе, нами были изучены: психологические исследования в области интеллектуального развития дошкольников; разработанные программы последних лет, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников.

Л.С. Выготский прослеживает в своих работах развитие таких компонентов модели интеллектуальной готовности дошкольника, как: воображение [3], мышление и речь. А также показывает их взаимосвязь [4].

Ф.А. Сохин, Т.В. Тарунтаева [15, с. 28-30] приводят результаты экспериментального исследования, направленного на формирование у детей подготовительной группы детского сада умения измерять и сравнивать предметы.

В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков (и др.) [16, c. 56-89] предложили концепцию оптимизации интеллектуального развития дошкольников в процессе освоения системных знаний, которая включает в себя в качестве подсистем знания из разных областей действительности, соответствующее построение педагогического процесса и направлена на оптимизацию освоения детьми содержания школьного образования.

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько [9, c. 8] провели исследование детей старшего дошкольного возраста и выявили, что ребенок в возрасте 6-7 лет способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением при условии, что обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов.

Л.А. Венгер [2, c. 184] считает, что развитие познавательной сферы дошкольников тесно связано с развитием интересов детей, формированием их познавательной мотивации на основе любознательности; развитием творческой активности и воображения; формированием определенных познавательных действий; формированием первичных представлений о себе, о других людях, об окружающем мире.

Л.С. Колмогорова, Е.С. Балабекян [8] в результате проведенного исследования выявили, что при использовании комплекта учебно-методических материалов «Мой мир», направленного на формирование познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности, обеспечение профилактики противоречий в развитии личности и корректировку неблагоприятных линий развития ее познавательной и эмоционально-волевой сфер, можно повысить уровень готовности детей к обучению в школе.

Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова [11, с. 1-11] экспериментально доказали идеи Л.С. Выготского о том, что в творчестве реализуются образы воображения, и пришли к выводу о возможности целенаправленного развития творчества в онтогенезе. Целенаправленное развитие творчества авторы связывают с театральной педагогикой, в которой обучение и воспитание реализуется с помощью театральных методов.

И.А. Самкова [19, с. 42-56] экспериментально подтвердила гипотезу о том, что развитие познавательной активности взаимосвязано с развитием наглядно-образного мышления и воображения.

Е.В. Куфтяк, Л.М. Ханухова, Е.В. Пойманова [12, с. 42-56] в ходе исследования готовности к обучению в школе дошкольников установили, что дошкольники билингвальной группы имеют более высокий уровень произвольного внимания и структурного мышления по сравнению с дошкольниками русскоязычной группы.

Е.Е. Клопотова, Ю.А. Романова [6, с. 32-40] в ходе проведенного исследования выявили различное влияние компьютерных игр разного жанра на развитие познавательных процессов дошкольников и установили, что уровень познавательного развития детей, умеренно играющих в компьютерные игры, практически по всем познавательным процессам превосходит уровень развития неиграющих и много играющих детей.

Приведенные выше психологические исследования в области интеллектуального развития дошкольников указывают на важность развития познавательных процессов дошкольников, их интеллектуальных умений при подготовке к обучению в школе.

Среди программ, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников, разработанных в последние годы, отметим следующие:

• рабочая программа развития психолого-педагогической службы в системе образования на 2019-2020 учебный год, представленная М.Ф. Жуковой [18, с. 7-21], включает в себя работу по проблемам интеллектуального развития детей психологической службой;

•           развивающая психолого-педагогическая программа М.Ю. Дворниковой [5, с. 128-130] частично направлена на развитие интеллектуальной сферы детей 6-7 лет в рамках подготовки к школе;

•           программа «Мой мир», частично направлена на развитие познавательных психических процессов детей 5-7 лет в рамках подготовки к школе [17].

При этом развивающей психолого-педагогической программы по формированию у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе на итоговых мероприятиях тематических недель детского сада — не разработано. Еженедельное же использование тематических недель детского сада в течение четырех лет (возраст 3-7 лет) для формирования у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе (с помощью комплекса специально подобранных игр (заданий)) позволит воспитателю повысить уровень интеллектуального развития детей и закрепить тематический материал детского сада.

В ходе работы над развивающей психолого-педагогической программой «Школа ждет» нами была спроектирована модель интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе (рис. 1). Под интеллектуальной готовностью к обучению в школе мы понимаем «достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада, сформированность общих интеллектуальных умений» [7, с. 55]. В данном определении среди познавательных процессов, помимо мышления, выделены: восприятие, память, воображение, речь, которые связаны с мышлением и между собой неразрывно.


Рис. 1. Модель интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе

Поэтому в основе представленной в нашей статье модели интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе лежат выделенные выше познавательные процессы, а также разработанная ранее модель интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к обучению в вузе [14, с. 38].

К компонентам представленной нами модели интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе были подобраны специальные игры (задания), которые были включены в содержание развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет» (см. табл. 1).

Таблица 1. Перечень специальных игр (заданий), направленных на формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе

Компонент модели

Игра (задание)

Развитие слухового восприятия

«Определи звуки», «Придумай сказку (рассказ, слова на заданный звук)», «Назови ласково (громко, тихо)», «Узнай по голосу», «Глухой телефон», «Назови лишнее», «Угадай по описанию», «Доскажи словечко», выполни графический диктант

Развитие зрительного восприятия

«Чего не хватает на рисунке?», «Что перепутал художник», «Чем похожи и чем отличаются», «Найди лишний предмет», «Найди лишнюю картинку», «Найди одинаковые картинки», «Запомни и нарисуй», «Дорисуй рисунок», «Раскрась картинку», «Раскрась картинку по номерам», «Перерисуй по клеточкам геометрическую фигуру», «Наведи порядок», «Детское лото», «Подбери пару», «Собери картинку» (кубики, пазлы), «Составь слово из предложенных букв по цифрам»

Развитие вкусового восприятия

«Угадай по вкусу»

Развитие обонятельного восприятия

«Угадай по запаху»

Развитие осязательного восприятия

«Чудесный мешочек»

Развитие кратковременной памяти

«Запомни и нарисуй», «Запомни и воспроизведи (пары слов, фразу, скороговорку, стихотворение, рассказ)», «Расскажи... (что видел, что изменилось и т.д.)», «Какая картинка подходит по смыслу», «Мемо»

Развитие долговременной памяти

Через 3-7 дней и более: «Расскажи. (что видел, что изменилось и т.д.)», «Повтори заученное (стихотворение, рассказ)», «Ответь на вопросы по пройденному материалу: кто? что? сколько? где? когда? как? куда? откуда? какой? и т.д.»; «Закрой глаза и опиши картину (событие), которую видел несколько дней назад», «Определи последовательность событий», «Наведи порядок», «Детское лото»

Развитие (приемы) опосредованного запоминания

«Запомни по картинкам (по схеме)», «Нарисуй рисунок к услышанному рассказу (стихотворению)», «Разложи по группам», «Ассоциации к словам», «Смысловой ряд» (лиса — нора, медведь — ...), «Наведи порядок»

Развитие логической памяти

«Дополни рассказ»

Развитие умения анализировать

«Чего не хватает на рисунке?», «Что перепутал художник», «Какая картинка подходит по смыслу», «Какой он? (опиши предмет)», «Дорисуй недостающую фигуру (картинку)», «Назови части, которые составляют целое», «Продолжи последовательность (предметов, узора, ряда цифр)», «Загадочная картинка»

Развитие умения синтезировать

«Угадай по описанию», «Собери картинку (кубики, пазлы)», «Назови целое»

Развитие умения сравнивать

«Чем похожи и чем отличаются?», «Подбери пару», «Подбери заплатку», «Разложи картинки по порядку», «Определи последовательность событий», «Исследователь», «Один — много», «Больше — меньше»

Развитие умения обобщать

«Назови одним словом»

Развитие умения классифицировать

«Назови лишнее», «Найди лишний предмет», «Найди лишнюю картинку», «Детское лото», «Разложи по группам», «Подбери картинки к обобщающим словам»

Развитие умения абстрагировать

«Опиши свойство или признак объекта»

Формирование понятий

«Ответь на вопросы по пройденному материалу: кто? что? сколько? где? когда? как? куда? откуда? какой? и т.д.», «Назови части, которые составляют целое», «Назови целое», «Ассоциации к словам», «Род — вид», «Вид — род», «Вид — вид», «Назови противоположные по значению слова (антонимы)», «Что пропущено?», «Опиши предмет по схеме», «Дай определение понятию», «Объясни смысл пословиц»

Развитие умения выносить суждение

«Назови причины событий», «Назови возможные следствия событий», «Верно или неверно?»

Развитие умения устанавливать аналогичную связь

«Смысловой ряд» (лиса — нора, медведь — ...)

Развитие умения делать индуктивные умозаключения

«Закончи предложение»

Развитие наглядно­действенного мышления

«Повтори действие» (движение, слепи, нарисуй, вырежи, сделай аппликацию, сделай коллаж), «Сделай по образцу» (слепи, нарисуй, начерти, вырежи), «Собери по схеме (картинке)»

Развитие наглядно­образного мышления

«Запомни и нарисуй», «Дорисуй рисунок», «Придумай и нарисуй», «Запомни по картинкам (по схеме)», «Дорисуй недостающую фигуру (картинку)», «На что похоже?», «Нелепицы» (что на картинке, не так нарисовано), «Кто больше знает о...?», «Отгадай загадку», «Создай фигуру из палочек (спичек, символов)», «Подбери части для фигуры»

Развитие словесно­логического мышления

«Назови лишнее», «Назови одним словом», «Разложи по группам», «Ассоциации к словам», «Составь рассказ по картинкам», «Дополни рассказ», «Доскажи словечко», «Цепочка», «Да, нет», «Что в сундуке?»

Развитие воображения

«Дорисуй рисунок», «Придумай и нарисуй», «Дорисуй недостающую фигуру (картинку)», «На что похоже?», «Отгадай загадку», «Создай фигуру из палочек (спичек, символов)», «Подбери части для фигуры», «Придумай сказку (рассказ, слова на заданный звук)», «Превращение (круг, квадрат, овал, прямоугольник)» при рисовании и лепке, «Нарисуй и не повторяйся», «Сложи оригами»

Развитие умения вести диалог

Сюжетно-ролевая игра (семья, больница, магазин, транспорт, парикмахерская, строители, кафе, почта), театральная игра

Развитие умения читать монолог

Театральная игра

Развитие устной речи

«Запомни и воспроизведи (пары слов, фразу, скороговорку, стихотворение, рассказ)», «Расскажи... (что видел, что изменилось и т.д.)», «Повтори заученное (стихотворение, рассказ)», «Придумай сказку (рассказ, слова на заданный звук)», «Закрой глаза и опиши картину (событие), которую видел несколько дней назад», «Какой он? (опиши предмет)», сюжетно-ролевая игра, театральная игра

Развитие предпосылок письменной речи и графических умений

Обведи по контуру, перерисуй по клеточкам геометрическую фигуру, выполни графический диктант, напиши слово (предложение, письмо) печатными буквами

 

Первые результаты апробации развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет» во второй младшей группе (возраст 3-4 года) показали, что программа создает у детей позитивную установку на обучение и способствует познавательной активности детей.

Для определения эффективности развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет» при апробации программы в подготовительной к школе группе, нами была использована диагностическая программа «Готовность к школе» Л.С. Колмогоровой [12] в начале и в конце учебного года. Результаты диагностики показали положительную динамику развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) детей. В дальнейшем планируется продолжить проведение апробации программы в течение более длительного времени, начиная со старшей и средней групп детского сада.

Данная развивающая программа является дополнением к образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) [13].

В заключение хочется отметить, что использование развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет» воспитателями на мероприятиях тематических недель детского сада поможет психологу осуществлять работу по интеллектуальному развитию дошкольников, кроме этого, программа может быть полезна родителям или гувернерам для занятий с детьми, находящимися на домашнем обучении.

 

Литература

  1. Вариативные модели предшкольной подготовки детей на региональном уровне: Коллективная монография / Майер А.А. [и др.]. Барнаул: АлтГПА, 2012. 234 с.
  2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. 180 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
  5. Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. 358 с.
  6. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 32–40. DOI:10.17759/bppe.2020170104
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  8. Колмогорова Л.С., Балабекян Е.С. Опыт предшкольной подготовки на примере программы «Мой мир» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1 (69). С. 130–136.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.08.2020).
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно-исторический подход [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2019110101.
  12. Куфтяк Е.В., Ханухова Л.М., Пойманова Е.В. Исследование готовности к обучению в школе детей в билингвальной среде [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Том 22. № 2. C. 455–462. DOI:10.21603/2078-8975-2020-22-2-455-462
  13. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 352 с.
  14. Печатнова Н.Б. Прогнозирование успешности учения в вузе выпускников общеобразовательной школы: Дисс. … канд. пед. наук. Барнаул, 2009. 279 с.
  15. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.Л. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1977. 160 с.
  16. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  17. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5–6 лет / Колмогорова Л.С. [и др.]. Барнаул: АлтГПА, 2013. 62 с.
  18. Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог лучших практик работы с детством — 2019: Коллективная монография. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 297 с.
  19. Самкова И.А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 42–56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110104
  20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.08.2020).

Информация об авторах

Печатнова Надежда Борисовна, кандидат педагогических наук, воспитатель, Детский сад № 48 (МБДОУ «Детский сад № 48»), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3376-4264, e-mail: nadezhda.pechatnova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 749
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 357
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 9