Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9565Новости 1880Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Программа коррекции школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии «Я и мы» 41

|

Дунская Т.П.
педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Советского района г. Челябинска (МАУ «ЦППМСП Советского района г. Челябинска») , Челябинск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6739-3329
e-mail: pmpk74sov@mail.ru

Аннотация

В последнее время все более актуальной проблемой современной школы, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема социальной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию школьника, его социализации и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Повсеместно отмечается возрастание в школе количества детей с признаками социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватной форме ориентировки ребенка в школьной жизни (в позиции школьника) и в учебной деятельности, в непродуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в слабом уровне способности к саморегуляции своей деятельности, в школьной неуспеваемости, в высоком уровне школьной тревожности, агрессивности и негативном эмоциональном отношении к школе. Наряду с явными проявлениями социальной дезадаптации широко распространены и ранние ее признаки, такие как повышенная школьная тревожность, завышенная или заниженная самооценка, снижение учебной мотивации на фоне хорошей успеваемости и дисциплинированности, которые в силу «завуалированности» часто не привлекают к себе внимание педагогов и психологов. Социально неадаптированные дети кажутся ленивыми, недисциплинированными, интеллектуально неразвитыми, несамостоятельными и упрямыми, своевольными, плохо управляемыми. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя конструктивно, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у школьника отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, служит поводом для возникновения конфликтов со взрослыми и сверстниками. В связи с этим актуальной является задача поиска педагогически эффективных методов воспитания, видов и форм деятельности, соответствующих физическому и психическому развитию младших школьников, способствующих формированию и развитию социального опыта и качеств личности, которые помогли бы ребенку выстроить адекватные отношения с окружающей средой, то есть выступили бы факторами социальной адаптации. На сегодняшний день в ряде стран имеется значительный опыт применения арт-терапии в работе с детьми и подростками, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии. Имеются многочисленные подтверждения эффективности использования этой техники в школах, где она выступает как средство не только оздоровления и коррекции, но и развития. Основной целью внедрения арт-терапии в школы является адаптация детей (в том числе страдающих эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения, повышение их академической успеваемости. Арт-терапевтическая программа «Я и Мы» позволяет на ранних этапах выявить детей группы риска развития эмоциональных и поведенческих проблем и способствует формированию у учащихся психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации. Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с личностной сферой ребенка к особенностям и условиям работы с детьми, имеющими психологические проблемы, в условиях образовательного учреждения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера / Под ред. А.И. Копытина. СПб: Скифия-принт, 2017. 532 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  3. Искусствотерапия: Учебное пособие / Под ред. К. Мартинсоне. СПб: Речь, 2014. 351 с.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб: Речь, 2006. 160 с.
  5. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 208 с.
  6. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2015. 526 с.
  7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2014. 197 с.
  8. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003. 256 с.
  9. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2012. 198 с.
  10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб: Речь, 2004. 248 с.
  11. Мухина В.С. Детская психология: Учебник. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
  12. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2014. 328 с.
  13. Николаева Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие. СПб: Питер. 2010. 240 с.
  14. Новосельцева А.А., Ворфоломеева О.А. Ребенок в мире общения // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 63–65.
  15. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб: Речь, 2002. 688 с.
  16. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие. М.: Академия, 2003. 144 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика