Организация и развитие психологической службы в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года

152

Аннотация

Программа-проект «Организация и развитие психологической службы в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года» содействует организации, систематизации и развитию деятельности психологических служб в системе профессионального образования Томской области. В системе профессионального образования Томской области на сегодняшний день осуществляют свою деятельность социально-психологические службы, службы медиации, службы примирения, службы психологического сопровождения и др., куда входит достаточно узкий круг специалистов (педагоги-психологи, социальные педагоги). Программа-проект реализуется по следующим направлениям: психологическое, социальное, образовательное. Важное преимущество программы-проекта состоит в возможности создания модели профессионального психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях и ее интеграции в деятельность психологических служб профессиональных образовательных организаций Томской области.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба, развитие психологической службы в системе образования, педагоги-психологи, психологическая помощь, систематизация, система профессионального образования

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170410

Для цитаты: Сенник Л.В., Михеева И.В. Организация и развитие психологической службы в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 105–111. DOI: 10.17759/bppe.2020170410

Полный текст

 

 

Описание целей и задач программы

Цель программы: создание модели профессионального психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях и ее интеграция в деятельность психологических служб профессиональных образовательных организаций.

Задачи программы:

•       разработка и реализация модели психологической службы ПОО; совершенствование нормативной, учебно-методической, организационно-управленческой, диагностической и информационной базы психологических служб;

 

•           повышение уровня профессионального роста педагогов-психологов;

•           оказание доступной и эффективной профессиональной психологической помощи участникам образовательного процесса в ПОО;

•           совершенствование материально-технической базы.

Отличительные особенности программы

Образовательные ресурсы: методическое обеспечение (пособия профессиональной направленности, журналы, диагностический инструментарий), интернет-ресурсы.

Кадровые ресурсы: научные руководители, методисты, преподаватели психологических дисциплин, педагоги-психологи.

Социальный ресурс: сотрудничество, ответственность, компетентность.

В рамках реализации программы предполагается межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики, общественными организациями:

•           Федеральный центр психологической службы (участие во всероссийских и международных конференциях, повышение профессионального уровня специалистов психологических служб через вебинары, семинары, методические рекомендации и др., участие во всероссийских конкурсах);

•           Региональный ресурсный центр оказания психологической помощи (обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации специалистов психологических служб, участие в сетевых площадках, ежегодное участие для обмена опытом в «Неделе психологии», участие в региональных этапах всероссийских конкурсов, индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности специалистов психологических служб, супервизорские встречи специалистов психологических служб, участие в обучающих семинарах, вебинарах, конференциях регионального уровня);

•           МАУ ЦПСА «Семья» (психологические консультации для обучающихся и родителей, проведение семейных консультаций, проведение семинаров для преподавателей, кураторов);

•           ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», Фонд «Сибирь-СПИД-Помощь», ТОРОО «ПроЗдоровье», Фонд «АнтиСПИД» (видеолектории, информационные беседы, информационные палатки);

•           ОГБУЗ «ТОНД» (информационные беседы).

В настоящее время выпускник профессионального образовательного учреждения должен иметь не только базу знаний, умений и навыков, но и быть психологически подготовленным к будущей трудовой деятельности: уметь работать в режиме многозадачности, быть стрессоустойчи­вым, коммуникабельным, эмпатичным и др. Образовательная среда должна развивать не только профессиональные компетенции студентов, но и их личностные особенности. Психологическая служба осуществляет необходимое психологическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: решает задачи по созданию психологической безопасности образовательного процесса, поддержанию психического здоровья его участников, развитию личности в среде.

Обучающиеся ПОО сталкиваются с такими проблемами, как профессиональное и личностное самоопределение, решая которые могут встречаться с чувством одиночества, эмоциональными расстройствами, потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний. Последствия этого самые различные: нежелание осваивать профессию, разрыв дружеских связей, уход в себя, появление зависимостей и даже суицид.

В последнее время лишь 10-15% студенческой популяции могут считаться полностью здоровыми. Хронические соматические заболевания провоцируют возникновение психологического дискомфорта, действуя как дезадаптирующий или психотравмирующий фактор, затрудняющий процесс обучения.

Все     это      подчеркивает      значимость психологического сопровождения учебно­ профессиональной деятельности студентов в профессиональной образовательной организации.

В ПОО Томска и Томской области был проведен мониторинг состояния психологических служб, который показал, что в большинстве профессиональных образовательных организаций отмечается:

•            недостаточная разработанность нормативной правовой базы деятельности педагога- психолога;

•            неравномерность уровня и качества оказания профессиональной психологической помощи, применения диагностического инструментария;

•             отсутствие необходимого количества педагогов-психологов;

•            отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов работы психологических службы;

•            несформированность единой системы взаимодействия при оказании профессиональной психологической помощи в профессиональных образовательных организациях.

Этапы реализации программы

Программа включает в себя 3 этапа: организационный, деятельностный и аналитический.

Содержание программы

I    этап — организационный.

1.    Изучение нормативно-правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психологической службы.

2.    Издание Приказа о создании психологической службы.

3.    Разработка и утверждение Положения о психологической службе.

4.    Информирование участников образовательного процесса ПОО о направлениях работы психологической службы.

II    этап — деятельностный.

1.    Запуск и работа психологической службы по направлениям.

2.    Пропедевтическое направление: эта деятельность направлена на повышение психологической компетентности участников образовательного процесса ПОО. В рамках направления реализуется следующее:

•             актуализация и систематизация имеющихся знаний;

•             повышение уровня психологических знаний;

•             включение имеющихся знаний в структуру деятельности личности;

•            проведение систематизированного психологического просвещения педагогов и родителей (законных представителей);

•            участие обучающихся ПОО в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях, олимпиадах) в течение учебного года.

3.    Диагностическое направление: эта деятельность направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся ПОО. Среди задач, которые реализуются в рамках данного направления работы, можно выделить следующие:

•             проведение диагностического минимума со студентами нового набора;

•            мониторинг развития профессионально значимых качеств студентов и их социально­психологической зрелости;

•           выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадап­тации студентов;

•           изучение особенностей психологического климата в учебных студенческих группах, а также внутригруппового статуса и социальных ролей студентов в группах.

4.   Консультативное направление: эта деятельность направлена на психологическую помощь обучающимся, их родителям, законным представителям и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования. Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, осуществляемый, в первую очередь, для обеспечения необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для адекватной социально-психологической адаптации. Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:

•           по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных обучающихся или групп обучающихся;

•           профориентационное консультирование обучающихся;

•           оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, которые находятся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

•           помощь в организации эффективного детско-родительского общения.

Основные условия консультативного взаимодействия — это безоценочное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия. Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя в той степени, что дает ему возможность самостоятельно решить свои проблемы.

5.    Профилактическое направление: эта деятельность направлена на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся ПОО, а также создание психологических условий, максимально благоприятных для развития. Среди задач, которые реализуются в рамках данного направления работы, можно выделить следующие:

•           оказание психологической поддержки развития личности обучающихся с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога- психолога, кураторов и других специалистов образовательного учреждения;

•           организация и проведение семинаров, мероприятий для кураторов и преподавателей по вопросам психологических особенностей обучающихся, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии

•           предупреждение возможных девиаций поведения обучающихся;

•           оказание психологической помощи и поддержки педагогам, а также другим специалистам, с целью профилактики эмоционального / профессионального выгорания;

•           содействие творческому развитию одаренных детей;

•           оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья;

•           осуществление психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

•           проведение профилактических мероприятий (беседы, видеолектории, информационные палатки и т.д.) для снижения девиантного и асоциального поведения.

6.    Коррекционно-развивающее направление: эта деятельность направлена на создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всех нуждающихся обучающихся ПОО через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, наблюдений кураторов, педагогов, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы обучающихся, которые нуждаются в коррекционной поддержке по следующим направлениям:

•           коррекция межличностных отношений обучающихся в группах;

•           содействие преодолению кризисных периодов в жизни обучающихся;

•           содействие в определении жизненных планов обучающихся, в прояснении временной перспективы, в личностном и профессиональном самоопределении;

•           проведение тренингов разной направленности в течение учебного года.

7.    Методическое направление: эта деятельность направлена на накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования.

Реализация данного направления обеспечивает педагогов-психологов необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ.

Все перечисленные направления реализуются на основании этических принципов деятельности психолога:

•           принцип   конфиденциальности;

•           принцип   компетентности;

•           принцип   ответственности;

•           принцип   этической и юридической правомочности;

•           принцип   квалификационной пропаганды психологии;

•           принцип   благополучия клиента;

•           принцип   профессиональной кооперации.

III    этап — аналитический.

1.    Заключительный мониторинг деятельности психологических служб в ПОО.

2.    Оценка эффективности проведения психолого-педагогической работы по направлениям в СПО.

 

Литература

  1. Васильева И.В. Организация психологических служб. Учебное пособие: Монография. М.: Флинта, 2013. 143 c.
  2. Леонтьева В.Л. Психология: Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт. 2019. 152 с.
  3. Психология образования: лучшие практики работы с детством. XV Международная научно-практическая конференция. Москва, 20–22 ноября 2019 года: Сборник материалов. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 202 с.
  4. Распоряжение ДПО ТО от 13.08.2019 г. № 277 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации концепции развития психологических служб в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // ТОИПКРО. URL: https://toipkro.ru/ content/files/documents/podrazdeleniya/pip/Rasporyazhenie_ob_utverzhdenii_Plana_meropriyatij_po_realizaczii_konczenczii_razvitiya_psixologicheskoj_sluzhby__v_sisteme_obrazovaniya_Tomskoj_oblasti_na_period_do_2025_goda.pdf (дата обращения: 25.09.2020).
  5. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. 416 с.
  6. Юркова Н.В. Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС. М.: Учитель, 2018. 110 с.

Информация об авторах

Сенник Людмила Викторовна, методист, Региональный центр развития профессиональных компетенций (ОГБУДПО «РЦРПК»), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1967-5038, e-mail: mila.sennik@gmail.com

Михеева Ирина Валентиновна, педагог-психолог, Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг (ОГБПОУ «КИПТСУ»), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1024-3167, e-mail: 1-77777@mail2000.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 394
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 152
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1