Условия развития рефлексивных способностей как ресурс развития самоопределения студентов психолого-педагогических специальностей

170

Аннотация

Развитие рефлексивных способностей студентов является важным условием развития профессиональной компетентности будущих специалистов, влияющим на жизненное и профессиональное самоопределение обучающихся вузов. В статье представлено описание условий развития рефлексивных способностей студентов организаций высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям «Образование и педагогические науки» и «Психологические науки»: рефлексивная среда как система условий, благоприятных для развития интеллектуальной и личностной сфер обучающихся; рефлексивная деятельность, направленная на развитие навыков анализа и оценки личностных стратегий и действий; четкая система оценивания качества выполнения рефлексивных заданий и работ; психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения студентов. Отмечается, что создание перечисленных выше условий требует определенных ресурсов, в том числе квалификации сотрудников вуза в области организации развивающей образовательной среды образовательного учреждения, материально-технических и организационных условий, наличия у вуза расширенной сети социальных партнеров.

Общая информация

Ключевые слова: самоопределение, самоопределение в юношеском возрасте, рефлексия, условия развития рефлексии в вузе

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170412

Для цитаты: Умняшова И.Б. Условия развития рефлексивных способностей как ресурс развития самоопределения студентов психолого-педагогических специальностей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 120–129. DOI: 10.17759/bppe.2020170412

Литература

  1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Профессионально-ориентированная практика магистрантов в структуре модуля «Психологическая диагностика обучающихся» основной профессиональной образовательной программы «Школьная психология» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 2. С. 69–80.
  2. Андрущенко Т.Ю., Шубина А.С. Комплексные ситуационные задачи в оценке образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» в магистерской программе «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. С. 105–114. DOI:10.17759/psyedu.2016080310
  3. Бережнова О.В., Энн Е.А. Рефлексия как условие саморазвития личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 61–64.
  4. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 148–159. DOI:10.17759/psyedu.2018100313
  5. Калюжин П.В. Рефлексия как компонент механизма самоопределения // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 16 мая 2016 г). Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. С. 45–66.
  6. Корнилова О.А. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2009. 21 с.
  7. Крицкий А.Г., Сигачева Н.П. Психодиагностика в поддержке юношеского самоопределения: культурно-историческая перспектива // Грани познания. 2018. № 4 (57). С. 20–25.
  8. Крицкий А.Г., Чижо Н.Ю. Учитель как субъект деятельности: формирование на этапе профессионального образования // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 7–10.
  9. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 105–126.
  10. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. Минск: Книжный Дом А.А. Грицанов, 1999 // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/ (дата обращения: 14.05.2020).
  11. 11.     Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: Учебник и практикум для вузов / Под общ. ред. А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2020. 422 с.
  12. Романова М.В. Профессиональная рефлексия студентов педагогов-психологов: методологический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 381.
  13. Романова М.В., Ледовских И.А. Методы развития профессиональной рефлексии у будущих психологов в условиях вуза [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 68–71. DOI:10.24158/spp.2017.12.14
  14. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. М.: Эксмо, 2005 // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/ (дата обращения: 14.05.2020).
  15. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: Методическое пособие / Под ред. С.В. Алехиной. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 160 с.
  16. Умняшова И.Б. Критерии оценивания рефлексивных заданий в процессе подготовки студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. №1 (13). С. 41–49.
  17. Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании // Вестник практической психологии образования. 2006. №3. С. 49–53.
  18. Умняшова И.Б. Развитие способности к рефлексивной самооценке компетенций у студентов вуза // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 28–29 марта 2019 г. / Под науч. ред. В.И. Казаренкова, М.А. Рушиной: В 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2019. С. 56–61.
  19. Умняшова И.Б. Рефлексивный дневник как ресурс развития профессиональных компетенций у студентов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29–30 марта 2018 г. / Под науч. ред. В.И. Казаренкова: В 2 ч. Ч. 2. М.: РУДН, 2018. C. 197–201.
  20. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Развитие проективных и рефлексивных способностей студентов вузов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 21–22 апреля 2016 г. / Под науч. ред. В.И. Казаренкова, М.А. Рушиной: В 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2016. С. 538–543.
  21. Ушева Т.Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в учебном процессе вуза: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 24 с.
  22. Федосеева Т.Е., Иванова И.А., Куликова Т.А. Развитие рефлексивных способностей учащихся как фактора их самоопределения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76357 (дата обращения: 07.10.2020).
  23. Царапкина Ю.М., Казанина К.Д. О роли рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении личности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С.186–189.
  24. Эйдельман Г.Н. Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 82–94. DOI:10.17759/exppsy.2016090207

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 543
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 170
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 9