Умняшова И.Б. кандидат психологических наук, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362 e-mail: mofpor@gmail.com
Развитие рефлексивных способностей студентов является важным условием развития профессиональной компетентности будущих специалистов, влияющим на жизненное и профессиональное самоопределение обучающихся вузов. В статье представлено описание условий развития рефлексивных способностей студентов организаций высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям «Образование и педагогические науки» и «Психологические науки»: рефлексивная среда как система условий, благоприятных для развития интеллектуальной и личностной сфер обучающихся; рефлексивная деятельность, направленная на развитие навыков анализа и оценки личностных стратегий и действий; четкая система оценивания качества выполнения рефлексивных заданий и работ; психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения студентов. Отмечается, что создание перечисленных выше условий требует определенных ресурсов, в том числе квалификации сотрудников вуза в области организации развивающей образовательной среды образовательного учреждения, материально-технических и организационных условий, наличия у вуза расширенной сети социальных партнеров.
Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Профессионально-ориентированная
практика магистрантов в структуре модуля «Психологическая диагностика
обучающихся» основной профессиональной образовательной программы «Школьная
психология» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по
психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 2. С. 69–80.
Андрущенко Т.Ю., Шубина А.С. Комплексные ситуационные задачи в
оценке образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика
обучающихся» в магистерской программе «Школьная психология» [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. С. 105–114.
DOI:10.17759/psyedu.2016080310
Бережнова О.В., Энн Е.А. Рефлексия как условие саморазвития личности
// Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 61–64.
Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Проблема личностного
самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного
подхода [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018.
Том 10. № 3. С. 148–159. DOI:10.17759/psyedu.2018100313
Калюжин П.В. Рефлексия как компонент механизма самоопределения //
Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XVIII
Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 16 мая 2016 г).
Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. С. 45–66.
Корнилова О.А. Формирование профессиональной рефлексии будущего
специалиста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2009. 21 с.
Крицкий А.Г., Сигачева Н.П. Психодиагностика в поддержке юношеского
самоопределения: культурно-историческая перспектива // Грани познания. 2018. №
4 (57). С. 20–25.
Крицкий А.Г., Чижо Н.Ю. Учитель как субъект деятельности:
формирование на этапе профессионального образования // Начальная школа плюс до
и после. 2013. № 1. С. 7–10.
Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных
образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии
с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации
деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая
наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 105–126.
11. Психолого-педагогическое взаимодействие
участников образовательного процесса: Учебник и практикум для вузов / Под общ.
ред. А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2020. 422 с.
Романова М.В. Профессиональная рефлексия студентов
педагогов-психологов: методологический аспект // Современные проблемы науки и
образования. 2012. № 2. С. 381.
Романова М.В., Ледовских И.А. Методы развития профессиональной
рефлексии у будущих психологов в условиях вуза [Электронный ресурс] //
Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 68–71.
DOI:10.24158/spp.2017.12.14
Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия [Электронный
ресурс]. М.: Эксмо, 2005 // Академик. URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/ (дата обращения:
14.05.2020).
Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие
преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации
современных ФГОС общего образования: Методическое пособие / Под ред. С.В.
Алехиной. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 160 с.
Умняшова И.Б. Критерии оценивания рефлексивных заданий в процессе
подготовки студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» //
Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. №1 (13).
С. 41–49.
Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном
образовании // Вестник практической психологии образования. 2006. №3. С.
49–53.
Умняшова И.Б. Развитие способности к рефлексивной самооценке
компетенций у студентов вуза // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы:
материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН,
28–29 марта 2019 г. / Под науч. ред. В.И. Казаренкова, М.А. Рушиной: В 2
ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2019. С. 56–61.
Умняшова И.Б. Рефлексивный дневник как ресурс развития
профессиональных компетенций у студентов // Высшая школа: опыт, проблемы,
перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции.
Москва, РУДН, 29–30 марта 2018 г. / Под науч. ред. В.И. Казаренкова:
В 2 ч. Ч. 2. М.: РУДН, 2018. C. 197–201.
Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Развитие проективных и рефлексивных
способностей студентов вузов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы:
материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 21–22
апреля 2016 г. / Под науч. ред. В.И. Казаренкова, М.А. Рушиной: В 2 ч. Ч. 1.
М.: РУДН, 2016. С. 538–543.
Ушева Т.Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений
студентов в учебном процессе вуза: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.
Новокузнецк, 2010. 24 с.
Федосеева Т.Е., Иванова И.А., Куликова Т.А. Развитие рефлексивных
способностей учащихся как фактора их самоопределения [Электронный ресурс] //
Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76357 (дата обращения: 07.10.2020).
Царапкина Ю.М., Казанина К.Д. О роли рефлексивных технологий в
профессиональном самоопределении личности // Казанский педагогический журнал.
2016. № 1 (114). С.186–189.
Эйдельман Г.Н. Особенности жизненной позиции при различных уровнях
психологического благополучия у современной молодежи [Электронный ресурс] //
Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 82–94.
DOI:10.17759/exppsy.2016090207