Положение о Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2020

45

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Для цитаты: Положение о Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2020 [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 153–160. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2020_n4/aplication_3 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

 

Положение

о Всероссийском конкурсе лучших
психолого - педагогических программ и технологий
в образовательной среде - 2020

Настоящее Положение определяет цели и задачи Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2020 (далее — Конкурс), порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

I.    Общие положения

1.1.    Конкурс проводится Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» в соответствии с пунктом 1.10 Плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного и.о. Министра образования и науки 11 мая 2018 года.

1.2.    Конкурс является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полную реализацию творческого потенциала психологов образования России, развитие службы практической психологии в системе образования, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности, конкурентоспособности российского образования.

1.3.    Основными принципами проведения Конкурса являются открытость, прозрачность критериев оценивания, коллегиальность принятия решений, равенство условий для всех участников.

1.4.    Информация о Конкурсе размещается на сайте Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» https://www.rospsy.ru.

II.    Цели и задачи Конкурса

2.1.    Конкурс проводится с целью повышения качества психолого-педагогических программ и технологий, реализуемых в системе образования Российской Федерации.

2.2.    Задачами Конкурса являются:

•           совершенствование организации психологической работы на всех уровнях образовательной практики и развитие профессионализма психологов образования в решении проблем подрастающего поколения;

•           развитие информационного и методического обеспечения психологической работы в сфере образования и социальной сфере;

•           развитие новых форм совместной деятельности организаций социальной сферы в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

III.    Организационный комитет Конкурса

3.1.    Для организации, проведения, а также информационно-технического обеспечения Конкурса создается организационный комитет Конкурса (далее — Оргкомитет Конкурса), в состав которого входят представители Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», а также представители образовательных организаций и центров психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи, имеющих опыт в организации и проведении аналогичных всероссийских мероприятий.

3.2.    Оргкомитет конкурса: обеспечивает публикацию актуальной информации о подготовке мероприятия на странице Конкурса на официальном сайте Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» https://www.rospsy.ru; разрабатывает критерии оценивания конкурсных работ; определяет требования к оформлению конкурсных работ; создает Экспертный совет; определяет порядок, форму, место и дату подведения итогов конкурса.

3.2.    Решения Оргкомитета Конкурса принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколом и утверждаются председателем Оргкомитета Конкурса.

IV.    Участники Конкурса

4.1.    На Конкурс принимаются апробированные на практике программы и технологии с обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим профессиональную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, подготовленные как отдельным автором, так и авторскими коллективами.

4.2.   На Конкурс не принимаются программы и технологии, номинированные к участию в Конкурсе в предыдущие годы и занявшие призовые места.

4.3.    Участники Конкурса обязаны предоставить полный комплект конкурсной документации в установленные Оргкомитетом сроки.

V.    Экспертный совет Конкурса

5.1.    Для проведения экспертной оценки представленных программ и технологий Оргкомитетом создается Экспертный совет Конкурса.

5.2.   В состав Экспертного совета входят ведущие ученые и практики в области психологии и педагогики, имеющие опыт работы по проведению экспертизы конкурсных работ.

5.3.    Решение Экспертного совета оформляется протоколом и подписывается председателем.

VI.    Сроки и этапы проведения Конкурса

6.1.    Конкурс проводится в два этапа.

I этап (отборочный) проводится образовательными организациями, центрами психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи, учреждениями реабилитации и образования, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдвигающими программы и технологии на Конкурс, при поддержке региональных отделений Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (по согласованию).

Срок проведения: не позднее 25 октября 2020 г.

Место проведения: субъекты Российской Федерации.

Образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, учреждения реабилитации и образования, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в срок до 25 октября 2020 года выдвигают программы и технологии с обоснованной эффективностью, соответствующие требованиям современной образовательной практики и условиям Конкурса, для участия во втором этапе конкурса; региональные отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (при их наличии) составляют отзывы на конкурсные программы и технологии.

II этап (экспертный) проводится Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России».

Срок проведения: не позднее 18 декабря 2020 г.

Место проведения: город Москва.

Программы и технологии, направленные на участие во втором этапе Конкурса, проходят экспертизу в Экспертном совете Конкурса.

Итоги Конкурса подводятся в рамках научно-практического мероприятия всероссийского уровня (не позднее декабря 2020 года).

VII.   Номинации Конкурса

7.1.   Конкурс проводится по следующим номинациям:

1.   Программы развития психологической службы — программы и модели организации работы психологической службы в системе образования, обеспечивающие эффективность решения задач совершенствования и развития психолого-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам, а также условия для развития профессиональных команд педагогов, педагогов- психологов.

2.   Профилактические психолого-педагогические программы — программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

3.   Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся — программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде.

4.   Программы коррекционно-развивающей работы — программы, направленные на поддержку педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации; участие в создании инклю­зивной среды образовательной организации; сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

5.   Развивающие психолого-педагогические программы — программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие кре­ативности (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

6.   Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний по вопросам обучения, воспитания, развития детей, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с различными категориями обучающихся.

7.   Программы индивидуализации педагогической деятельности — программы и технологии реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных маршрутов в зависимости от нозологии, степени ограничений, психофизиологических особенностей, особенностей поведения, способностей и образовательных потребностей, направленные на оказание своевременной квалифицированной помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, а также реабилитационной помощи.

8.      Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса — комплекс методов, способов и форм психолого-педагогической работы по обеспечению благоприятных условий для личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, в том числе во взаимодействии с другими специалистами.

VIII.    Требования к содержанию и оформлению конкурсной документации

8.1.   Для участия в Конкурсе участник заполняет электронную заявку на сайте Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» https://www.rospsy.ru и направляет на электронный адрес Оргкомитета Конкурса fpor@rospsy.ru комплект конкурсной документации в следующем составе:

•           сканированная копия заявления на участие в Конкурсе (форма представлена в Приложении 1);

•           программа (технология), выдвигаемая на Конкурс, в электронном виде в формате docx (требования к структуре программы (технологии) изложены в Приложении 2);

•           внешняя рецензия на программу (технологию);

•           решение образовательной организации / центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи / центра реабилитации и образования / организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выдвижении программы (технологии) на Конкурс.

Рекомендуется также в комплекте конкурсной документации направление отзыва регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» на конкурсную программу (технологию).

8.2.   Пакет документов предоставляется в Оргкомитет конкурса в электронном виде на электронный адрес fpor@rospsy.ru. В названии электронного письма необходимо указать наименование конкурса («Заявка на участие в Конкурсе «Лучшие психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде»).

IX.   Подведение итогов Конкурса и награждение победителей

9.1.   Экспертный совет осуществляет оценку программ и технологий, принятых к участию в Конкурсе, на основании установленных критериев (Приложение 3).

По результатам экспертной оценки каждой конкурсной программы и технологии составляется протокол экспертной оценки, в который заносятся результаты оценивания в баллах. Протокол подписывает председатель Экспертного совета.

9.2.   При подведении итогов Оргкомитет определяет лауреатов и победителей конкурса по каждой номинации. Решение Оргкомитета оформляется «Протоколом подведения итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2020». Протокол утверждает председатель Оргкомитета.

9.3.   Для определения лауреатов второго (федерального) этапа Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2020 Экспертный совет Конкурса устанавливает проходной балл и утверждает список лауреатов Конкурса.

9.4.   Программам-лауреатам присваивается гриф «Рекомендовано общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Программы-лауреаты размещаются на сайте организатора Конкурса с обязательным указанием авторства.

9.5.    Программы-победители (программы, набравшие наибольшее количество баллов) рекомендуются к включению в реестр лучших практик работы с детством с доказанной эффективностью, формируемый в соответствии с Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (п. 129 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06 июля 2018 г. № 1375-р), и направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации, а также распространяются и другими способами с обязательным указанием авторства.

9.6.    Лауреаты и победители конкурса награждаются памятными дипломами.

X.    Финансирование Конкурса

10.1.   Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств организационных вносов.

Размер организационного взноса составляет 5 000 рублей за участие в Конкурсе одной программы (технологии).

Формы финансовых документов размещены на сайте https://www.rospsy.ru в разделе «Проекты ФПО России» — «Конкурс программ и технологий - 2020».

 

Приложение 1.

В Оргкомитет Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2020

ЗАЯВЛЕНИЕ

Автор (авторский коллектив в составе)______________________________________________

(ФИО полностью)

направляет для участия во Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2020 в номинации

программу (технологию) «».

Практическая апробация указанной программы (технологии) проведена с

«___ »20______________ г. по «___ »20_______________ г. в

(название организации)

Решение организации о выдвижении программы (технологии) на участие во втором этапе Конкурса прилагается.

Автор (авторский коллектив в составе)______________________________________________

(ФИО полностью)

согласен на публикацию представленной на Конкурс программы (технологии) в научно­методическом сборнике, размещение на сайтах организаторов Конкурса, направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные организации и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

Подпись (подписи)// ФИО

«__ »2020 г.

Приложение 2.

Требования к программе (технологии), представляемой на Конкурс

Программа (технология), выдвигаемая на Конкурс, должна включать:

наименование и направленность программы или технологии;

информацию о разработчике(-ах), участниках и месте реализации программы или технологии, то есть организации (название, сайт, телефон, электронная почта, руководитель, контактное лицо и т.п.);

аннотацию (не более 3000 знаков с пробелами), в том числе обоснование практической актуальности;

описание проблемной ситуации, целей и задач, на решение которых направлена программа или технология;

описание целевой аудитории, ее социально-психологических особенностей;

методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы или технологии;

описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники;

сроки, этапы и алгоритм реализации программы (технологии);

перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули / дидактические разделы / учебно-тематические планы и т.д. (в зависимости от вида программы);

ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы (технологии): требования к специалистам; перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (технологии); требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы (технологии) (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.); требования к информационной обеспеченности организации для реализации программы (технологии) (библиотека, Интернет и т.д.);

описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников реализации программы (технологии) (специалистов, детей, родителей, педагогов);

описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав ее участников;

ожидаемые результаты реализации программы или технологии;

систему организации внутреннего контроля за реализацией программы (технологии);

критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и количественные;

факторы, влияющие на достижение результатов программы или технологии;

сведения о практической апробации программы на базе организации: место и срок апробации, количество участников

результаты, подтверждающие эффективность реализации программы (технологии); подтверждение соблюдения правил заимствования.

Приложение 3.

Критерии экспертной оценки программы (технологии)

1.    Полнота и точность в выполнении требований к оформлению, содержанию и структуре программы (технологии).

2.    Обоснованность выбора вида программы (технологии) описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена.

3.    Соответствие содержания программы психологическим особенностям тех, на помощь кому она направлена.

4.    Конкретность и точность в научно-методическом и нормативно-правовом обосновании целей, задач и основного содержания программы (технологии).

 

5.    Соблюдение в программе (технологии) требований действующих нормативных и иных документов (профессиональный стандарт, ФГОС и т.п.), регламентирующих деятельность специалиста.

6.    Реалистичность выделенных в программе целей, задач, сроков и способов их достижения, решения.

7.    Технологичность и комплексность решения задач с помощью заявленных мероприятий.

8.    Последовательность в описании структуры программы (технологии), наличие внутренней логики построения, содержательная взаимосвязь основных модулей.

9.    Обоснованность выбора используемых методик, технологий, инструментария (характер аргументации выбора, полнота описания логики выбора, профессиональная надежность использованных источников заимствования инструментария, обоснованность применения в отношении реализуемой цели и решаемых задач и т.п.).

10.    Точность, конкретность и профессионализм аргументации в содержании требований к специалистам, реализующим программу (технологию).

11.    Соблюдение требований к представлению учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (технологии).

12.    Содержательность, реалистичность, логичность профессиональной аргументации и конкретность требований к материально-технической оснащенности организации для реализации программы (технологии) (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.).

13.    Обоснованность и точность описания требований к информационной обеспеченности для реализации программы (технологии).

14.    Обоснованность алгоритма и последовательности реализации программы (технологии) в условиях указанного учреждения (образовательной среды) с указанными участниками.

15.    Конкретность и реалистичность в формулировке планируемых результатов реализации программы (технологии).

16.    Наличие адекватной целям и задачам программы (технологии) системы контроля за ее реализацией и эффективностью использования.

17.    Содержательность и логичность критериев оценки достижения результатов (качественных и количественных) и способов / форм их использования.

18.    Полнота и конкретность сведений о практической апробации программы (технологии).

19.    Значимость результатов, подтверждающих эффективность реализации программы (технологии).

20.    Использование в программе возможностей современных цифровых технологий.

21.    Соответствие представленного текста требованиям к оформлению документа согласно ГОСТ.

22.    Соблюдение закона об авторских правах, требований к выполнению правил заимствования / компиляции в профессиональных текстах и т.п.

23.    Уникальность идеи и технологии, следование принципу преемственности, развития традиций отечественных научных школ и опыту психолого-педагогической практики в России.

Метрики

Просмотров

Всего: 138
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 45
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0