Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10273Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате 92

|

Суворина Н.П.
педагог-психолог, Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна (ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна»), Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0112-9263
e-mail: nadezhdasuvorina@mail.ru

Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме психологической коррекции, формирования и развития Я-концепции у слепых и слабовидящих подростков. Зрительный дефект оказывает влияние на развитие личности. Проблемы формирования личности неотделимы от вопросов практики социальной адаптации детей с глубокими нарушениями зрения. Важным аспектом адаптации является адаптация личности к собственному «Я». В трудах отечественных и зарубежных ученых исследований социальной адаптации и формирования личности, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих, очень мало. Целью работы является формирование позитивной Я-концепции слепых и слабовидящих подростков как фактора социальной адаптации, через создание и апробацию коррекционно-развивающих программ. В статье представлены результаты исследования, проведенного в два этапа. С целью коррекции, формирования и развития личностной сферы подростков были разработаны коррекционно-развивающие программы. Положительная динамика свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающих программ по формированию сложной и позитивной Я-концепции как фактора успешной социальной адаптации, успешно реализующихся в ГКОУ СО «Верхнепышминская школа» в течение 5 лет.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. 288 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 352 с.
  4. Волков Б.С. Психология подростка. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
  5. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубоким нарушением зрения. Автореф. дисс. … докт. психол. наук. СПб, 2010. 41 с.
  6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб: Лань, 2003. 654 с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.
  8. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
  9. Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. № 2. С. 35–40.
  10. Кулагина Е.В. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 107–116.
  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. СПб: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
  13. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2006. 182 с.
  14. Силкин Л.И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению М: Изд-во ВОС, 1984. 206 с.
  15. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. 250 с
  16. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова [и др.]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 218 с.
  17. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский [и др.]. М.: Академия, 2005. 464 с.
  18. Тарасова Е.Ю. Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах Уральского региона: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 181 с.
  19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. 349 с.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика