Методические принципы проектирования конкурсного коррекционно-развивающего занятия

192

Аннотация

В статье обсуждаются методические принципы, с опорой на которые педагог-психолог проектирует занятия коррекционно-развивающей направленности: единство диагностики и коррекции, ориентация развития на реализацию психофизических ресурсов личности; принцип нормативности развития; деятельностный принцип формирования компетенций обучающихся; принцип рефлексивного подхода в обучении; принцип взаимодействия и коммуникации в совместной деятельности; принцип единства задач развития, коррекции и воспитания; принцип привлечения к решению коррекционно-развивающих задач психологи-чески значимых субъектов образовательных отношений. Обосновано, что работа педагога-психолога в парадигме методологии коррекционно-развивающей деятельности повышает актуальность и значимость авторского проекта, представляемого к испытанию «Защита реализуемой психолого-педагогической практики» Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная грамотность , педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), конкурс, конкурсы профессионального мастерства, конкурс «Педагог-психолог России», коррекционно-развивающая работа, проектирование развития, проектирование образовательной программы, методические принципы, личностные ресурсы

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180203

Для цитаты: Егорова М.А. Методические принципы проектирования конкурсного коррекционно-развивающего занятия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 26–34. DOI: 10.17759/bppe.2021180203

Полный текст

 

Проблема

Конкурсы профессионального мастерства специалистов уверенно вошли в практику соревнований лучших представителей различных отраслей. Несмотря на временные и психоэмоциональные трудности участников, интерес к данным конкурсам только нарастает, причем возраст специалистов варьирует от молодого до зрелого. Мотивирующим началом для конкурсанта является: повышение престижа любимой профессии, желание транслировать личный передовой опыт, раскрытие своего интеллектуального, прикладного и творческого потенциала. Что касается конкурса педагогов-психологов, то за свою пятнадцатилетнюю историю он оказал существенное влияние на развитие всероссийской «Службы практической психологии образования, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности, конкурентоспособности российского образования».

В «Положении о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства “Педагог-психолог России — 2020”» (далее — Положение) одной из задач ставится «тиражирование лучших психолого-педагогических практик и инновационных технологий оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений» [9].

Исходя из этой задачи, в программу Конкурса 2020 года впервые было включено конкурсное испытание «Защита реализуемой психолого-педагогической практики», оформляемое в виде объемного (до 40 стр.) письменного текста [7].

В данной статье с учетом опыта экспертизы автором конкурсных работ вышеобозначенного направления представлены те существенные методические принципы, которые зачастую остаются вне поля внимания педагога-психолога, но являются обязательными при проектировании занятий. Остановимся подробнее на проектировании и представлении конкурсантами коррекционно­развивающих занятий. В Положении в п.1.1.1 приложения №3 задан стратегический ориентир деятельности психолога образования — Профессиональный стандарт, в котором четко описаны знания, умения и трудовые действия специалиста, компетентного в реализации обобщенной трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации» [10].

В Методических рекомендациях по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2020» сказано, что испытание «Защита реализуемой психолого-педагогической практики» (далее — Проект) — это стандартизированное описание реализуемой психолого-педагогической практики и видеозапись демонстрации конкурсантом апробированного им в своей практике группового занятия в рамках коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической программы или образовательного (социально-психологического) проекта и т.п. Описание реализуемой практики включает цель, задачи, на решение которых направлена программа или проект; целевую аудиторию с конкретизацией ее социально-психологических особенностей; методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы или проекта; основные этапы реализации проекта; требования к специалистам, задействованным в его реализации; ожидаемые результаты; факторы, влияющие на достижение результатов проекта; сведения об апробации; сценарий демонстрируемого на видеозаписи группового занятия с приложениями (раздаточный, стимульный материал и т.п.) [6].

Перед конкурсантом встает проблема — как сохранить за научными формулировками живую ткань взаимодействия с детьми и подростками, многогранность своей «психолого-педагогической практики». Это сложная, но вполне достижимая задача выполнения конкурсного задания, алгоритм выполнения которого исходит из базовых принципов коррекционной и развивающей работы.

Методические принципы

Методические принципы коррекционно-развивающей работы базируются на теоретико­прикладных концептах — созидательных идеях — Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, А.А. Осиповой, Е.Л. Яковлевой, У.В. Ульенковой, Р.В. Овчаровой, В.В. Рубцова, Е.И. Исаева, В.К. Василева, И.И. Мамайчук и многих других исследователей и должны стать рабочим инструментом проектной работы конкурсанта [2; 5; 8]:

1)      единство диагностики и коррекции, ориентация развития на реализацию психофизических ресурсов личности;

2)       принцип нормативности развития;

3)       деятельностный принцип формирования компетенций обучающихся;

4)       принцип рефлексивного подхода в обучении;

5)       принцип взаимодействия и коммуникации в совместной деятельности;

6)        принцип единства задач развития, коррекции и воспитания:

7)    принцип привлечения к решению коррекционно-развивающих задач психологически значимых субъектов образовательных отношений.

Рассмотрим вышеуказанные принципы коррекционно-развивающей работы в контексте прохождения конкурсантом испытания «Защита реализуемой психолого-педагогической практики».

1. Принцип единства диагностики и коррекции, ориентация развития на реализацию психофизических ресурсов личности определяет исходную позицию, с которой конкурсант начинает процесс проектирования. Результаты диагностики актуального и ближайшего психосо­циального и личностного развития детей и подростков позволяют корректно поставить цель и задачи коррекционной и развивающей работы. Л.С. Выготский отмечал: «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации .., но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития [2, с. 323].

Исходя из этого, в первой части Проекта конкурсант описывает выявленные в ходе диагностики трудности, недостаточность развития тех или иных психологических функций, негативные особенности эмоционально-поведенческой и коммуникативной сфер, личностные ресурсы детей и определяет цель, то есть предполагаемый результат коррекционно-развивающей работы — программы или цикла занятий, а также задачи, которые конкретизируют шаги по достижению цели. Цель коррекционно-развивающей работы принято формулировать в таких терминах, как «содействие развитию; создание благоприятных условий для раскрытия способностей ребенка; создание условий для реализации его личностного потенциала; нормализация взаимодействий с субъектами образовательных отношений; оптимизация видов деятельности посредством формирования личностно значимых мотивов и способов действий; формирование соответствующих возрасту психологических новообразований и проч.». Важно формулировать цель в позитивном ключе и с пониманием зоны ближайшего развития ребенка.

Приведем примеры соотнесения цели и задач коррекционно-развивающей работы.

Цель

Задачи

Развитие эмоционально­поведенческой сферы обучающихся 4-го класса, оптимизация межличностных отношений со сверстниками.

Создать атмосферу понимания и принятия каждого ребенка.

Учить детей распознавать и контролировать свои действия и речевые высказывания в конфликтных ситуациях.

Выработать навыки социально приемлемых способов выражения недовольства, обиды.

Развивать социальную децентрацию [12].

Создать благоприятные условия для преодоления обучающимися 2-го класса психологической школьной дезадаптации.

Включить в психолого-педагогическую работу родителей и педагогов (классного руководителя, учителей физкультуры и технологии). Развить социально-коммуникативные компетенции дезадаптиро­ванных обучающихся.

Совместно с учителем разработать индивидуальные программы преодоления трудностей в обучении.

Общие задачи коррекционно-развивающей работы конкретизируются в целях и задачах каждого занятия коррекционно-развивающей направленности и встроены в единую логику работы. Так, задача развития социально-коммуникативных компетенций у дезадаптированных обучающихся «распадается» на ряд подзадач: обучить разрешать конфликты со сверстниками — находить конструктивные решения; развить рефлексию собственных достижений и неудач; обучить критически относиться к своим ошибкам и ошибкам партнера; другие задачи [3].

Для решения этих узконаправленных задач психолог подбирает упражнения, игры, темы для групповых дискуссий и объединяет их в целостное занятие или несколько занятий.

2.    Принцип нормативности развития, который в последнее десятилетие углубил свое содержание в связи с широкой инклюзией в общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Д.А. Леонтьев отмечает, что ОВЗ требует от индивида серьезных усилий для активации и реализации личностных ресурсов. Жизненная траектория зависит от того, насколько «среда будет поддерживать развитие и предоставлять необходимые ресурсы, и от того, насколько индивид окажется готов, мотивирован и способен к приложению интенсивных усилий для ответа на вызовы социальной и индивидуальной ситуации развития» [4, с. 99].

Конкурсант, следуя требованиям Профессионального стандарта педагога-психолога по рассматриваемой обобщенной трудовой функции, учитывает в конкурсном проекте вариативность индивидуальных норм развития обучающихся и включает в занятия рекомендации по поддержке и инициировании активности детей с ОВЗ в ходе коррекционно-развивающих занятий.

3.    Деятельностный принцип, который, во-первых, определяет выбор и обоснование базовой деятельности для достижения цели коррекционно-развивающей работы. Это может быть игровая, спортивная, учебная, трудовая деятельность, туризм — важно, чтобы включение в нее обучающегося обеспечивало коррекцию выявленных отклонений и развитие возрастных психологических новообразований с учетом индивидуальных психофизических возможностей. Во-вторых, деятельностный принцип задает схему занятий как последовательное овладение планируемыми компетенциями в специально организуемых условиях, которые требуют от обучающегося выполнения определенных действий — индивидуальных или совместных со сверстниками или взрослым. Педагогический талант и профессионализм конкурсанта проявляются в умении изыскать то содержание, форму проведения и организационные условия конкретного занятия, которые надежно внесут вклад в обеспечение общей цели коррекционно-развивающей работы. В этой связи конкурсный проект должен включать научное обоснование используемых психолого­педагогических методов и методик работы.

4.   Принцип рефлексивного подхода в обучении. Рефлексия в образовании понимается как способность обучающегося анализировать различные ситуации в ретроспективе, настоящем и будущем; направлять внимание на свои поступки и предполагать варианты их последствий; размышлять о сильных и слабых сторонах себя как личности, о взаимоотношениях с людьми и природой. Доказано, что развитие рефлексивных способностей возможно уже в предшкольном и начальном школьном возрасте [1].

На каждом этапе онтогенеза ребенок во взаимодействии со взрослым решает возрастные задачи развития. При проектировании конкурсного задания психолог включает в каждое коррек­ционно-развивающее занятие задачу развития рефлексии, соотнеся ее (задачу) с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся. В качестве примера приведем исследование болгарских коллег из университетов Софии и Пловдива Исы Хаджиали, Наталии Цановой и Надежды Райчевой, которые разработали технологию развития у старшеклассников различных форм рефлексии: интеллектуальной, личностной, праксиологической, — на уроках биологии посредством размышления обучающихся о своей учебе, личных качествах, нравственных ориентирах. В контексте обсуждения моральных дилемм, проистекающих из дискуссионных достижений современной генетики, школьники анализировали собственные ценности и мотивы действий в условиях нарочито созданных конфликтных ситуаций [13].

5.    Принцип взаимодействия и коммуникации в совместной деятельности. Коллектив ученых под руководством В.В. Рубцова, президента Московского государственного психолого­педагогического университета, провел крупномасштабное исследование своеобразия различных форм совместной работы обучающихся при решении учебных задач. Были выявлены и описаны результативные способы взаимодействия и коммуникации в совместной учебной деятельности, которые обеспечивают развивающий эффект, способствуют формированию жизненно важных компетенций. Показано, что реализация данного подхода к конструированию совместно-распределенных форм учебной деятельности надежно обусловливает развитие когнитивных способностей и освоение школьниками научных понятий, повышение качества знаний и формирование учебной мотивации, развитие коммуникативных умений [11]. Обращение конкурсанта к научно обоснованным и апробированным технологиям с доказанной эффективностью, включение в конкурсный проект авторских занятий, разработанных с опорой на качественные концепции и технологии, свидетельствует о профессионально грамотной реализации психологической практики в рамках обобщенной трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации».

6.     Принцип единства задач развития, коррекции и воспитания. В современной России в условиях динамичной социокультурной ситуации и размытых идеологических и нравственных ориентиров вопросы воспитания подрастающих поколений на несколько десятилетий ушли из сферы внимания образовательных организаций. Последствия сказались на повышении случаев противоправного поведения несовершеннолетних, в том числе деструктивного поведения посредством сети Интернет. В сложившейся ситуации Президент РФ с целю укрепления и акцентирования воспитательной составляющей отечественной образовательной системы внес соответствующие поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Отметим, что педагог-психолог всегда бережно относился к воспитательным задачам, которые оказались во многом совпадающими с задачами всестороннего развития ребенка. Особенно это относится к задачам коррекционно-развивающей работы, которые в настоящее время дополняются формулировками, использующими терминологию воспитательной деятельности: привить интерес, воспитать навыки и привычки, формировать культуру здорового образа жизни и т.д. Задачи воспитательной направленности в конкурсной работе повысят актуальность и значимость реализуемой педагогом-психологом практики.

7.     Принцип привлечения к решению коррекционно-развивающих задач психологически значимых субъектов образования. В конкурсном проекте этот принцип психолог раскрывает через описание форм и содержания сотрудничества с родителями, педагогами, сверстниками, мнение и отношение с которыми может оказать позитивное влияние на коррекцию недостатков в поведении и развитие личностной и познавательной сфер ребенка.

Выводы

1.     Проектирование конкурсного задания на тему «Защита реализуемой психолого­педагогической практики» с опорой на методические принципы коррекционно-развивающей работы является показателем профессиональной грамотности педагога-психолога.

2.     Общие задачи коррекционно-развивающей работы конкретизируются в целях и задачах каждого занятия коррекционно-развивающей направленности и встроены в единую логику психолого-педагогической работы.

3.     Конкурсный проект должен включать научное обоснование используемых психолого­педагогических методов и методик работы. Технологии с научно доказанной эффективностью и рекомендованные профессиональным сообществом являются основой авторских практик конкурсанта.

4.     При проектировании конкурсного задания психолог включает в каждое коррекционно­развивающее занятие задачу развития различных форм рефлексии — интеллектуальной, личностной, праксиологической.

5.      Реализуемая педагогом-психологом коррекционно-развивающая практика повышает свою актуальность и значимость, если проектируется с учетом принципа взаимодействия и коммуникации в совместной деятельности и предполагает привлечение к решению выявленных проблем обучающегося психологически значимых субъектов образования.

Заключение

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» с каждым годом укрепляет свои позиции как общенациональное событие демонстрации лучших инновационных психологических практик. Совершенствование методического обеспечения конкурса является необходимым ресурсом поддержания высокого уровня представляемых работ и повышения интереса российских психологов к мероприятию. В ряду конкурсных испытаний появилось новое задание — «Защита реализуемой психолого-педагогической практики», которая на прошедшем в 2020 году конкурсе была представлена преимущественно занятиями коррекционно­развивающей направленности. В статье проведен анализ традиционных принципов коррекцион­но-развивающей работы с позиции современных изменений в образовательной и общественной сферах применительно к проектированию конкурсного задания. Сформулированы методические принципы проектирования и рекомендации по их приложению к организации коррекционно­развивающей работы педагога-психолога.

 

Литература

  1. Василев В.К. Рефлексия как прикладная проблема психологии [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 208–225. DOI:10.17759/chp.2016120311
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983–1984.
  3. Егорова М.А., Заречная А.А. Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 74–84. DOI:10.17759/pse.2019240307
  4. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 97–106.
  5. Мамайчук И.И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 5. Психология. 2012. № 1. С. 5–17.
  6. Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2020» [Электронный ресурс] // Педагог-психолог России. Всероссийский конкурс профессионального мастерства. URL: https://педагогпсихолог.рф/docs2020 (дата обращения: 21.07.2021).
  7. Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 95–101. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n2/Guidelines.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002. 510 с.
  9. Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2020» (утв. Минпросвещения России 31.03.2020) // Педагог-психолог России. Всероссийский конкурс профессионального мастерства. URL: https://педагогпсихолог.рф/docs2020 (дата обращения: 21.07.2021).
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/ 15864 (дата обращения: 17.08.2021).
  11. Совместная учебная деятельность и развитие детей: Коллективная монография / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 352 с.
  12. Тинигина А.А. Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 29–38.
  13. Хаджиали И., Райчева Н., Цанова Н. Рефлексията в обучението по биология — теоретични основания и практически решения. София: Изд. УИ «Св. Климент Охридски», 2017. 286 с.

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 570
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1