Требования к представлению реализуемой психолого-педагогической практики

99

Аннотация

Одним из испытаний экспертного тура федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» — в ходе его проведения в дистанционном формате — стало задание «Защита психолого-педагогической практики». В статье рассматриваются требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», которые целесообразно учесть при подготовке к данному конкурсному испытанию. Дается описание структурных и содержательных элементов психолого-педагогических программ и проектов, основных рекомендаций по разработке в рамках участия в Конкурсе. Рекомендации, представленные в статье, в первую очередь, соответствуют критерию оценки конкурсного испытания «соответствие требованиям профстандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” и других нормативных правовых документов, которые регламентируют деятельность педагога-психолога в сфере образования», а также являются обоснованием трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ».

Общая информация

Ключевые слова: конкурс «Педагог-психолог России», психолого-педагогическая программа, психолого-педагогическая практика, нормативно-правовая база, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190207

Получена: 25.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Драганова О.А., Леонова О.И. Требования к представлению реализуемой психолого-педагогической практики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 71–80. DOI: 10.17759/bppe.2022190207

Полный текст

В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года в системе образования Российской Федерации ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (далее — Конкурс). На протяжении последних 15 лет Конкурс проходит в субъектах Российской Федерации (а также на федеральном уровне) и включает 2 этапа: региональный и федеральный.

Основная цель проведения Конкурса заключается в повышении мотивации профессионального развития и саморазвития у педагогов-психологов, повышении эффективности решения профессиональных задач, усовершенствовании навыков, профессиональных качеств, поднятии планки достижения определенных целей, разработке новых проектов, подходов, технологий для развития профессиональной сферы, а также в оценке профессиональных качеств с целью поддержки и поощрения специалистов.

Конкурс проходит на более высоком качественном и содержательном уровне в том случае, если его участникам оказывается методическая поддержка в субъектах Российской Федерации. Огромную роль в организации Конкурса играют региональные органы управления образования, институты развития образования, образовательные организации, педагоги-психологи которых участвуют в конкурсе, факультеты, выпускающие работников психолого-педагогического профиля, а также региональные отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Организаторы региональных этапов конкурса играют значительную роль при подготовке конкурсантов для участия в федеральном этапе Конкурса, в выявлении лучших практик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Конкурсное испытание «Защита психолого-педагогической практики» стало одним из четырех испытаний экспертного тура федерального этапа Конкурса при его проведении в дистанционном формате. Защита реализуемой психолого-педагогической практики — выступление, демонстрирующее апробированное конкурсантом в своей практике групповое занятие в рамках программы или проекта, дополненное текстовым описанием представленной психолого-педагогической практики. Оценка работ конкурсантов проводится экспертами заочно по предоставленным материалам: видеозапись демонстрации конкурсантом апробированного им в своей практике группового занятия в рамках коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической программы, или образовательного (социально-психологического) проекта, или иного, описание реализуемой психолого-педагогической практики.

При этом, согласно положению о Конкурсе, описание практики должно включать следующие сведения о программе (коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической) или образовательном (социально-психологическом) проекте:

  • наименование и направленность программы или проекта;
  • информация о разработчике (разработчиках), участниках и месте реализации программы или проекта (полное наименование организации с указанием ее официального сайта, адреса электронной почты, номера телефона, сведений о руководителе и контактном лице (фамилия, имя, отчество);
  • описание целей и задач, на решение которых направлена программа или проект;
  • целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей;
  • методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы или проекта;
  • описание основных этапов реализации программы или проекта;
  • описание требований к специалистам, задействованным в реализации программы или проекта, и иных требований (технических, материальных и т. д.);
  • ожидаемые результаты реализации программы или проекта;
  • факторы, влияющие на достижение результатов программы или проекта;
  • сведения об апробации программы или проекта.

Сценарий демонстрируемого на видеозаписи группового занятия в случае необходимости дополняется приложением (раздаточный, стимульный материал и иное).

В формате Конкурса видеозапись может представлять собой либо монтаж из нескольких эпизодов группового занятия, либо часть (эпизод) группового занятия, которая является наиболее значимой для представления психолого-педагогической практики.

При подготовке к Конкурсу целесообразно ориентироваться на критерии оценивания данного конкурсного испытания.

1.            Соответствие требованиям профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в сфере образования:

  • отражение в демонстрируемой практике требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • отражение в демонстрируемой практике требований профстандарта.

2.            Эффективность:

  • соответствие выбранных в программе или проекте способов решения профессиональной задачи выделенным целям, задачам и социально-психологическим особенностям целевой аудитории, на помощь которой программа или проект направлены;
  • обоснованность и профессиональная грамотность выбора используемых методик, технологий, инструментария (характер аргументации выбора, профессиональная надежность использованных источников заимствования инструментария, обоснованность применения в отношении реализуемой цели и решаемых задач и т. п.).

3.            Обоснованность:

  • актуальность темы и содержания программы или проекта;
  • конкретность в научно-методическом и нормативно-правовом обосновании целей, задач и основного содержания программы или проекта;
  • обоснованность направленности программы или проекта в условиях организации, на базе которой они реализуются.

4.            Оригинальность содержания:

  • научно-методическое обоснование содержания работы;
  • оригинальный (авторский) сценарий группового занятия;
  • наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации;
  • оригинальность текста программы / разработки.

Согласно первому критерию оценивания «Соответствие требованиям профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” и других нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в сфере образования», участникам конкурса рекомендуется выявить перечень актуальных нормативных правовых документов, учесть внесенные в них изменения, касающиеся регулирования психологической службы. Прежде всего:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся…);
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 24 июля 2015 года № 514 н);
  • Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ № 122-р от 23.01.2021 г. «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г»;
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Концепция № СК-7/07вн развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром просвещения России 30.05.2022 г.);
  • Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 01.09.2021 г.);
  • Методические рекомендации по функционированию психологических служб общеобразовательных организаций, утвержденные распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 г. № Р-193.

Данные документы включают основные требования к структуре и содержанию психолого-педагогических программ. В них обобщены и систематизированы рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по сопровождению обучающихся разных целевых категорий (в частности, нормотипичных обучающихся, обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), одаренных и высокомотивированных обучающихся, обучающихся с отклонениями в поведении); представлен перечень диагностического инструментария, а также реестр психолого-педагогических программ, вызывающих доверие профессионального сообщества психологов [2].

Как пример, профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в первой трудовой функции «3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» описывает трудовые действия по разработке программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных профессиональных стандартов общего образования, заявленными в «Психолого-педагогических условиях реализации образовательных программ».

При отборе практики для представления в рамках конкурсного испытания целесообразно ориентироваться на те целевые группы, с которыми работает конкурсант. По согласованию с руководством образовательной организации механизмами реализации психолого-педагогических программ могут выступать внеурочная деятельность, классные часы, дополнительное образование, план мероприятий сообщества школьников. В случае сопровождения дошкольной образовательной программы педагог-психолог детского сада может реализовывать психолого-педагогическую программу в рамках кружковой деятельности или во время групповых занятий.

В соответствии с основными направлениями психолого-педагогического сопровождения целевых групп определяются конкретные формы и содержание работы педагога-психолога: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, психологическое консультирование и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), других участников образовательных отношений, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее — психолого-педагогические программы) с учетом вышеуказанных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей детей целевых групп.

Основные виды психолого-педагогических программ:

  • профилактические психолого-педагогические программы — программы, направленные на предупреждение психологических трудностей в развитии обучающихся и воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся — программы помощи обучающимся, воспитанникам, испытывающим трудности в обучении и развитии (в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья), коррекции их развития, обеспечивающие преодоление имеющихся проблем и успешную адаптацию к существующим условиям образовательной среды;
  • программы коррекционно-развивающей работы — программы, направленные на психологическое обеспечение усилий педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья; на создание психологических ресурсов в организации благоприятной инклюзивной среды образовательной организации; психологическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;
  • развивающие психолого-педагогические программы — программы, направленные на раскрытие внутренних ресурсов (когнитивных, аффективных, регулятивных) обучающихся, воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, обеспечивающие просвещение населения, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), а также психологическую грамотность работников образовательных учреждений и повышение квалификации педагогов-психологов, работающих с различными категориями обучающихся;
  • программы индивидуализации педагогической деятельности — программы, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных и реабилитационных маршрутов в зависимости от нозологии, степени ограничений, психофизиологических особенностей, особенностей поведения, способностей и образовательных потребностей, преодоление индивидуальных учебных трудностей, а также реабилитационную помощь;
  • программы развития психологической службы и успешного ее взаимодействия с другими службами и специалистами — авторские / инновационные модели организации работы психологической службы в системе образования, а также модели эффективного ее взаимодействия с иными службами, продуктивного сотрудничества центров психологической (психолого-педагогической) помощи с организациями и учреждениями, оказывающими помощь людям [3].

Соблюдение требований к структуре программы позволит конкурсантам обосновывать те или иные способы решения профессиональной задачи в рамках практической работы с обучающимися.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит систему требований по трем составляющим образовательных программ, на которые следует ориентироваться при описании психолого-педагогической программы:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • требования к структуре основной образовательной программы;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы (финансы, кадры, материально-техническое оснащение, психолого-педагогические условия).

Требования к структуре основной образовательной программы общего образования включают в себя разделы:

  • целевой раздел;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел [5].

Структура психолого-педагогической программы в соответствии с ФГОС

Психолого-педагогическая программа (подпрограмма) строится в соответствии с той же структурой, как и требования к основной образовательной программе, и включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Требования к структуре психолого-педагогической программы в соответствии с ФГОС

Титульный лист.

Отражает:

  • название образовательной организации; название программы (подпрограммы);
  • Ф.И.О. автора / автора-составителя / составителя программы, должность, город, год издания;
  • утверждено (в правом верхнем углу; руководителем образовательной организации);
  • согласовано (методическим объединением, профессиональным сообществом, педагогическим советом)

Целевой раздел.

Пояснительная записка:

1. Актуальность

В виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в ОУ).

 

2. Методическое
обеспечение

Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение программы.

 

3. Вид программы

Указание вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена.

 

4. Цель

Содержит описание идеального конечного результата, ключевой проектной идеи и главного действия. Цель всегда одна и формулируется в действии (например: формирование…, изучение…).

 

5. Задачи

Представляются в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий. Задач может быть несколько, но не больше, чем можно достичь за период реализации программы. Задачи формулируются в глаголах (например: создать…, исследовать…, развить…).

 

6. Целевая аудитория /
адресат

Описание контингента потенциальных участников программы (участники: дети, педагоги, родители и т. д.).

 

7. Методы

Описание используемых методов и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием авторов.

 

8. Продолжительность
курса

Сроки и этапы реализации программы.

 

9. Планируемые результаты освоения программы

Промежуточные, итоговые.

 

Основные результаты реализации психолого-педагогических задач должны обеспечивать формирование образовательных результатов у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Система оценки достижений планируемых результатов должна включать разработку заданий и указание качественных и количественных критериев. Критериальный аппарат должен позволить оценить эффективность программы, достижение основных результатов психолого-педагогического сопровождения и помощи.

10. Практическая направленность. Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации (если проведена апробация)

На решение какой проблемы направлена программа.

На базе какой организации проведена апробация; срок апробации; количество участников; отзывы участников и администрации.

Необходимо предусмотреть получение и анализ обратной связи от участников, а также анализ динамики изменений, что позволит подтвердить эффективность программы и инструменты для получения этих данных.

Содержательный раздел.

Учебно-тематический план программы:

наименование блоков и тем

всего часов

в том числе

форма занятия / контроля

теоретических

практических

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Содержание программы. В содержании программы описываются программные мероприятия, функциональные модули, дидактические разделы, а также структура занятий (вводная, основная, заключительная части). По каждому наименованию темы описание строится по следующему алгоритму:

  1. Тема (количество часов / минут);
  2. Занятие 1. (Упражнение 1);
  3. Содержание: описание заданий и упражнений, краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности обучающихся, подлежащих освоению.

Организационный раздел.

Система условий реализации программы.

Требования к условиям реализации программы:

  • требования к специалистам, реализующим программу;
  • перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, в том числе список литературы;
  • требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т. д.);
  • психолого-педагогические условия.

Представление психолого-педагогической практики строится на основных содержательных моментах программы педагога-психолога, отражает наиболее эффективные методы и технологии в работе с выбранной целевой группой (адресатом), демонстрирует профессиональные компетенции конкурсанта.

Примеры психолого-педагогических программ можно посмотреть на сайте профессионального сообщества Федерации психологов образования России www.rospsy.ru:

  • цифровая платформа, подготовленная по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования, которые направлены на работу с трудностями в обучении у обучающихся 1–11 классов, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий: https://www.rospsy.ru/learning-difficulties;
  • открытый реестр рекомендуемых психологических программ — участников ежегодного Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде: https://rospsy.ru/resultsKP2019.

Литература

  1. Дубровина И.В. Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 15–20. doi:10.17759/bppe.2021180201
  2. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. URL: https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 28.04.2021).
  3. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2018230107
  4. Сборник программ психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС / Сост. Климова И.В., Драганова О.А. Липецк: ИРО, 2018. 184 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).

Информация об авторах

Драганова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования, председатель Липецкого регионального отделения Федерации психологов образования России, главный внештатный психолог-эксперт в системе образования Липецкой области директор, Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» (Г(О)БУ Центр «СемьЯ»), Липецк, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9220-6422, e-mail: dragoks@mail.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 510
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 99
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8