Как наш когнитивный и личностный опыт опосредует интеллектуальную успешность? Интеллектуальные компетенции как паттерны когнитивного поведения личности

43

Аннотация

В статье вводится понятие интеллектуальных компетенций как паттернов когнитивного поведения личности, проявляющихся в процессе решения задач и опосредующих их успешное решение. Использование метода глубинного полуструктурированного интервью в процессе решения испытуемыми (N = 15) двух различных когнитивных задач позволило нам выделить и содержательно описать 7 интеллектуальных компетенций: 1) преобразующая активность; 2) чувствительность к обратной связи; 3) умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта; 4) параллельная разработка нескольких линий решения; 5) интеллектуальная настойчивость; 6) широта интеллектуального охвата ситуации; 7) активный сбор информации. Было показано, что 4 из этих компетенций (чувствительность к обратной связи, умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта, параллельная разработка нескольких линий решения, широта интеллектуального охвата ситуации) проявляются на одном и том же уровне в процессе решения когнитивных задач различных типов. Интеллектуальные компетенции могут служить альтернативой традиционным подходам к изучению интеллекта, поскольку являются отражением когнитивного и личностного опыта субъекта и опосредуют его интеллектуальную успешность

Общая информация

Ключевые слова: компетенции, когнитивное поведение личности, интеллект, продуктивность

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Для цитаты: Щербакова О.В. Как наш когнитивный и личностный опыт опосредует интеллектуальную успешность? Интеллектуальные компетенции как паттерны когнитивного поведения личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 1. С. 43–54.

Литература

Spearman C. General Intelligence, objectively determined and measured. The American Journal of Psychology, 1904, vol. 15, no. 2, pp. 201–292.

Thurstone L.L. Primary Mental Abilities. Chicago, University of Chicago Press, 1938.

McNemar Q. Lost: our intelligence? Why? American Psychologist, 1964, vol. 19, no. 12, pp. 871–882.

Neisser U. The concept of intelligence. Intelligence, 1979, vol. 3, no. 3, pp. 217–227.

Sternberg R.J., Detterman D.K. (Eds.). What is intelligence? Contemporary viewpoints on its nature and definition. Praeger Pub Text, 1986.

Neisser U., Bodoo G., Bouchard T.J., Jr., Boykin A.W., Brody N., Ceci S.J., Halpern D.F., Loehlin J.C., Perloff R., Sternberg R.J., Urbina S. Intelligence: knowns and unknowns. American psychologist, 1996, vol. 51, no. 2, pp. 77–101.

Legg S., M.Hutter. A collection of definitions of intelligence. Frontiers in Artificial Intelligence and applications, 2007, vol. 157, pp. 17–24.

Burks B. S., Jensen D.W., Terman L.M. The promise of youth. Ed. by L.M.Terman. Genetic studies of genius (Vol. 3). Stanford, CA, Stanford University Press, 1930.

Terman L.M., Oden M.H. The gifted child grows up: Twenty-five years’ follow-up of a superior group. Stanford University Press, 1947, vol. 4.

Boring E.G. Intelligence as the Tests Test It. Eds. J.J.Jenkins, D.G.Paterson. Studies in individual differences: The search for intelligence. East Norwalk, CT, US, Appleton-Century-Crofts, 1961, pp. 210–214.

McClelland D.C. Testing for competence rather than for “intelligence”. American psychologist, 1973, vol. 28, no. 1, pp. 1–14.

Haier R.J. The end of intelligence research. Intelligence, 1990, vol. 14, no. 4, pp. 371–374.

Vekker L.M. Mind and Reality: A Unified Theory of the mental processes. Moscow, Meaning, 1998. (In Russian)

Kholodnaya M.A. Psychology of Intelligence: Research Paradoxes. 2nd ed., revised and enlarged. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. (In Russian)

Kholodnaya M.A. Psychology of Conceptual Thinking: From Conceptual Structures to Conceptual Abilities. Moscow, Institute of Psychology RAS Print, 2012. (In Russian)

Kholodnaya M.A., Volkova E.V. Conceptual Structures, Conceptual Abilities and Productivity of Cognitive Functioning: The Ontological Approach. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 217, pp. 914–922.

Shcherbakova O.V. Cognitive mechanisms underlying the comprehension of comical texts. PhD thesis. Saint Petersburg, 2009. (In Russian)

Osorina M.V., Zhukova A.Yu. Cognitive habits as an indicator of intellectual self-regulation in students. Proceedings of Scientific Conference “Ananyevskiye Chteniya — 2011. Social Psychology and Life” . Ed. by A.L. Sventsitskiy. St. Petersburg University Press, 2011, pp. 315–317. (In Russian)

Shcherbakova O.V. Intellectual competencies within a structure of individual cognitive behavior. Abstract Book of the Fifth International Conference on Cognitive Science, 18–24.06.2012. In 2 vol. Vol. 2. Kaliningrad, 2012, pp. 725–726. (In Russian)

Shcherbakova O.V. Understanding as a mental cross-language convertible translation (on comical texts material). Vestnik St. Petersburg University Ser.12, 2008, no. 4, pp. 215–225. (In Russian)

Shcherbakova O.V. Information-energy organization of some patterns of metacognitive regulation. Vestnik St. Petersburg University Ser.12 , 2012, no. 3, pp. 103–114. (In Russian)

Osorina M.V., Chechik A.A. Studying everyday fantasizing in adults. Part 1: Approach and methods. Vestnik St. Petersburg University. Ser. 16. 2013, no. 3, pp. 25–34. (In Russian)

Osorina M. V., Chechik A. A. Studying everyday fantasizing in adults. Part 2: Results of testing methods of collecting and processing empirical data. Vestnik St. Petersburg University. Ser. 16. 2013, no 4, pp. 14–29. (In Russian)

Manager, «DP» no. 224 (1566) from 01.12.2003. Available at: http://www.infowave.ru/publications/cases/dp1566/ (accessed: 01.09.16).

Vasilyuk F.E. Psychology of Rueful Feelings: Analyzing of Coping With Critical Situations. Moscow, Moscow University Press, 1984. (In Russian)

Bityutskaya E.V. Difficult life situations: Criterion for cognitive evaluation. Psychological Science and Education, 2007, no. 4, pp. 87–93. (In Russian)

Kvale S. InterViews: an introduction to qualitative research interviewing. Thousand Oaks, CA, SAGE Publications, 2004.

Malterud K. Systematic text condensation: a strategy for qualitative analysis. Scandinavian journal of public health, 2012, vol. 40, no. 8, pp. 795–805.

Boyatzis R.E. The competent manager: A model for effective performance. John Wiley & Sons, 1982.

Spencer L.M., Spencer P. S.M. Competence at Work: Models for superior performance. John Wiley & Sons, 2008.

Boyatzis R.E. Competencies in the 21st century. Journal of management development, 2008, vol. 27, no. 1, pp. 5–12.

Информация об авторах

Щербакова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: o.shcherbakova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 126
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 43
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7