Исследование эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве

48

Аннотация

Любопытство часто определяют как движущую силу развития и обучения, обусловленную внутренней мотивацией. В связи с этим важно представление самого человека о любопытстве. Цель работы — выявить собирательное представление о любопытстве во всем разнообразии его характеристик. Для этого мы предлагали респондентам два задания: назвать признаки понятия «любопытство» и создать метафорическое сравнение для него. Выборка состояла из 45 человек в возрасте от 18 до 28 лет (M=20,14), все студенты СПбГУ. Респонденты описывают любопытство как нечто спонтанное, связанное с поиском новой информации. Проявления любопытства часто ассоциируется с препятствиями, которыми являются социальные правила и труднодоступность самого объекта любопытства. С одной стороны, любопытство ассоциируется с познавательными процессами, в частности со зрительным восприятием, с другой стороны, данные показали, что для студентов проявлять любопытство — это значит быть ребенком, нетактичным, наивным. Обсуждаются возможные последствия такого представления для процесса обучения. Выявлено расхождение эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве. Эксплицитные представления о любопытстве характеризуются большей шаблонностью: любопытство некорректно проявлять, но оно переживается как приятное эмоциональное состояние, заинтересованность и активность при взаимодействии с миром. Имплицитно любопытство представляется как более неконтролируемое, но способное привести к получению обычно недоступной, спрятанной информации.

Общая информация

Ключевые слова: любопытство, сравнение, представление

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Аванесян М.О., Башмакова Я.П. Исследование эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 3. С. 235–248.

Литература

Kang M.J., Hsu M., Krajbich I.M., Loewenstein G., McClure S.M., Wang J.T.-Y., Camerer C.F. The wick in the candle of learning: epistemic curiosity activates reward circuitry and enhances memory // Psychological Science. 2009. N 20. Р. 963–973.

Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 1, № 79. С. 88–92.

Loewenstein G. The Psychology of curiosity. A review and reinterpretation // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 116, N 1. Р. 75–98.

Racz J. The Role of the Curiosity in Interviews with Drug Users [81 paragraphs]. Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research. 2008. Vol. 9, N 2. Art. 16. URL: http://nbn-resolving. de/urn:nbn:de:0114-fqs0802166.

Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.

Silvia P.J. What is interesting? Exploring the appraisal structure of interest // Emotion. 2005. N 5. Р. 89–102.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

Grossnickle E.M. Disentangling curiosity: Dimensionality, definitions, and distinctions from intere st in educational contexts // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28, N 1. Р. 23–60.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

Berlyne D.E. A theory of human curiosity // British Journal of Psychology. 1954. No 45. Р. 180–191.

Litman J.A., Spielberger C.D. Measuring epistemic curiosity and its diversive and specific components // Journal of Personality Assessment. 2003. N 80. Р. 75–86.

Berlyne D.E. Conflict, arousal, and curiosity. New York: McGraw-Hill, 1960. 350 p.

Renner B. Curiosity about people: the development of a social curiosity measure in adults // Journal of Personality Assessment. 2006. Vol. 87, N 3. Р. 305–316.

Grady J., Oakley T., Coulson S. Blending and metaphor // Metaphor in cognitive linguistics / eds G. Steen, R.Gibbs. Philadelphia: John Benjamins; 1999. Р. 234–246.

Ротенберг В., Аршавский В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.

Reio T.G., Jr. What About Adolescent Curiosity and Risk Taking? // Adolescent education: A reader / еds J.L.DeVitis, L.Irwin-DeVitis. New York: Peter Lang, 2010. Р. 99–109.

Kashdan T.B., Rose P., Finchman F.D. Curiosity and Exploration: Facilitating Positive Subjective Experience and Personal Growth Opportunities // Journal of Personality Assessment. 2004. Vol. 82, N 3. P. 291–305.

Stumm S. von, Benedikt H., Chamorro-Premuzic Т. The Hungry Mind: Intellectual Curiosity Is the Third Pillar of Academic Performance // Perspectives on Psychological Science. 2011. Vol. 6, N 6. P. 574–588.

Powell Ch., Nettelbeck T. Intellectual curiosity may not incrementally predict academic success // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 64. P. 7–11.

Посохова С.Т., Рохина Е.В. Скука как особое психическое состояние человека // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 2, ч. 1. С. 5–13.

Oudeyer P.Y., Gottlieb J., Lopes M. Intrinsic motivation, curiosity, and learning: Theory and applications in educational technologies // Progress in Brain Research. 2016. Vol. 229. P. 257–284.

Kruglanski A.W., Webster D.M. Motivated closing of the mind: “seizing” and “freezing” // Psychol Review. 1996. Vol. 103, N 2. P. 263–283.

Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-e изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

Информация об авторах

Аванесян Марина Олеговна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: m.avanesyan@spbu.ru

Башмакова Яна Павловна, магистр, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: iana_bashmakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 110
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3