Воплощенное познание (embodied cognition): основные направления исследований

68

Аннотация

Дается краткая характеристика подхода «Воплощенное познание», а также рассматривается структура данной области знания в соответствии с используемыми типами объяснительных моделей. Анализируются три направления современных исследований в рамках подхода «Воплощенное познание»: феноменологический подход, теория динамических систем, неоэкологический подход. В рамках феноменологического подхода рассматриваются два независимых направления: нейрофеноменология, предполагающая использование методов феноменологии в когнитивных исследованиях, и феноменология-как-точка-отсчета, делающая акцент на использовании идей и представлений феноменологов на этапе экспериментального планирования. Описываются теории симуляции, занимающие промежуточное положение между феноменологическим подходом и подходом «Укорененное познание». Рассматриваются ключевые элементы неоэкологического подхода, в рамках которого выделяются два направления, каждый из которых предлагает свой вариант описания перцептивно-моторного взаимодействия. Первое направление апеллирует к понятию репрезентации и представлено в первую очередь теорией общего кодирования. Второе направление использует понятие аффорданса и предлагает несколько решений проблемы измерения аффордансов. Рассматриваются основания для использования теории динамических систем в когнитивной психологии на примере изучения природы ошибки «А-не-Б» в современных исследованиях когнитивного развития. Обсуждается актуальный статус теории динамических систем в когнитивных исследованиях. В заключении дается общая характеристика ценности и новизны описанных подходов

Общая информация

Ключевые слова: воплощенное познание, воплощенность, когнитивная психология, нейрофеноменология, теория динамических систем

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание (embodied cognition): основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 4. С. 343–364.

Литература

Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. С. 31–37.

Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 1. С. 25–42.

Dreyfus H. Alchemy and AI. Santa-Monica, Calif.: RAND Corporation, 1965. 94 p.

Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. М.: Прогресс, 1978. 310 с.

Zahavi D., Gallagher S. The phenomenological mind. London: Routhledge, 2008. 244 р.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с франц.; под ред. И.С.Вдовиной, С.Л. Фокина. М.: Ювента, 1999. 608 c.

Varela F.J., Thompson E., Rosch E. The embodied mind: Cognitive science and human experience. Cambridge, MA: The MIT Press, 1991. 308 р.

Thomasson A.L. Introspection and phenomenological method // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2003. Vol. 2, N 3. P. 239–254.

Husserl E. The crisis of European sciences and transcendental phenomenology: An introduction to phenomenological philosophy. Evanston: Northwestern University Press, 1970. 407 р.

Husserl E. Phenomenology and the foundations of the sciences. Vol. 3. Berlin: Springer Science & Business Media, 2001. 357 р.

Husserl E. Aufsätze und Vorträge (1911–1921). Dordrecht: Martinus NijHoff, 1987. 225 S. (Husserliana XXV).

Husserl E. Ideas: General introduction to pure phenomenology. London: Routledge, 2012. 377 р.

Gallagher S., Schmicking D. Handbook of phenomenology and cognitive science. Berlin: Springer, 2010. 688 р.

Varela F.J. Neurophenomenology: A methodological remedy for the hard problem // Journal of consciousness studies. 1996. Vol. 3, N 4. Р. 330–349.

Канеман Д. Модели ограниченной рациональности: вклад психологии в поведенческую экономику // Когнитивная психология: история и современность. М.: Ломоносовъ, 2011. С. 368– 384.

Лофтус Э. Ложные воспоминания // Когнитивная психология: история и современность: Хрестоматия / под ред. М.В.Фаликман, В.Ф.Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011. С. 303–311.

Нисбетт Р.Э., Уилсон Т.Д. Говорим больше, чем знаем: вербальные отчеты о психических процессах // Когнитивная психология: история и современность: Хрестоматия / под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова. M. : Ломоносовъ, 2011. С. 177–195.

Саймонс Д., Левин Д. Неспособность к обнаружению изменений, происходящих с людьми в ходе реальных взаимодействий // Когнитивная психология: история и современность: Хрестоматия / под ред. М.В.Фаликман, В.Ф.Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011. С. 281–288.

Lutz A. Toward a neurophenomenology as an account of generative passages: A first empirical case study // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2002. Vol. 2. Р. 133–167.

Chaminade T., Decety J. Leader or follower? Involvement of the inferior parietal lobule in agency // Neuroreport. 2002. Vol. 13, N 15. Р. 1975–1978.

Gallagher S. Self reference and schizophrenia // Exploring the self. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2000. Р. 203–239.

Gallagher S. Philosophical conceptions of the self: implications for cognitive science // Trends in cognitive sciences. 2000. Vol. 4, N 1. Р. 14–21.

Hesslow G. The current status of the simulation theory of cognition // Brain research. 2012. Vol. 1428. Р. 71–79.

Barsalou L.W. Grounded cognition // Annu. Rev. Psychol. 2008. Vol. 59. Р. 617–645.

Kilner J.M., Paulignan Y., Blakemore S.J. An interference effect of observed biological movement on action // Current biology. 2003. Vol. 13, N 6. Р. 522–525.

Kaschak M.P., Madden C.J., Therriault D.J., Yaxley R.H., Aveyard M., Blanchard A.A., Zwaan R.A. Perception of motion affects language processing // Cognition. 2005. Vol. 94, N 3. Р.79 — 89.

Proffitt D.R., Stefanucci J., Banton T., Epstein W. The role of effort in perceiving distance // Psychological Science. 2003. Vol. 14, N 2. Р. 106–112.

Schurmann M., Raij T., Fujiki N., Hari R. Mind’s ear in a musician: where and when in the brain // Neuroimage. 2002. Vol. 16. Р. 434–440.

Zatorre R.J., Halpern A.R., Perry D.W., Meyer E., Evans A.C. Hearing in the mind’s ear: a PET investigation of musical imagery and perception // J.Cogn. Neurosci. 1996. Vol. 8. Р. 29–46.

Decety J., Grèzes J. The power of simulation: imagining one’s own and other’s behavior // Brain research. 2006. Vol. 1079. N 1. Р. 4–14.

Gallese V. The shared manifold hypothesis. From mirror neurons to empathy // Journal of consciousness studies. 2001. Vol. 8, N 5–6. Р. 33–50.

Gallese V. Embodied simulation: From neurons to phenomenal experience // Phenomenology and the cognitive sciences. 2005. Vol. 4, N 1. Р. 23–48.

Gallese V., Caruana F. Embodied simulation: beyond the expression/experience dualism of emotions // Trends in cognitive sciences. 2016. Vol. 20, N 6. Р. 397–398.

Dijkstra K., Post L. Mechanisms of embodiment // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Р. 1525.

Kelso J. S., Holt K.G., Kugler P.N., Turvey M.T. On the Concept of Coordinative Structures as Dissipative Structures: II.Empirical Lines of Convergence // Advances in Psychology. 1980. Vol. 1. Р. 49–70.

Гибсон Д.Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 465 с.

Chemero A. Radical embodied cognitive science // Review of General Psychology. 2013. Vol. 17, N 2. Р. 145.

Beer R.D. A dynamical systems perspective on agent-environment interaction // Artificial intelligence. 1995. N 72, N 1–2. Р. 173–215.

Beer R.D. Dynamical approaches to cognitive science // Trends in cognitive sciences. 2000. Vol. 4, N 3. Р. 91–99.

Braun M. Differential equations and their applications (4th ed.). New York: Springer Verlag, 1994. 319 р.

Johnson J. S., Spencer J.P., Schöner G. Moving to higher ground: The dynamic field theory and the dynamics of visual cognition // New Ideas in Psychology. 2008. Vol. 26, N 2. Р. 227–251.

Piaget J. The construction of reality in the child. New York: Basic, 1954. 289 р.

Smith L.B., Thelen E., Titzer R., McLin D. Knowing in the context of acting: the task dynamics of the A-not-B error // Psychological review. 1999. Vol. 106, N 2. Р. 235.

Thelen E., Schöner G., Scheier C., Smith L.B. The dynamics of embodiment: A field theory of infant perseverative reaching // Behavioral and brain sciences. 2001. Vol. 24, N 1. Р. 1–34.

Erlhagen W., Schöner G. Dynamic field theory of movement preparation // Psychological review. 2002. Vol. 109, N 3. Р. 545.

Smith L.B., Thelen E. Development as a dynamic system // Trends in cognitive sciences. 2003. Vol. 7, N 8. Р. 343–348.

Schöner G. Learning and recall in a dynamic theory of coordination patterns // Biological Cybernetics. 1989. Vol. 62, N 1. Р. 39–54.

Schöner G., Kelso J. S. Dynamic pattern generation in behavioral and neural systems // Science. 1988. Р. 1513–1520.

Ditzinger T. Optical illusions: examples for nonlinear dynamics in perception // In Nonlinear Dynamics in Human Behavior. Berlin; Heidelberg: Springer, 2010. Р. 179–191.

Schöner G., Thelen E. Using dynamic field theory to rethink infant habituation // Psychological review. 2006. Vol. 113, N 2. Р. 273.

Van Orden G.C. Nonlinear dynamics and psycholinguistics // Ecological Psychology. 2002. Vol. 14, N 1–2. Р. 1–4.

Koster E.H., Fang L., Marchetti I., Ebner-Priemer U., Kirsch P., Huffziger S., Kuehner C. Examining the relation between mood and rumination in remitted depressed individuals: A dynamic systems analysis // Clinical Psychological Science. 2015. Vol. 3, N 4. Р. 619–627.

Stephen D.G., Dixon J.A., Isenhower R.W. Dynamics of representational change: Entropy, action, and cognition // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2009. Vol. 35, N 6. Р. 1811.

Stamovlasis D., Tsaparlis G. Applying catastrophe theory to an information processing model of problem solving in science education // Science Education. 2012. Vol. 96, N 3. Р. 392–410.

Lewis M.D. The promise of dynamic systems approaches for an integrated account of human development // Child development. 2000. Vol. 71, N 1. Р. 36–43.

Thelen E., Smith L.B. Dynamic systems theories // Handbook of child psychology. 1998. Vol. 1. Р. 258–312.

Fogel A. Developing through relationships. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 307 р.

van Geert P. A dynamic systems model of basic developmental mechanisms: Piaget, Vygotsky, and beyond // Psychological review. 1998. Vol. 105, N 4. Р. 634.

Randerath J., Goldenberg G., Spijkers W., Li Y., Hermsdörfer J. From pantomime to actual use: how affordances can facilitate actual tool-use // Neuropsychologia. 2011. Vol. 49, N 9. Р. 2410–2416.

Iani C., Baroni G., Pellicano A., Nicoletti R. On the relationship between affordance and Simon effects: Are the effects really independent? // Journal of Cognitive Psychology. 2011. Vol. 23, N 1. Р. 121– 131.

Tipper S.P., Paul M.A., Hayes A.E. Vision-for-action: The effects of object property discrimination and action state on affordance compatibility effects // Psychonomic bulletin & review. 2006. Vol. 13, N 3. Р. 493–498.

Kostov K., Janyan A. Reversing the affordance effect: negative stimulus-response compatibility observed with images of graspable objects // Cognitive processing. 2015. Vol. 16, N 1. Р. 287–291.

Massaro D.W. An information-processing analysis of perception and action // Relationships between perception and action. Berlin; Heidelberg: Springer, 1990. Р. 133–166.

Barsingerhorn A.D., Zaal F.T., Smith J., Pepping G.J. On possibilities for action: The past, present and future of affordance research // Avant. 2012. Vol. 3, N 2. Р. 54–69.

Warren W.H. Perceiving affordances: visual guidance of stair climbing // Journal of experimental psychology: Human perception and performance. 1984. Vol. 10, N 5. Р. 683.

Mark L. S., Vogele D. A biodynamic basis for perceived categories of action: A study of sitting and stair climbing // Journal of Motor Behavior. 1987. Vol. 19, N 3. Р. 367–384.

Mark L. S., Balliett J.A., Craver K.D., Douglas S.D., Fox T. What an actor must do in order to perceive the affordance for sitting // Ecological Psychology. 1990. Vol. 2, N 4. Р. 325–366.

Pufall P.B., Dunbar C. Perceiving whether or not the world affords stepping onto and over: A developmental study // Ecological Psychology. 1992. Vol. 4, N 1. Р. 17–38.

Jiang Y., Mark L. S. The effect of gap depth on the perception of whether a gap is crossable // Perception & Psychophysics. 1994. Vol. 56, N 6. Р. 691–700.

van der Meer A.L. Visual guidance of passing under a barrier // Early Development and Parenting. 1997. Vol. 6, N 34. Р. 149–158.

Wagman J.B., Malek E.A. Perception of affordances for walking under a barrier from proximal and distal points of observation // Ecological Psychology. 2008. Vol. 20, N 1. Р. 65–83.

Wagman J.B., Malek E.A. Geometric, kinetic-kinematic, and intentional constraints influence willingness to pass under a barrier // Experimental Psychology. 2009. Vol. 56, N 6. Р. 409–417.

Stefanucci J.K., Geuss M.N. Duck! Scaling the height of a horizontal barrier to body height // Attention, Perception, Psychophysics. 2010. Vol. 72, N 5. Р. 1338–1349.

Warren Jr W.H., Whang S. Visual guidance of walking through apertures: body-scaled information for affordances // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1987. Vol. 13, N 3. Р. 371.

Kinsella-Shaw J.M., Shaw B., Turvey M.T. Perceiving ‘Walk-on-able’ Slopes // Ecological Psychology. 1992. Vol. 4, N 4. Р. 223–239.

Konczak J., Meeuwsen H.J., Cress M.E. Changing affordances in stair climbing: The perception of maximum climbability in young and older adults // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1992. Vol. 18, N 3. Р. 691.

Thill S., Caligiore D., Borghi A.M., Ziemke T., Baldassarre G. Theories and computational models of affordance and mirror systems: an integrative review // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2013. Vol. 37, N 3. Р. 491–521.

Hamilton A.F., Grafton S.T. The motor hierarchy: from kinematics to goals and intentions // Attention and performance / ed. Y.Rosetti, M.Kawato, P.Haggard. New York: Oxford University Press, 2007. Р. 658.

Kilner J.M., Friston K.J., Frith C.D. Predictive coding: an account of the mirror neuron system // Cognitive Processing. 2007. Vol. 8, N 3. Р. 159–166.

Creem-Regehr S.H., Lee J.N. Neural representations of graspable objects: are tools special? // Cognitive Brain Research. 2005. Vol. 22, N 3. Р. 457–469.

Borghi A.M., Riggio L. Sentence comprehension and simulation of object temporary, canonical and stable affordances // Brain Research. 2009. Vol. 1253. Р. 117–128.

Simon J.R. Reactions toward the source of stimulation // Journal of experimental psychology. 1969. Vol. 81, N 1. Р. 174.

Tucker M., Ellis R. On the relations between seen objects and components of potential actions // Journal of Experimental Psychology: Human perception and performance. 1998. Vol. 24, N 3. Р. 830.

Pellicano A., Iani C., Borghi A.M., Rubichi S., Nicoletti R. Simon-like and functional affordance effects with tools: The effects of object perceptual discrimination and object action state // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2010. Vol. 63, N 11. Р. 2190–2201.

Prinz W. Perception and action planning // European journal of cognitive psychology. 1997. Vol. 9, N 2. Р. 129–154.

Knoblich G., Prinz W. Linking perception and action: An ideomotor approach // Higher-order motor disorders. Oxford: Oxford University Press, 2005. Р. 79–104. 87.

Джеймс У. Принципы психологии. М.: Педагогика, 1991. 368 с.

Müsseler J. Focusing and the process of pronominal resolution // Focus and coherence in discourse processing. London: Walter de Gruyter, 1995. Р. 52–73.

Müsseler J., Hommel B. Blindness to response-compatible stimuli // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1997. Vol. 23, N 3. Р. 861–871.

Ellis R., Tucker M. Micro-affordance: The potentiation of components of action by seen objects // British journal of psychology. 2000. Vol. 91, N 4. Р. 451–471.

Phillips J.C., Ward R. SR correspondence effects of irrelevant visual affordance: Time course and specificity of response activation // Visual cognition. 2002. Vol. 9, N 4–5. Р. 540–558.

Tucker M., Ellis R. Action priming by briefly presented objects // Acta psychologica. 2004. Vol. 116, N 2. Р. 185–203.

Информация об авторах

Логинов Никита Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5994-4191, e-mail: lognikita@yandex.ru

Спиридонов Владимир Феликсович, доктор психологических наук, Профессор декан Факультета психологии, заведующий лабораторией когнитивных исследований факультета психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5081-879X, e-mail: vfspiridonov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 133
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 68
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4