Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10658Новости 2028Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №2 / 2018 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов 108

|

Кашапов М.М.
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, руководитель лаборатории профессионального и личностного развития Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, исполнительный директор Ярославского регионального отделения РПО, Ярославль, Россия

Огородова Т.В.
кандидат психологических наук, Ярославль, Россия
e-mail: shtak@bk.ru

Филиппович Х.Н.
магистр, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Россия
e-mail: hristinafili704@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены два важных для спортивной деятельности психологических явления — психические состояния личностного уровня и типы реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется важностью их изучения для развития более общих проблем, в частности проблемы конфликтов в спортивной деятельности. Исследование спланировано как сопоставительное и исходит из предположения о существенном значении следующих факторов: а) специализации внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный); б) различных видов спорта (сложнокоординационный и игровой вид спорта); в) регулярных занятий спортом (спортсмены и не занимающиеся спортом). Выборку составили девочки в возрасте 13–16 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию и представляющие художественную гимнастику, синхронное плавание, волейбол, гандбол (всего 69 человек), и не занимающиеся спортом (23 человека). В плане решения основных задач исследования использовалась расширенная система методов, включающая в себя психодиагностические методики, методы статистической обработки данных и структурно-психологического анализа. В результате исследования обнаружено прямое влияние психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии. Ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте. Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом позволил выявить большую выраженность показателя «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель «решение» чаще преобладает у спортсменов.

Ключевые слова: конфликт, тип реагирования, психические состояния, виды спорта, спорт

Рубрика: Прикладные исследования и практика

Тип: научная статья

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-06-00196а).

Ссылка для цитирования

Литература

Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 120 с.

Петров С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 218 с.

Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

Кашапов А. С., Воскресенский А. М. Взаимосвязь творчества и конфликтной компетенции в разрешении спортсменами конфликтов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9 (2). С. 186–189.

Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Взаимосвязь типов реагирования в конфликте с психическими состояниями спортсменов // Национальные программы формирования здорового образа жизни: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Рудиковские чтения 2017»; под общ. ред. Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 484–488.

Кашапов М. М., Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Доминирующие психические состояния и тревожность у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 73–79.

Чуча О. Л. Роль ритма в художественной гимнастике // Спортивный психолог. 2008. № 3 (15). С. 38–41.

Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ, 2003. 81 с.

Кашапов М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 19–21 ноября 2013 г. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 38–43.

Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 128 с.

Петров С. И. Валидность и надежность методики «Конфликтные ситуации в спорте» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 110–114.

Гожин В. В., Малков О. Б. Структура игрового взаимодействия единоборцев и тактические действия при обыгрывании противника // Спортивный психолог. 2010. № 3. C. 50–55.

Нестерова Т. В., Украинец А. В. Личностно-психологические особенности спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях художественной гимнастики // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: мат-лы XI Междунар. науч. конгресса. Минск, 10–12 октября 2007 г. Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2007. 588 с.

Краев Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999. 24 с.

Гордон С. М., Ильин А. Б. Сравнение показателей личности спортсменов и не занимающихся спортом // Спортивный психолог. 2006. № 2 (8). С. 59–64.

Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

Одинцова М. А. Физическая культура как условие формирования «культурной одаренности» современного человека // Спортивный психолог. 2010. № 3 (21). С. 11–15.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика