Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности

132

Аннотация

Осмысляемые в новых движениях философии и искусства трансформации современности служат средством культурно-психологического анализа изменяющейся субъективности человека. Основой модернизма являлась классическая рациональность, логоцентризмы и универсальные дискурсы. Вплоть до ХХ в. развитие сопровождали социальный оптимизм, вера в упорядоченность мира, прогресс и разум. Постмодернизм выступил отрезвляющей прививкой от тотальности дискурсов, возродил принцип сомнения, воззвал к критическому разуму. Однако для анализа психологии наших дней постмодернистский дискурс устарел, не улавливая текущие изменения. На смену пришел метамодернизм, фиксирующий трансформации современности более тонко и точно. В отличие от постмодернизма, он стремится не переосмыслить, а пережить мир заново и целостно. Если постмодернизм упрекали в антиисторизме, где тотальные дискурсы потеснила гипертекстуальность, то метамодернизм чувствителен к изменяющимся социокультурным контекстам, укоренен в историю и культуру, самоосмыслен как культуральное явление. В статье проанализирована новая для психологической науки методологическая стратегия метамодернизма, представляющая колебание между двумя полюсами, в частности модерном и постмодерном, при одновременном использовании их представлений и практик. Основой стратегии выступает принцип осцилляции, методологический смысл которого во взаимосогласованной интеграции знания при одновременном освобождении от застывших и жестких эпистемологических традиций. Преодолевая линейные и одномерные конструкции, метамодернизм использует каждую из них ситуативно, в локальном контексте, в конкретности случая, делая концептуальное разнообразие гибким инструментарием исследователя. Метамодернистское мировосприятие конструирует новые образы человека. Психологические черты и феномены метамодерна описываются как виртуальность, интерактивность, дигитальность, приоритет ценностей самовыражения, повседневности, возрастание доверия, искренности, солидарности. Эти черты, представленные в разных концепциях, предстоит осмыслить как целостное мировоззрение эпохи. В качестве методологической стратегии метамодернизм есть стихийный ответ на вызовы сложности, многомерности и транзитивности современного мира.

Общая информация

Ключевые слова: методология, психология, постмодернизм, метамодернизм, субъективность, трансдисциплинарность

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гусельцева М.С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 4. С. 327–340.

Литература

Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: ИПРАН, 2018. 716 с.

Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics and Culture. 2010. Vol. 2. P. 1–14.

Vermeulen T., van den Akker R. Utopia, Sort of: A Case Study in Metamodernism // Studia Neophilologica. 2015. Vol. 87 (1). P. 55–67.

Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism / eds R. van den Akker, A. Gibbons, T. Vermeulen. London: Rowman & Littlefield International, 2017. 304 p.

Гребенюк А. А. Основы метамодернистской психологии // Metamodern: журнал о метамодернизме. 2017. URL: http://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology/ (дата обращения: 24.12.2017).

Турушева Ю. Б. О тенденциях метамодернизма в нарративном подходе // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 19–26.

Turner L. Metamodernism: A Brief Introduction // Berfrois. 2015. URL: http://www.metamodernism.com/2015/01/12/metamodernism-a-brief-introduction/ (дата обращения: 24.12.2017).

Turner L. Metamodernism // Manifesto. 2011. URL: www.metamodernism.org/ (дата обращения: 24.12.2017).

Abramson S. Ten Basic Principles of Metamodernism // The blog. 2015. URL: http://www.huffingtonpost.com/seth-abramson/ten-key-principles-in-met_b_7143202.html (дата обращения: 24.12.2017).

Metamodern: журнал о метамодернизме. URL: http://metamodernizm.ru (дата обращения: 14.08.2018).

Мартин Р. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры. М.: Юрайт, 2016. 228 c.

Гусельцева М. С. Принцип развития в современной психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Разработка и реализация принципа развития в современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: ИПРАН, 2016. С. 31–51.

Психология неопределенности и вызовы современности [Спецвыпуск] // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.08.2018).

Марцинковская Т. Д. Современная психология — вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.08.2018).

Kirby A. Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. New York; London: Continuum, 2009. 282 p.

Kirby A. The Death of Postmodernism and Beyond // Philosophy Now. A magazine of ideas. 2006. Iss. 58. Now/Dec. URL: https://philosophynow.org/issues/58/The_Death_of_Postmodernism_And_Beyond (дата обращения: 18.01.2018).

Supplanting the Postmodern: An Anthology of Writings on the Arts and Culture of the Early 21st/ eds D. Rudrum, N. Stavris. New York: Bloomsbury Academic, 2015. 336 p.

Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism // Anthropoetics: The electronic Journal of Generative Anthropology. Fall 2000. Winter 2001. Vol. 6, N 2. P. 1–17.

Samuels R. Auto-Modernity after Postmodernism: Autonomy and Automation in Culture, Technology, and Education // Digital Youth, Innovation, and the Unexpected / ed. by T. McPherson. Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. P. 219–240.

Psychology and postmodernism / ed. by S. Kvale. London: Sage Publ., 1994. 240 p.

Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Постмодернизм как парадигма: конец или начало? // От иcкусства оттепели к искусству периода распада империи / под ред. Н. А. Хренова. М.: Государственный институт искусствознания; «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2013. С. 629–661.

Гусельцева М. С. Эстетическая парадигма и трансформации повседневности: методологические аспекты // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1598-guseltseva60.html (дата обращения: 15.08.2018).

Эпштейн М. Н. De’but de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века // Знамя. 2001. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/epsh.html (дата обращения: 17.05.2017)

Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 347 с.

Мороз О. В. «Я считаю интернет правом, мои родители — скорее зависимостью» // Газета.Ru, 2017. URL: https://www.gazeta.ru/comments/2017/08/18_a_10837418.shtml (дата обращения: 11.08.2018).

Шульман Е. М. Искусственный интеллект — страшная цель человечества // ТВ Культура, 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QakmezfpWbc&frags=wn (дата обращения: 10.08.2018).

Altermodern: A Conversation with Nicolas Bourriaud // Art in America. 2009. URL: http://www.artinamericamagazine.com/news-features/interviews/altermodern-a-conversation-with-nicolas-bourriaud/(дата обращения: 24.05.2017).

Bourriaud N. Altermodern // Tate Triennial. 2009. URL: http://dnwilliams.com/altprod/readings/bourriaud_altermodernism.pdf (дата обращения: 24.05.2017).

Интервью с Робином ван ден Аккером // Metamodern: журнал о метамодернизме. Март, 2017. URL: http://metamodernizm.ru/robin-van-den-akker/ (дата обращения: 20.05.2017).

Базаргани Д. Т., Ларсари В. Н. «Постмодернизм»: может ли современная ситуация быть описана термином «постмодерн»? Реферативный обзор постмодернизма и его критики в современных дидактических программах // Журнал «Гефтер», 2015. URL: http://gefter.ru/archive/14194 (дата обращения: 20.05.2017).

Schauer F. Transparency in Three Dimensions // University of Illinois Law Review. 2011. Vol. 4. P. 1339–1358.

Гришина Н. В., Костромина С. Н. Психология личности: переосмысление традиционных подходов в контексте вызовов современности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1405-grishina52.html (дата обращения: 10.08.2018).

Гусельцева М. С. Смешанные методы в свете идеала постнеклассической рациональности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1016-guseltseva36.html (дата обращения: 10.04.2018).

Сергиенко Е. А. Межпарадигмальные мосты // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1306-sergienko48.html (дата обращения: 20.10.2016).

Асмолов А. Г. От культуры полезности к культуре достоинства // Человек без границ. 2013. URL: http://asmolovpsy.ru/sites/default/files/ot_kultury_poleznosti_k_kulture_dostoinstva.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

Информация об авторах

Гусельцева Марина Сергеевна, доктор психологических наук, Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт РАО, Ведущий научный сотрудник Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0545-0612, e-mail: mguseltseva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 218
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 132
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7