Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости

63

Аннотация

Раскрыто психологическое содержание жизненной компетентности молодых людей в контексте решения возрастных задач. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты. Выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет. В исследовании измерялись показатели уровня развития жизненной компетентности, представленность в ее психологическом содержании каждого из компонентов. Установлено, что в совокупности все выделенные компоненты взаимосвязаны и образуют единую структуру. При решении возрастных задач в наибольшей степени актуализируются когнитивный и поведенческий компоненты жизненной компетентности, в наименьшей — аффективный. Эмпирически обосновано, что субъективно значимыми возрастными задачами, определяющими потенциальное развитие личности в молодости, выступают такие как: поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Жизненная компетентность наиболее востребована в решении следующих возрастных задач: обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания, становление личности как профессионала. Все они являются наиболее решаемыми возрастными задачами в молодости, что характеризует актуальное развитие личности в этот период.

Общая информация

Ключевые слова: личность, жизненная компетентность, возрастные задачи развития, молодость, контент-анализ

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Иванкова Д.Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 4. С. 381–395.

Литература

Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter. Aufgaben der Pravention und Rehabilitation // Handbuch der Praventivmedizin / Hrsg P.J.Alhoff, J.Leidel, G.Ollenschlager, P.Voigt. Berlin; Heidelberg; New York: Springer. 2007. P. 601–628.

Назаренко-Матвеева Т.М. Социальное проектирование как средство формирования жизненной компетентности обучающихся // Вестник РМАТ.2015. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.10.2016).

Демчук Е. Тезаурус життєвої компетентності молоді // Український науковий журнал освіта регіону Політологія психологія комунікації. Україна. 2013. № 2. URL: http://social-science.com.ua/article/1075 (дата обращения: 03.03.2017).

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 269 с. 5. Леонтьев Д.А. Психология свободы // Интегральная психология. URL: http://i-psy.ru/content/view/87/119/ (дата обращения: 12.05.2018).

Нуркова В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 17–25.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Т. 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров. М.: АПКиПРО, 2004. 116 с.

Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 326–336.

Иванкова Д.Л. Исследование взаимосвязи жизненной компетентности и толерантности к неопределенности в молодости // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр.: в 2 т. / под ред. Е.В.Бакшутовой, О.В.Юсуповой, Е.Ю.Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 56–60.

Иванкова Д.Л. Изучение жизненной компетентности молодых людей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сб. мат-лов XXIII междунар. симпозиума / под ред. Г.А.Вайзер, Н.В.Кисельниковой, Т.А.Поповой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 324–327.

Информация об авторах

Иванкова Дарья Леонидовна, аспирант, Тульский государственный университет, Тула, Россия, e-mail: lazs@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 129
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 63
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1