Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №4 / 2018 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности 57

|

Костромина С.Н.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Факультет психологии, Санкт-Петербургского государственного, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: s.kostromina@spbu.ru

Гришина Н.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6763-7389
e-mail: n.v.grishina@spbu.ru

Зиновьева Е.В.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1052-103X
e-mail: e.zinovieva@spbu.ru

Москвичева Н.Л.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: n.moskvicheva@spbu.ru

Аннотация

Раскрывается понятие жизненной модели как конструкта, конкретизирующего понятие жизненного сценария. В настоящее время проблематика жизненного пути и жизненного сценария переживает новый этап развития, что связано с глобальными изменениями современного общества, расширяющимися возможностями для жизнетворчества. Одной из исследовательских задач становится разработка концептов, конкретизирующих ключевые термины в этом проблемном поле. Анализ эволюции идей о жизненном сценарии позволяет уйти от его трактовки как неосознанной структуры, детерминированной ранним опытом, и рассматривать его как многомерный конструкт, соединяющий разные контексты существования человека. Современные методические подходы к изучению жизненного сценария представлены в трех аспектах: социологическом (расписание жизни), практико-ориентированном (опыт и установки, усвоенные в детстве) и исследовательском (через описание жизненного пути на разных возрастных этапах, событийного ряда и личной истории). Сравнение методов, использующихся для изучения жизненного сценария, позволяет выделить их преимущества и ограничения. Методическая разнонаправленность в исследованиях жизненного сценария проявляется в получении данных, которые трудно сопоставимы из-за разных теоретических позиций и используемых методических подходов. Предлагаемый концепт «жизненная модель» интегрирует разные составляющие жизненного сценария и понимается как его часть, реализуемая человеком в конкретной жизненной сфере. Среди них в качестве основных выделены профессиональная сфера, сфера близких отношений и персональная сфера. Каждая описывается жизненной моделью с соответствующими ей характеристиками и параметрами, доступными эмпирическому изучению. Конкретизация жизненного сценария через концепт жизненной модели и предлагаемый в статье вариант ее операционализации создает условия для изучения жизненного сценария в разных исследовательских ракурсах.

Ключевые слова: жизненный путь, жизненный сценарий, жизненная модель, жизненный выбор

Рубрика: Теория и методология психологии

Тип: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках исследовательского проекта № 18-013-00599 («Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование»).

Ссылка для цитирования

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/491-grishina17. html (дата обращения: 12.06.2018).

Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59–64.

Верещагина М.В., Гагулаева А.А. Гендерные особенности представлений студентов о жизненном пути // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2016. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view (дата обращения: 16.07.2018).

Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо-пресс, 2003. 576 с.

Life Scripts: A transactional analysis of unconscious relational patterns / ed. R.G.Erskine. London: Karnac Books, 2010. 312 p.

Stuthridge J. Script or scripture? // Life Scripts: A transactional analysis of unconscious relational patterns / еd. by R.G.Erskine. London: Karnac Books, 2010. P. 73–100.

Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40.html (дата обращения: 12.06.2018).

Леонтьев Д.А. Новые ориентиры в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.

Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. T. 2. 328 c.

Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. 494 с.

Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия. М.: Смысл, 2017. 416 с.

Сергиенко Е.А. Современные идеи развития в психологии // Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 84–115.

Нуркова В.В., Митина О.В., Янченко Е.В. Сгущения в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. 2005. № 26 (2). С. 22–32.

Нуркова В.В., Днестровская М.В., Михайлова К. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25.html (дата обращения: 25.07.2018).

Алюшева А.Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25.html (дата обращения: 25.07.2018).

Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Прогресс, 1988. 400 с.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс; Прогресс-Универс, 1993. 336 с.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 330 с.

Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. № 5. С. 54–62.

Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103–110.

Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 37–51.

Зайцева Ю.Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я-нарративах // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1402-zaytceva52.html (дата обращения: 01.08.2018).

Мак-Адамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Выпуск 3. С. 135–166.

Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003. 22 с.

Манеров В.Х., Посохова С.Т., Королева Н.Н. Смысловые образования в субъективной картине жизненного пути личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 132–143.

Епифанова А.Ю. Катастрофическое сознание как фактор формирования жизненных сценариев современной российской молодежи // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 8 (54). С. 160–163.

Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003. 416 с.

Алехина Е.А., Капиренкова О.Н. Особенности конструктивных и деструктивных жизненных сценариев в юношеском возрасте // Проблемы и перспективы современной науки. 2017. № 17. С. 72–78.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

McAdams D. The Person: An Introduction to the Science of Personality Psychology. Hoboken, NJ: A John Wiley & Sons Inc., 2009. 598 p.

Kunnen E. S. Congruency Between Domains in Commitment Development // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2010. N 10. Р. 254–269.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика