Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10443Новости 1993Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №1 / 2019 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности восприятия и понимания социального взаимодействия при депрессивных расстройствах 14

|

Попова Д.А.
студент факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: wooshki4@gmail.com

Аннотация

В данной работе приведены результаты исследования, направленного на изучение осо- бенностей восприятия и понимания социального взаимодействия депрессивными больными. Проводилось сравнение когнитивной деятельности лиц с депрессиями (N = 25) и здоровых лиц (N = 28). В экспериментальную группу включались интеллектуально сохранные лица, имеющие депрессивную симптоматику вне психотического состояния. Реципиенты были уравнены по полу и уровню образования. При помощи технологии бесконтактной регистрации движений глаз (Eye Tracking Technology) оценивалась глазодвигательная активность испытуемых при просмотре коротких видеоизображений ситуаций социального взаимодействия. Также оценивались вербальные отчеты испытуемых при воспроизведении смысла просмотренного сюжета. В результате исследования было выявлено, что пациенты с депрессией обнаруживают нарушения понимания межличностного взаимодействия при зрительном восприятии социальных сцен. Это проявляется в осуществлении ими отличных от здоровых схем движений глаз при просмотре видеороликов, а также в неполных и искаженных вербальных отчетах о поведении персонажей в коммуникативных ситуациях. По результатам исследования была построена теоретическая модель социального познания, согласно которой выделены три основных когнитивных процесса, задействованных при восприятии социального взаимодействия: распознание сценариев коммуникативной ситуации, перцептивная координация с участниками взаимодействия, построение прогнозов дальнейшего развития событий. Впервые были обнаружены и описаны психологические механизмы, являющиеся причиной нарушения понимания ситуаций социального взаимодействия у депрессивных лиц. Предполагается, что лица с депрессиями испытывают затруднения в перцептивной координации с участниками взаимодействия, в результате чего не отслеживают существенные элементы коммуникативной ситуации и не строят адекватных прогнозов относительно дальнейших событий. Причины этого еще предстоит прояснить, однако уже на данном этапе выявленные особенности когнитивной деятельности депрессивных больных позволяют разрабатывать новые диагностические инструменты и стратегии психокоррекции.

Ссылка для цитирования

Литература

Пуговкина О. Д. Нарушение социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 80–97.

Hansenne М. Emotional intelligence and personality in major depression: Trait versus state effects // Psychiatry Research. 2007. N 1. P. 63–68.

Segrin C. Social skills deficits associated with depression // Clinical Psychology Review. 2000. N 3. P. 379–403.

Грибкова Ю. М., Пуговкина О. Д. Исследование ментализации у больных депрессией // Мате риалы Всероссийской конференции «Повышение эффективности лечебно-реабилитационной по- мощи психически больным». Москва, 12–14 декабря 2011. С. 305.

Fischer-Kern M., Fonagy P., Kapusta N. [et al.]. Mentalizing in Female Inpatients With Major Depressive Disorder // Journal of Nervous and Mental Disease. 2013, N 3. P. 202–207.

Lee L. T., Harkness K. L., Sabbagh M. A., Jacobson J. A. Mental state decoding abilities in clinical depression // Journal of Affective Disorders. 2005. N 86. P. 247–258.

Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становле- ния понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.

Inoue Y., Tonooka Y., Yamada K., Kanba S. Deficiency of theory of mind in patients with remitted mood disorder // Journal of Affective Disorders. 2004. N 82. P. 403–409.

Wang Y., Wang Y., Chen S., Zhu C., Wang K. Theory of mind disability in major depression with or without psychotic symptoms: A componential view // Psychiatry Research. 2008. N 161. P. 153–161.

Wolkenstein L., Schönenberg M., Schirm E., Hautzinger M. I can see what you feel, but I can’t deal with it: Impaired theory of mind in depression // Journal of Affective Disorders. 2011. N 132. P. 104–111.

Зотов М. В., Андрианова Н. Е., Попова Д. А., Гусева М. С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 4–21.

Clark H. H. Coordinating With Each Other in a Material World. Discourse Studies / Sage Publications. London, Thousand Oaks, CA, 2005. Vol. 7. P. 507–525.

Gergle D., Kraut R. E., Fussel S. R. Action as a Language in a Shared Visual Space // Proceedings of the 2004 ACM conference on Computer supported cooperative work, 2004. P. 487–496.

Tomasello M., Carpenter M. Shared intentionality. Developmental Science. 2007. Vol. 10. N 1. P. 121–125.

Холмогорова А. Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 10–29.

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding: an inquiry into human knowledge structures. Hilsdale, NJ: Erlbaum, 1977. 248 p.

Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и филосо- фия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000. 640 с.

Dabrowska E., Divijak D. Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin & Boston: De Gruyter Mouton, 2015. P. 232–252.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 с.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика