Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10308Новости 1982Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №3 / 2019 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием 31

|

Волченкова Е.А.
студент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
e-mail: katrin3571513@gmail.com

Молчанова О.Н.
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия
e-mail: olmol@list.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению связей между параметрами потерянных возможных «Я» и субъективным благополучием. Выполнен краткий обзор современных исследований, направленных на изучение феномена потерянных возможных «Я». Представлены результаты эмпирического исследования содержания и параметров потерянных возможных «Я» и их связи с компонентами субъективного благополучия на выборке добровольцев, заполнявших онлайн-опросник. В исследовании приняли участие 42 человека, средний возраст — 27 лет. Респондентам предлагались следующие методики: модифицированный опросник для изучения возможных «Я»; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева); шкала субъективного счастья С. Любомирски (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева) и опросник психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). Обнаружено, что содержание потерянных возможных «Я» главным образом было связано с деловой сферой (учеба, профессия, работа) и сферой непрофессиональных занятий и почти исключительно относилось к потерям позитивных образов «Я». Выявлены негативная связь между количеством предпринятых действий для реализации потерянного возможного «Я» и субъективным счастьем; между выраженностью сожаления о нереализованном образе «Я», частотой обращения к нему и самопринятием. Отмечается позитивная связь между значимостью потерянных возможных «Я» и положительными отношениями с другими и личностным ростом; способностью реализации потерянного возможного «Я» и личностным ростом. Результаты исследования показывают, что такие параметры потерянных возможных «Я», как значимость, предпринятые для их реализации действия, частота обращения и уверенность в собственной способности их реализовать, обладают предсказательным эффектом для компонентов субъективного благополучия. Результаты свидетельствуют о том, что потерянные возможные «Я» не уходят со «сцены» жизни человека, но продолжают существовать, определяя особенности его субъективного благополучия.

Ссылка для цитирования

Литература

Markus H., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. Vol. 41, nо. 9. P. 954–969. https://doi.org/10.1037/0003-066X. 41.9.954

Hooker K. Possible selves and perceived health in older adults and college students // Journal of Gerontology. 1992. Vol. 47, no. 2. P. 85–95. https://doi.org/10.1093/geronj/47.2.P85

King L.A., Smith N.G. Gay and straight possible selves: Goals, identity, subjective well-being, and personality development // Journal of Personality. 2004. Vol. 72, no. 5. P. 967–994. https://doi.org/10.1111/ j.0022-3506.2004.00287.x

Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Jonson T. Possible selves as roadmaps // Journal of research in personality, 2004. Vol. 38, no. 2. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6

Frazier L.D., Hooker K. Possible selves in adult development: Linking theory and research / Ed. by C.Dunkel, J.Kerpelman. Possible selves: Theory, research, and application. Huntington; New York: Nova Science, 2006. P. 41–59.

Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Возможные Я: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, No 4. С. 801–815.

Костенко В.Ю. Возможное Я: подход Хейзел Маркус // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, No 2. С. 421–430.

Старовойтенко Е.Б. Я-неизвестное в отношениях личности к себе и Другому // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. No 3. С. 35-49.

Knox M., Funk J., Elliot R., Bush E.G. Adolescents’ possible selves and their relationship to global self-esteem // Sex Roles. 1998. Vol. 39. P. 61–79.

Landau M.J., Keefer L.A., Oyserman D., Smith G.C. The college journey and academic engagement: How metaphor use enhances identity-based motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106, no. 5. P. 679–698.

https://doi.org/10.1037/a0036414

Aloise-Young P.A., Hennigan K.M., Leong C.W. Possible selves and negative health behaviors during early adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2001. Vol. 21. P. 158–181.

Bi C., Oyserman D. Left behind or moving forward? Effects of possible selves and strategies to attain them among rural Chinese children // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 44. P. 245–258. https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2015.08.004

Oyserman D., Markus H. Possible selves and delinquency // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59, no. 1. P. 112–125.

Ryff C.D. Possible selves in adulthood and old age: A tale of shifting horizons // Psychology and Aging. 1991. Vol. 6, no. 2. P. 286–295.

King L.A., Raspin C. Lost and found possible selves, subjective well-being, and ego development in divorced women // Journal of Personality. 2004. Vol. 72, no. 3. P. 603–632. https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00274.x

King L.A., Hicks J.A. Whatever happened to «What might have been? Regrets, happiness, and maturity // American Psychologist. 2007. Vol. 62, no. 7. P. 625–636. https://doi.org/10.1037/0003-066X. 62.7.625

Аванесян М.О. Альтернативная автобиографическая история как составляющая возможного «я» // Психологические исследования. 2018. Т. 11, No 61. С. 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1619-avanesyan61.html (дата обращения: 04.02.2019).

Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. No 2. С. 37–51.

Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

Леонтьев Д.А., Сучков Д.Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, No 44. С. 1. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n44/300-leontiev44 (дата обращения: 04.02.2019).

Зайцева Ю.Е. Время смысла: нарративный модус временной перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 1. С. 16–33. URL: http://vestnik.spbu.ru/html18/s16/s16v1/03.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

Klinger E. Consequences of commitment to and disengagement from incentives // Psychological Review. 1975. Vol. 82, no. 1. P. 1–25.

Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. No 3. С. 95–123.

Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are. Eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2006. Vol. 9 (1). P. 13–39.

Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, no. 6. P. 1069–1081.

Василевская Е.Ю. Возможные «Я» как альтернативные истории жизни. Выпускная квалификационная работа — магистерская диссертация. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 145 с.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

Wilson J.P., Wilson S.B. Sources of self-esteem and the person & situation controversy // Psychological Report. 1976. Vol. 38, no. 2. P. 355–358.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / cост. К.В.Сельченок. Минск: Харвест, 2000. С. 142–194.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, No 4. С. 110–135.

Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2010. 392 с.

Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. 204 с.

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти. М.: УРАО, 2000. 320 с.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика