Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №1 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологическое исследование ценностных предпочтений лидеров российского бизнеса 10

|

Бровкина Ю.А.
аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3846-8691
e-mail: mawaranyo@me.com

Базаров Т.Ю.
доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» , Москва, Россия
e-mail: tbazarov@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций лидеров российского бизнеса, представляющего собой первый этап научного исследования, ставящего своей целью оценить лидерский потенциал российского предпринимательства и сделать вывод о готовности российского бизнеса к процессу перехода к цифровому сообществу. В основе механизма оценки лидерского потенциала лежит ситуационно-ролевая модель лидерства, основанная на теории поля Курта Левина. В ходе интервьюирования предпринимателей и топ-менеджеров крупных компаний, были сформулированы гипотезы относительно базового набора ценностных ориентаций лидеров и их влияния на стили лидерства. Эмпирическое исследование ценностных предпочтений представителей российского бизнеса было проведено в 2018 г., в нем приняли участие 117 респондентов. Опрос проводился онлайн с помощью сервиса Google Forms. Собранные данные были подвергнуты корреляционному анализу (методом Пирсона) и иерархическому кластерному анализу (методом Уорда). Интервьюирование респондентов, у которых были выявлены устойчивые коррелирующие группы ценностных ориентаций, позволило выявить типовые ситуации в бизнес- среде, разработать ситуационно- ролевую модель лидерства и сформулировать описание четырех базовых стилей лидерства. В целом результаты исследования подтвердили гипотезы о существовании устойчивых корреляций базовых ценностных ориентаций, определяющих профили выделенных стилей лидерства. Численность некоторых выявленных групп параметров невелика (в частности численность группы, обладающей общими признаками профиля инновационного стиля лидерства, составляет 5 человек, т. е. 4% от численности респондентов), что может свидетельствовать как о недостаточно точном определении совокупности ценностных ориентаций, описывающих данный стиль лидерства, и несбалансированности самого опросника, так и об отсутствии респондентов, обладающих данным стилем лидерства. В дальнейшем планируется расширение выборки исследования за счет проведения опросов лидеров в сегменте некоммерческих организаций (НКО) и социального бизнеса, а также проведение второго этапа, предусматривающего полноценное тестирование на определение стиля лидерства и выборочные глубинные интервью с респондентами в целях верификации корреляции между выявленным стилем и средой, в которой лидеры осуществляют свою деятельность

Ссылка для цитирования

Литература
  1. McGregor D. The human side of enterpise. US: McGraw-Hill Education, 2006. P. 243–259.
  2. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.
  3. Blake R., Mouton J. Rejoinder A. Comments on ‘The Productivity Battle: A Behavioral Science Analysis of Japan and the United States // The journal of Applied Behavioral Science. 1986. No. 20 (1). P. 49–56.
  4. Mishel W. From Personality and Assesment (1968) to Personality Science, 2009 // Journal of Research on Personality. 2009. Vol. 43 (2). P. 282–290. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S0092656609000178 (дата обращения: 09.10.2018).
  5. Fiedler F. A Theory of Leadership effectiviness. New York: McGraw-Hill, 1967. P. 149–212.
  6. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу. М.: МИФ, 2009. C. 83–136.
  7. Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. C. 41–66.
  8. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует? M.: Stins Coman, 2008. С. 44–59.
  9. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т. 2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. Пермь: ПСИ, 2006. C. 124.
  10. Лалу Ф., Аппер Э. Открывая организации будущего. Иллюстрированное путешествие в мир организаций нового типа. М.: МИФ, 2017. С. 43–81.
  11. Senge P. The Fifth Discipline: the art and practice of the learning organization. US. : Currency, 1990. P. 139–232.
  12. Дафт Р. Уроки лидерства. М.: ЭКСМО, 2007. C. 429–432.
  13. Hannah S.T., Eggers J.T., Jennings P.L. Complex adaptive leadership — defining what constitutes effective leadership for complex organisational contexts // Knowledge-driven Corporation: Complex Creative Destruction / Eds G.B.Graen, J.A.Graen. North Carolina, LMX Leadership Publ., 2008. P. 79–124.
  14. Avolio B.J., Hannah S.T. Developmental readiness: Accelerating leader development // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2008. No. 4. P. 331–347.
  15. Ford R. Complex leadership competency in health care: Towards framing a theory of practice // Health Services Management Research. 2009. No. 22 (3). P. 101–114.
  16. Chadwick M. Creating Order out of Chaos: A Leadership Approach // AORN Journal. 2010. No. 91 (1). P. 154–170.
  17. Obolensky N. Complex Adaptive Leadership — Embracing Paradox and Uncertainty. USA: Gower Publishing Company. 2010. P. 69–123.
  18. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М.: Апрельпресс; Эксмо-Пресс, 2000. C. 119–130.
  19. Нардоне Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений: краткосрочная быстрая терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. C. 11–66.
  20. Брабандер Л. Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций. М.: Претекст, 2008. C. 17–36.
  21. Аксеновская Л., Базаров T. Управление организационной культурой // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5, № 2. C. 9–13 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-organizatsionnoy-kulturoy-1 (дата обращения: 03.07.2019).
  22. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001. С. 8–26.
  23. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 303–308.
  24. Ulrich D., Kryscynsky D., Ulrich M. Wayne Brockbank. Leaders as paradox navigators // Wiley online library, 2017. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/ltl.20322 (дата обращения: 21.02.2019).
  25. Джонсон Б. Управление полярностями: как решать нерешаемые проблемы. М.: Манн, Иванов и Фербеp, 2018. С. 37–48.
  26. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. С. 110–232.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика