Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №1 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Метод обоснованной теории как инструмент психологического картографирования социальных ситуаций 51

|

Хорошилов Д.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4688-1934
e-mail: d.khoroshilov@gmail.com

Машков Д.С.
магистрант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: pravdasaturn@gmail.com

Аннотация

В настоящей статье методологического жанра обосновывается качественный подход к исследованию социальных ситуаций. Признание контекстуальности познания и действия, изучение динамических отношений личности и окружения, объективных и субъективных измерений их взаимодействия в повседневной жизни, формирование концепции человека как ситуации (Л.Я. Гинзбург) — современная психология не располагает инструментами для реализации этих теоретических устремлений в исследовательской практике. Предлагается использовать один из классических методов качественного анализа — метод обоснованной теории (Grounded theory), хорошо знакомый социологам, в меньшей степени — психологам. Выделяются следующие виды метода обоснованной теории: условно первого поколения (позитивистский) и второго поколения (постмодернистский). В актуальной версии А.Кларк качественный анализ превращается в смысловое картографирование ситуаций, что близко отечественной психологии социального познания, всегда учитывавшей роль восприятия, категоризации и интерпретации ситуаций их непосредственными участниками как членами различных сообществ и групп (Г.М. Андреева, Н.В. Гришина). Демонстрируются процедуры конструирования ситуационных карт: теоретическая выборка, индуктивно-дедуктивная стратегия анализа, анализ постоянных сравнений, составление аналитических заметок или памяток, кодирование. Основные этапы и техники метода иллюстрируются результатами эмпирического исследования, посвященного изучению магических практик (ясновидения, астрологии, хиромантии, гадания) в современном мегаполисе. Качественный анализ десяти глубинных интервью с представителями «магических профессий», работающими в одном из эзотерических центров Москвы, позволяет построить смысловую карту маргинальной ситуации их деятельности. В заключении статьи делается вывод, согласно которому именно качественная методология исследований «чувствительна» к контексту и, следовательно, может рассматриваться как наиболее удобный инструмент изучения социальных ситуаций. При этом вполне конкретный метод обоснованной теории, изначально разрабатываемый в социологии, оказывается ответом на поиски современной психологии, теоретические инновации которой в значительной степени неожиданно опередили эмпирические исследования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство, 2002.
  2. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.
  3. Гилович Т., Росс Л. Наука мудрости: как обратить себе на пользу важнейшие открытия социальной психологии. М.: Индивидуум паблишинг, 2019.
  4. Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник СПбГУ.Сер. 16. Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 58–68.
  5. Психология личности: пребывание в изменении / под ред. Н.В.Гришиной. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2019.
  6. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 4–17.
  7. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2015.
  8. Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Хорошилов Д.А. Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии. Ч. 1 // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 32. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.10.2019).
  9. Glaser B.G., Strauss A.L. Awareness of dying. Chicago: Aldine Publishing Company, 1965.
  10. Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Chicago: Aldine Publishing Company, 1967.
  11. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006.
  12. Glaser B.G. Theoretical Sensitivity: Advances in the Methodology of Grounded Theory. Mill Valley (CA): Sociology Press, 1978.
  13. Забаев И.В. Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б.Глезера // Социология. 2011. № 4. С. 124–142.
  14. Страусс A., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  15. Charmaz K. Constructing Grounded theory. London: Sage, 2014.
  16. Clarke A. Situational analysis. Grounded theory after postmodern turn. London: Sage, 2005.
  17. Варшавер Е. Постановка исследовательского вопроса в рамках постмодерной методологии // Социальная реальность. 2008. № 6. С. 91–101.
  18. Рогозин Д. Ситуационный анализ по Адель Кларк // Человек. 2007. № 1. С. 38–48.
  19. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология. Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
  20. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.
  21. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. C. 121–132.
  22. Charmaz K., Henwood K. Grounded theory methods for qualitative psychology // The Sage handbook of qualitative research in psychology / C.Willig, W. Stainton-Rogers. London: Sage, 2017. P. 238–255.
  23. Thornberg R., Charmaz K. Grounded theory and theoretical coding // The Sage handbook of qualitative data analysis / U.Flick. London: Sage, 2014. P. 153–169.
  24. Willig C. Introducing qualitative research in psychology. Maidenhead: Open University Press, 2013.
  25. Хорошилов Д.А., Машков Д.С. «Социальное воображаемое» в психологической структуре повседневности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.10.2019).
  26. Субботский Е.В. Неуничтожимость волшебного: как магия и наука дополняют друг друга в современной жизни. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
  27. Гришина Н.В. Проблема концептуализации контекста в современной психологии // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 10–20.
  28. Хорошилов Д.А., Мельникова О.Т. Качественный анализ в психологии — наука или искусство? // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 1–10.
  29. Glaser B. Basics of Grounded theory analysis: emergence vs forcing. Mill Walley, CA: Sociology Press, 1992.
  30. Гусельцева М.С. Психология и новые методологии: эпистемология сложного // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.10.2019).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика