Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9994Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №1 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Работа с северными сообществами — слияние экономики и психологии 10

|

Шьенте Э.Б.К.
кандидат психологических наук, Альта, Норвегия
e-mail: eva.c.schjetne@uit.no

Мельникова Н.М.
кандидат психологических наук, Якутск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7405-1543
e-mail: shpresamel@yandex.ru

Аннотация

Главной темой статьи являются анализ и обсуждение методологических оснований практической работы по развитию северных территорий; рефлексия того вклада, который был внесен в междисциплинарный проект из различных областей науки и практики (психологии, экономики, социальной работы, подходов к семейной терапии и социальной работы с сообществами (Community Work)), а также общенаучных концепций (теории систем). Проект был реализован через тематическую сеть Университета Арктики, объединяющую для совместной работы университеты, колледжи и другие научно-исследовательские и образовательные учреждения Севера. Партнерами проекта являлись Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова — Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, а именно два его подразделения: Финансово-экономический институт, Центр психологической помощи «Развитие», а также Университетский колледж Финнмарк, Алта, Норвегия. Надежда Мельникова и Ева Карлсдоттер Шьетне разработали рабочую модель, основанную на следующих методологических основаниях: теория систем, культурная психология и гуманистическая психология. При реализации системного подхода в работе с психосоциальным напряжением подчеркивается перспективность использования салютогенетической концепции. Большое внимание в статье уделяется созданию атмосферы доверия, установлению контакта, эффективной коммуникации между жителями путем совместного обсуждения ситуации; использованию методов обучения коммуникации на основе субъект-субъектной модели общения и подхода к коммуникации Вирджинии Сатир. Подчеркивается необходимость признания уникального опыта населения, важность учета этнокультурного компонента. Выявлена активная роль северных сельских женщин в развитии бизнеса. Высокая ценность семейной терапии в контексте общего развития поселения также обсуждается. Показана значимая роль психологов в реализации междисциплинарных проектов. Описана гуманистическая направленность психолога в создании ситуации развития в сообществе. Авторами указано, что обязательным условием успешной реализации проекта является отход от роли эксперта, переход к позиции партнера, уважение опыта, стремлений жителей поселения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. University of the Arctic. UARCTIC web site. Retrieved December 2012. Available at: http://www.uarctic.org/ (accessed: 12.10.2019).
  2. Okhlopova N., Pisareva L. Social capital in the innovative socio-economic development of the northern regions of Russia. Socio-economic determinants of innovative development: in the emerging paradigm of economic growth of the northern regions of Russia. Eds N. V. Okhlopkova, T. Herzen, L. Yu. Pisareva. Lambert Academic Publishing, 2013. (In Russian)
  3. Lebedeva N. M., Luneva O. V., Stefanenko T. G. Ethnic tolerance training for schoolchildren. Moscow, Prive Publ., 2004. (In Russian)
  4. Bordieu P. The forms of capital. Handbook of theory and research for the sociology of education. Ed. By J. G. Richardson. Greenwood Press, 1986, pp. 241–258.
  5. Putnam R. Bowling alone: The collapse and revival of American community. New York, Simon & Schuster, 2001.
  6. Aslund C., Starrin B., Nilsson K. W. Social capital in relation to depression, musculoskeletal pain, and psychosomatic symptoms: a cross-sectional study of a large population-based cohort of Swedish adolescents. BMC Public Health, 2010, no. 10 (715).
  7. World Health Organization. International statistical classification of diseases and health related problems. Geneva, World Health Organization, 2004.
  8. Bolin K., Lindgren B., Lindström, M., Nystedt P. Investments in social capital — implications of social interactions for the production of health. Social Science & Medicine, 2003, no. 56 (12).
  9. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge, Harvard University Press, 1979.
  10. Perkins D., Hughly J., Speer P. Community psychology perspectives on social capital theory and community development practice. Journal of the Community Development Society, 2002, vol. 33 (1), pp. 33–52.
  11. Stefanenko T. G. Ethnopsychology. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. (In Russian)
  12. Shweder R. A. Thinking through cultures: Expeditions in cultural psychology. Cambridge, Harvard University Press, 1991.
  13. Hanssen E. S. S. Ett barnevern til samiske barns beste — riktig hjelp til riktig tid? Unpublished master’s thesis, 2006, Norwegian University of Science and Technology, Troms.
  14. Perkins D., Long D. Neighborhood sense of community and social capital. Psychological sense of community, Springer, 12 USA, 2002, pp. 291–318.
  15. Mignone J., O’Neil J. Social capital as a health determinant in first nations: An exploratory study in three communities. Journal of Aboriginal Health, 2005, vol. 2 (1), pp. 26–33.
  16. Rowan J. Humanistic psychology reaches out. Retrieved December 2012. Available at: http://ahpb. org/index.php/humanistic-psychology-2/humanistic-psychology-reaches-out/ (accessed 12.10.2019).
  17. Petrovskaya L. A. Theoretical and methodological problems of socio- psychological training. Moscow, Mosk. un-t Publ., 1982. (In Russian)
  18. Kharash A. U. Personality, consciousness and communication: to the substantiation of the intersub- jective approach in the study of communicative impacts. Psychological and pedagogical problems of communication. Moscow, NII OPP APN USSR Publ., 1979, pp. 17–35. (In Russian)
  19. Antonovsky A. Health, stress, and coping. San Francisco, Jossey-Bass, 1979.
  20. Rutter M. Developing concepts in developmental psychopathology. Developmental psychopathology and wellness. Ed. by J. J. Hudziak. Arlington, American Psychiatric Publishing, 2008, pp. 3–22.
  21. Ledogar R. J., Fleming J. Social capital and resilience: A review of concepts and selected literature relevant to aboriginal youth resilience research. Pimatisiwin, 2008, vol. 6 (2), pp. 25–46.
  22. United Nations. Convention on the rights of the child. 1989. Retrieved December 2012. Available at: http://www2.ohchr.org/english/law/crc.htm (accessed: 12.10.2019).
  23. Satir V. Conjoint family therapy. Palo Alto, Science and Behavior Books, 1967.
  24. Satir V. Peoplemaking. Palo Alto: Science and Behavior Books, 1972.
  25. Gerrard S. Global coasts: Life changes, gender challenges. Ed. by R. R. Balsvik. Troms, Kvinnforsk, University of Troms, 1999, vol. 2.
  26. Stammler F. Reindeer nomads meet the market: Culture, property and globalisation at the end of the land. Munster, LIT Verlag, 2005.
  27. Argyris C., Schon D. A. Theory in practice: Increasing professional effectiveness. San Francisco, Jossey-Bass, 1974.
  28. Berger P. L., Luckmann T. The social construction of reality. Garden City, Anchor Books, 1966.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика